Музей Маурицхейс, Гаага

РЕМБРАНДТ ВАН РЕЙН

(1606—1669)

Творчество Рембрандта, без сомне­ния, вершина голландской школы. Этот мастер был одинок среди со­братьев по искусству. Они считали его «первым еретиком в живописи», хотя впоследствии их самих стали называть «малыми голландцами» — чтобы подчеркнуть, насколько пере­рос их Рембрандт.

Рембрандт Харменс ван Рейн родился в Лейдене в семье владель­ца мельницы. Он окончил школу и пожеланию родителей в 1620 г. по­ступил в Лейденский университет. Однако вскоре юноша оставил его ради занятий живописью. Через три года Рембрандт перебрался в Ам­стердам, где посещал мастерскую местного живописца. В 1625 г. де­вятнадцатилетний художник — без средств и покровителей и, видимо, даже без звания мастера — возвра­тился в родной город и принялся за работу.

Не избалованный заказами, Рем­брандт вначале писал портреты близких и особенно часто самого себя, смеющегося или задумчивого. По сути, так продолжалось учение: художник изучал выражения лица, соответствующие определённым чувствам, настроениям.

В 1632 г. Рембрандт навсегда пе­реехал в Амстердам. Местная гильдия хирургов сразу же предложила ему выгодный заказ: изобразить своих членов на анатомической лекции выдающегося голландского врача Николаса Питерса — доктора Тулпа («тулп» — «тюльпан» по-нидерланд­ски — был изображён на фасаде его

дома). На картине сдержанный и элегантный доктор вскрывает труп, что было в те времена незаурядным событием. Хирурги в праздничных костюмах образуют слитную группу: все они робеют перед зрелищем мертвеца и, внимательно сверяя уви­денное с иллюстрацией в огромной книге, восхищаются познаниями лек­тора. А тот действует привычно, лег­ко и в отличие от своих боязливых слушателей не страшится взглянуть в лицо смерти. Слуга, стоящий в глуби­не картины, очевидно, ценит себя не меньше, чем блестящий лектор. Уве­ренно, с лёгкой иронией смотрит он поверх голов господ хирургов.

«Анатомия доктора Тулпа» при­несла Рембрандту признание публи­ки. Теперь амстердамские богачи наперебой заказывали художнику свои портреты.

В 1634 г. Рембрандт женился на юной Саскии ван Эйленбюрх. На портрете этого года жена художни­ка, в цветочном венке и просторном причудливом платье, преображается в богиню цветения Флору, окружён­ную лесным полумраком. Выбор на­ряда не случаен: Саския готовилась стать матерью. В автопортрете 1635 г. художник изобразил себя весёлым и нарядным кавалером за пиршествен­ным столом с красавицей Саскией

Рембрандт ван Рейн.

Автопортрет в юности. Старая пинакотека, Мюнхен.

Рембрандт ван Рейн.

Анатомия доктора

Тулпа. 1632 г.

Музей Маурицхейс, Гаага.

67

Рембрандт ван Рейн.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: