Основные функции подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений органов публичной власти

Введение

Коррупция и ее проявления в системе государственной и муниципальной службы в настоящее время представляют собой одну из наиболее серьезных угроз развитию российской государственности, ее конституционному строю, правам и свободам граждан. Противодействие коррупции – сложная и ответственная задача, возлагаемая на значительное количество субъектов противодействия коррупции с различным правовым статусом и объемом полномочий.

Рассмотреть антикоррупционные функции подразделений кадровых служб органов публичной власти Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Описать и объяснить их– цель данной работы.

Формирования эффективных механизмов и правовых инструментариев противодействия коррупции и коррупционному поведению публичных служащих как на федеральном, так и на региональном уровнях – актуальная и важная задача., возложенная на различные структуры власти, в том числе и на подразделения кадровых служб. Впервые их полномочия были закреплены Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 1997 года «О представлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе». В соответствии с этим нормативным актом, кадровая служба со ответствующего государственного органа в случае обнаружения признаков недостоверности или неполноты представленных сведений о доходах и имуществе лицами, замещающими государственные должности государственными служащими и лицами, замещающими должности в органах местного самоуправления обязана была организовать их проверку. На решение данной задачи направлен и Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», согласно ст.1 п.2 которого «противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий…».

Антикоррупционные функции подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений органов публичной власти были закреплены Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557 (ред. от 31.12.2019) «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей». Данным Указом было предписано создать подразделения кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Таким образом, в число субъектов, наделенных полномочиями по борьбе с коррупцией, включены и подразделения кадровых служб органов публичной власти Российской Федерации.

Однако такое положение дел просуществовало недолго, т.к. решением Президента Российской Федерации было предложено формирование специализированных подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений с возложением на них ряда антикоррупционных функций. Правовой основой формирования подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений в органах государственной власти стал Указ Президента РФ от 21.09.2009 N 1065 (ред. от 09.08.2018) «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» (вместе с «Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению).

Таким образом, в системе государственной службы было создано самостоятельное структурное подразделение, отвечающее за разработку и реализацию кадровой стратегии органов власти и управления, организацию системы работы с кадрами. Задача кадровая служба. повышение эффективности Российской Федерации в области противодействия коррупции и ряд других задач, таких как защита бизнеса от злоупотреблений должностных лиц, просветительство и популяризация антикоррупционных стандартов. Антикоррупционные функции данных структур регулируется различными нормативными правовыми актами.

I.Классификация антикоррупционных функций подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений органов публичной власти

Основные функции подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений органов публичной власти

Противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц. В России антикоррупционные функций распределены между разными государственными органами. Идет процесс  совершенствования законов, регулирующих статус должностных лиц, институтов ответственности, поскольку противодействие коррупции –институт комплексный, представленный нормами административного, уголовного, служебного права. К вопросам, заслуживающим особого внимания при анализе деятельности кадровых служб органов публичной власти по профилактике коррупционных и иных правонарушений, относятся следующие:

a) антикоррупционные функции этих подразделений; b) особенности осуществления ими дисциплинарного производства по делам о коррупционных проступках; c) особенности обеспечения ими деятельности специализированных антикоррупционных совещательных органов; d) оценка эффективности деятельности этих подразделений.

Итак, рассмотрим содержание антикоррупционных функций, возлагаемых на подразделения кадровых служб,   обратимся к правовому регулированию данной деятельности. Правовой основой формирования подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений в органах государственной власти, как говорилось выше,  стал Указ Президента РФ от 21.09.2009 N 1065 (ред. от 09.08.2018.

Данным Указом предписывалось:

a) утвердить прилагаемое Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению;

b) федеральным органам исполнительной власти – создать подразделения кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

c) органам местного самоуправления– руководствоваться положениями этого нормативного правового акта при разработке собственных положений по данному направлению деятельности;

d) правительству представить в президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции проект типового положения о подразделениях кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

e) совместно с Управлением делами Президента Российской Федерации организовать переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции, обеспечив финансирование указанных мероприятий.

По определению, данному в Указе  антикоррупционная функция – «это регулярно осуществляемая органом публичной власти деятельность по реализации или обеспечению реализации государственной политики противодействия коррупции».

Условно антикоррупционные функции можно разделить на две категории: основные, осуществляемые для достижения целей их создания, вспомогательные (обеспечительные), способствующие выполнению основных функций и дополнительные, которые могут иметь место в ведомственных и иных нормотивных правовых актах.. Данные функции взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимодополняемы. Рассмотрим каждую функцию отдельно.

Первая функция «обеспечение соблюдения федеральными государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных ФЗ от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. В последующем данная функция была закреплена не только за подразделениями кадровых служб органов публичной власти по профилактике коррупционных и иных правонарушений в федеральном антикоррупционном законодательстве, но и в других нормативных правовых актах, а именно: в Федеральном законе от 3 декабря 2012 года №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.09.2018) и Указе Президента Российской Федерации от 4 2009 года №1382 «Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров» с изм. и доп. от 31.12.2019).

Важно отметить, что Законы и другие нормативные правовые акты, направленные на выполнение данной функции кадровыми службами принимаются не только на федеральном уровне, но и на региональном. Примером может служить Указ Губернатора Нижегородской области от 28 августа 2009 г. № 51 «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Нижегородской области, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и представлении лицами, замещающими государственные должности Нижегородской области, сведений о доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

В числе основных функций подразделения органа публичной власти следует рассматривать и «оказание федеральным государственным служащим консультативной помощи по вопросам, связанным с применением на практике требований к служебному поведению и общих принципов служебного поведения государственных служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885, а также с уведомлением представителя нанимателя (работодателя), органов прокуратуры Российской Федерации, иных федеральных государственных органов о фактах совершения федеральными государственными служащими, государственными служащими субъектов Российской Федерации или муниципальными служащими коррупционных правонарушений непредставления ими сведений либо представления недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

На выполнение данной функции в определенной мере направлен и  Приказ Россотрудничества от 27.11.2019 N 0153-пр «Об утверждении Порядка уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения федерального государственного гражданского служащего Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству к совершению коррупционных правонарушений», способствующий международному сотрудничестве по борьбе с коррупцией».

Близкой по содержанию с антикоррупционным консультированием представляется функция по организации антикоррупционного просвещения государственных (муниципальных) служащих, т. е «организация правового просвещения федеральных государственных служащих».О важности антикоррупционного просвещения говорит тот факт, что в Указе Президента РФ от 29 июня 2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы» этой функции посвящен раздел о просветительской и исследовательской работе в сфере противодействия коррупции. В нем, в частности, говорится о возможности грантовой поддержки организаций, которые показали наиболее значимые результаты в антикоррупционном просвещении граждан, популяризации антикоррупционных ценностей и научном обеспечении противодействия коррупции.  К тому же Правительство РФ признает тот факт, что антикоррупционное просвещение должно начинаться раньше, чем гоударственный служащий приступит к своим обязанностям. Об этом свидетельствует Распоряжение Правительства РФ от 29.01.2019 N 98-р «Об утверждении Программы по антикоррупционному просвещению обучающихся на 2019 год», в которую включены Положения, предусматривающие формирование у обучающихся компетенции, позволяющей выработать нетерпимое отношение к коррупционному поведению, а в профессиональной деятельности – содействовать пресечению такого поведения.

Важно, что в Методических рекомендациях по организации антикоррупционного обучения федеральных государственных гражданских служащих» наравне с вышеуказанными функциями было рекомендовано возложить функцию антикоррупционного образования государственных (муниципальных) служащих по программам дополнительного профессионального образования, названную «Правовым обучением по вопросам противодействия коррупции», соблюдения ими запретов, ограничений, требований к служебному поведению».

Следующие функции, заслуживающие особого внимания, – «проведение служебных проверок» и  «осуществление проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, а также сведений (в части, касающейся профилактики коррупционных правонарушений), представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, проверки соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» (в ред. Указа Президента РФ от 19.09.2017 N 431) и «осуществление проверки соблюдения гражданами, замещавшими должности федеральной государственной службы, ограничений при заключении ими после увольнения с федеральной государственной службы трудового договора и (или) гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами».

Кроме того, данные функции правомерно могут быть дополнены функцией, которая предполагает «анализ сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, сведений о соблюдении федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и соблюдении установленных для них запретов, ограничений и обязанностей, сведений о соблюдении гражданами, замещавшими должности федеральной государственной службы, ограничений при заключении ими после ухода с федеральной государственной службы трудового договора и (или) гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также при осуществлении анализа таких сведений проведение бесед с указанными гражданами и федеральными государственными служащими с их согласия, информации о соблюдении федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, изучение представленных гражданами или федеральными государственными служащими сведений, иной полученной информации» (в ред. Указа Президента РФ от 19.09.2017 N 431). Все названные функции включают в себя проверку и контроль деятельности государственных органов власти.

Следующая функция, которую правомерно отнести к основной, –    «подготовка указанными подразделениями кадровых служб (их должностными лицами) в соответствии с их компетенцией проектов нормативных правовых актов о противодействии коррупции», т.е. привлечение государственных и муниципальных служащих к участию в обсуждении и разработке нормативных правовых актов по вопросам противодействия коррупции.

Таким образом, совершенствование механизмов и разумное определение сфер государственного присутствия в антикоррупционной деятельности должны сужать почву, на которой процветает коррупция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: