Три дерева. 1643 г. Офорт

Картина Рембрандта удивила со­временников. Разумеется, не всем заказчикам, которые добросовест­но оплатили работу живописца,

понравилось то, что рядом изо­бражены посторонние персонажи и что лица некоторых из них засло­нены другими фигурами.

Судьба этого полотна была слож­ной. Многолетняя копоть каминов в зале стрелковой гильдии придала живописи сумрачный, «ночной» ко­лорит, а в начале XVIII в. огромный холст был обрезан с четырёх сто­рон. В XIX в. романтически настро­енные зрители дали картине поэти­ческое название «Ночной дозор». На самом деле нетрудно заметить, что действие происходит днём, око­ло полудня — тени от фигур совсем короткие.

В 40-е гг. XVII в. Рембрандт осо­бенно увлёкся пейзажем. В жизни природы он искал утешения в веч­ной разлуке с Саскией и отдыха пос­ле титанических трудов над больши­ми полотнами. Встретив среди полей три дерева, художник делает

Рембрандт ван Рейн. Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока (Ночной дозор). 1642 г. Риксмузей, Амстердам.

их «героями» одноимённого офор­та (вид гравюры). Они стоят под па­смурным небом на невысоком хол­ме посреди плоской равнины. Эти три дерева кажутся центром мира, его животворным началом — так яс­но и полнозвучно воплотились в них природные стихии: терпели­вая сила земли — в кряжистых ство­лах, вольное стремление воздуха — в трепетании ветвей и листьев.

Рембрандт не мог и не желал пота­кать подобным вкусам. Потерявший заказчиков, оказавшийся на грани ра­зорения, мастер не опускал рук.

Тогда, как и в лейденские годы, Рембрандт писал особенно много портретов, причём сам выбирал мо­дели, а не ждал, пока заказчики вы­берут его. Художнику позировали родственники, соседи, случайные знакомые.

Рембрандт ван Рейн.

Автопортрет. 1665 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: