Вспомогательные функции подразделений кадровой службы органов публичной власти по профилактике коррупционных и иных правонарушений

Говоря о функциях подразделений кадровой службы органов публичной власти по профилактике коррупционных и иных правонарушений, необходимо помнить, что выделенные нами группы функций органов субъектов Российской Фе­дерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений взаимосвязаны между собой, а их деление на группы носит условный характер. Рассмотрим в качестве  вспомогательных (обеспечительных) функций, закрепленных Указом Президента РФ от 21.09.2009 N 1065 (ред. от 09.08.2018), следующие функции.

Функция, которую мы условно можем отнести к вспомогательной, названа «обеспечение деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов». Закрепление этой функции произошло на различных уровнях и различными по правовой природе нормативными правовыми актами. Подтверждением факта может служить Постановление Губернатора Астраханской области от 23.07.2010 № 296 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих в исполнительных органах государственной власти Астраханской области и урегулированию конфликта интересов»(ред.от 30.09.2019 года).

  Следующая функция «принятие мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на государственной службе» находится в тесной связи с вышеназванной функцией и выступает в качестве инструментовреализации основной функции –   «обеспечение соблюдения государственными служащими антикоррупционных ограничений, запретов и требований».

Вопросам реализации данной функции подразделениями кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений органов публичной власти посвящено множество нормативных правовых актов различного уровня. Так, в ранее названном «Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 г.г.» рекомендовано подготовить законопроект, предусматривающий установление контроля за расходами лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений коррупционной направленности, и последующее обращение в доход РФ имущества, обнаруженного при расследовании таких преступлений. Минтруду России с участием Генеральной прокуратуры РФ поручено каждые полгода готовить обзор практики применения законодательства в части предотвращения и урегулирования конфликта интересов.

 Примером практического применения  может служить Приказ от 2 декабря 2019 года N 309 «Об утверждении Положения о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Республики Мордовия и урегулированию конфликта интересов».

Следующей  вспомогательной функцией правомерно считать функцию обеспечения реализации государственными служащими обязанности уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений. Здесь тоже мы можем обнаружить значительное количество ведомственных нормативных правовых актов, в которых эта функция закреплена за подразделениями кадровых служб органов публичной власти по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Примером может служить Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 12 ноября 2018 г. № 751 «Об утверждении Положения о порядке уведомления руководителей (представителей нанимателя) органов и организаций прокуратуры Российской Федерации прокурорскими работниками, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в Университете прокуратуры Российской Федерации, о фактах обращения к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и организации проверки представленных сведений».

Вспомогательная антикоррупционная функция подразделений кадровых служб органов публичной власти по профилактике коррупционных и иных правонарушений «взаимодействие с правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции» и механизмы её осуществления достаточно подробно освещена в Методических рекомендациях по данному вопросу, одобренных президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции в Указе Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 года № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 – 2020 годы», где сказано, что «Министерство внутренних дел Российской Федерации участвует в проведении мониторинга деятельности некоммерческих организаций, уставами которых предусмотрено участие в противодействии коррупции и анализе соответствия их деятельности» Также заслуживает внимания и Федерального закона от 06.02.2019 № 5-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия коррупции». Например, в соответствии с внесенными изменениями в действующие Федеральные законы «генеральная прокуратура Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, взаимодействует с компетентными органами иностранных государств при проведении уполномоченными должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления и организаций проверок соблюдения ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции, лицами, на которых распространены такие ограничения, запреты и требования» и др.

Таким образом, закрепленные Указом Президента РФ от 21.09.2009  N 1065 (ред. от 09.08.2018) основные и вспомогательные антикоррупционные функции подразделений органов публичной власти по профилактике коррупционных и иных правонарушений в последующем стали активно закрепляться нормативными правовыми актами за подразделениями кадровых служб федеральных органов государственной власти.

Функции подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений органов публичной власти, регулируемые «Типовым положением о подразделении по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадровой службы федерального государственного органа»

Разумеется, в рамках одной работы невозможно рассмотреть подробно все антикоррупционные функции подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений органов публичной власти и законы, регулирующие статус должностных лиц и институтов их ответственности. Однако, заслуживает внимания «Типовое положение о подразделении по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадровой службы федерального государственного органа» (утв. Аппаратом Правительства РФ 18.02.2010 N 647п-П16), которым были возложены дополнительные функции на подразделения федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений Эти антикоррупционные функции носили в основном вспомогательный характер и были направлены на обеспечение основных функций.

С учетом вышеизложенного, рассмотрим  антикоррупционные функции подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений органов публичной власти, установленных данным нормативным правовым актом. В контексте сказанного важноотметить,, что за подразделениями кадровых служб стали закрепляться новые полномочия и функции, связанные с исполнением положений изменяющегося федерального антикоррупционного законодательства.

Во-первых, важной дополнительной антикоррупционной функцией, регулируемой «Типовым положением о подразделении по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадровой службы федерального государственного органа», стала функция по контролю за соблюдением антикоррупционных ограничений, запретов и требований, которая заключается в собирании и обработке сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные в установленном порядке, а также осуществлении контроля за своевременностью их представления.

Во-вторых, не менее значима является дополнительная функция – «содействие антикоррупционному информированию», то есть «обеспечению подготовки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, подлежащих размещению на официальном сайте государственного органа».

В-третьих, дополнительная функция подразделений органов публичной власти по профилактике коррупционных и иных правонарушений была сформулирована как «обеспечение сохранности и конфиденциальности сведений о федеральных государственных служащих, полученных в ходе своей деятельности».

Важность этой функции заключается в том, что при соблюдении конфиденциальности возрастет доверие к кадровым службам, занимающихся профилактикой коррупции.

С учетом специфики деятельности подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений на ведомственном, региональном и муниципальном уровнях, за ними стали закрепляться новые полномочия и дополнительные функции:

a) прием письменных и устных обращений граждан по вопросам противодействиякоррупции;

b) организации и участие в проведении совещаний, конференций и семинаров по вопросам противодействия коррупции;

c) осуществление взаимодействия с другими структурными подразделениями государственного органа по вопроса противодействия коррупции.

d) обеспечения подачи федеральными государственными гражданскими служащими Рособоронзаказа заявления о передаче в Рособоронзаказ подарков, полученных в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями

Доказательством справедливости данных утверждений  может служить Приказ Министра обороны Российской Федерации от 2 июля 2018 г. № 370 (в ред. Приказа Министра обороны РФ от 7 августа 2018 г. № 443) «Об утверждении Плана противодействия коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации на 2018–2020 годы»  в  целях реализации Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460, и Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 г. N 378. На основе проведенного анализа. На основе анализа информации  о реализации мероприятий Плана противодействия коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации на 2018–2020 годы за 10 месяцев 2019 года, можно прийти к выводу, что, кроме основных функций, можно отметить и дополнительные антикоррупционные функции подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений органов публичной власти.

Так, заслуживает внимания тот факт, что совершенствуется ведомственная нормативная правовая и методическая база (внесены изменения в 5 нормативных правовых актов, издан приказ Министра обороны Российской Федерации от 5 сентября 2019 г. № 514 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации», подготовлена Памятка государственному служащему (работнику) по порядку действий в случае невозможности представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на супругу (супруга) и несовершеннолетних детей).

 Кроме того, осуществлен контроль соблюдения федеральными государственными служащими и работниками Вооруженных Сил запретов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, несоблюдения ограничений, касающихся получения подарков, и порядка сдачи подарков, а также применение соответствующих мер ответственности.

Занятия с целью антикоррупционного просвещения проводились не только в традиционной форме лекций, но и в режиме видеоконференцсвязи, онлайн-связи, что позволило охватить максимальное количество государственных служащих, замещающих должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации и находящихся на удаленном расстоянии.

Будущее этих механизмов, за интернет-технологиями, которые обеспечат их оперативность, круглосуточную, повсеместную доступность и адресность и исключат коррупционную составляющую. Своевременно проводится обновление информации раздела «Противодействие коррупции» на официальном сайте Министерства обороны,а именно: а)обеспечения размещения информации о номерах «телефона доверия» по вопросам противодействия коррупции; b) обеспечения приема электронных сообщений на официальный сайт Министерства обороны Российской Федерации.

Продолжена практика проведения видеоконференций с руководителями подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Подтверждением того, что инновационные технологии внедряются во может служить также опыт, Ростовской области, где в 2018 году с целью борьбы с коррупцией был запущен проект «Правовая помощь онлайн». Правительством области создан портал, на котором можно записаться на прием в МФЦ и потом прийти в назначенное время за получением правовой помощи в режиме онлайн. Подобные проекты способны обеспечить возможность таких вспомогательных функций как: организация и участие в проведении совещаний, конференций и семинаров по вопросам противодействия коррупции и функции осуществления взаимодействия с другими структурными подразделениями государственного органа по вопросам противодействия коррупции.

Учитывая изменяющееся федеральное антикоррупционное законодательство в исследуемом нормативном правовом акте предусмотрено осуществление иных функций в сфере противодействия коррупции, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, то есть предусмотрено расширение их полномочий по кругу лиц.

Типовое Положение нормативного правового акта в полном объеме соответствует Положениям действующего федерального антикоррупционного законодательства, расширившего перечень лиц, на которых распространяются антикоррупционные ограничения, запреты и требования.

Примером осуществления данных функций на практике может служить Приказ Росавтодора от 26.12.2018 N 4095 «Об утверждении Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение отдельных должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральным дорожным агентством, и работниками, замещающими эти должности, и соблюдения ими требований к служебному поведению». (Зарегистрировано в Минюсте России 28.01.2019 N 53587).

Особое место среди организационно-исполнитель­ных функций Российской Федера­ции по профилактике коррупционных и иных право­нарушений занимает функция осуществления антикоррупционного мониторинга и антикоррупционной экспертизы, целью которых является проверка и анализ случаев коррупции.

Итак, как уже говорилось выше, все функции взаимосвязаны.и до конца не исследованы. И в связи с тем, что законодательство России обновляется и совершенствуется учетом проведенных исследований антикоррупционные функции подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений органов публичной власти, наиболее перспективным направлением здесь выгля­дит научная разработка критериев качества исполне­ния антикоррупционных функций.

 

 Заключение

Проведенный нами анализ содержания нормативных правовых актов, регулирующих деятельность подразделений кадровых служб органов государственной власти по профилактике коррупционных и иных правонарушений, позволяет сделать выводы.

Во-первых, антикоррупционная функция подразделения кадровой службы органов публичной власти по профилактике коррупционных и иных правонарушений – это регулярно осуществляемая специализированным подразделением кадровой службы органа публичной власти по профилактике коррупционных и иных правонарушений деятельность по реализации или обеспечению реализации государственной политики противодействия коррупции.

Во-вторых, антикоррупционные функции подразделений кадровых служб органов публичной власти по профилактике коррупционных и иных правонарушений можно условно разделить на три взаимосвязанные группы: основные, вспомогательные и дополнительные, т.е. те, которые регулирует «Типовое положение о подразделении по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадровой службы федерального государственного органа» (утв. Аппаратом Правительства РФ 18.02.2010 N 647п-П16)

 Таким образом, действующее антикоррупционное законодательство включает в себя не только федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты федерального уровня, но и соответствующее законодательство субъектов РФ. В каждом из субъектов Российской Федерации могут быть приняты  свои антикоррупционные законы, которые, как правило, дополняют и конкретизируют федеральное антикоррупционное законодательство, антикоррупционные функции подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений органов публичной власти – это регу­лярно осуществляемая названными органами целе­направленная системная деятельность по реализации и/или обеспечению реализации государственной политики противодействия коррупции как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. В связи с этим, объем этих функций определя­ется не только федеральными, но и региональными нормативными правовыми актами, и как следствие, не может быть одинаков.

 

 

Список использованной литературы

1. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ.

2. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия коррупции». от 06.02.2019 № 5-ФЗ

3. Федеральный закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам » от 3 декабря 2012 года №230-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.09.2018).

4. Указ Президента РФ «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» (вместе с «Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению») от 21.09.2009 N 1065 (ред. от 09.08.2018)

5. Указ Президента РФ «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» от 18.05.2009 N 557 (ред. от 31.12.2019)

6. Указ Президента РФ «О представлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе» от 15.05.1997 №484 // Собрание законодательства РФ. – 1997. – №20. – Ст. 2239.

7.  «Обеспечение эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с правоохранительными органами в организации противодействия коррупции в федеральных органах исполнительной власти: методические рекомендации, одобренные президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции» 25 сентября 2012 года №34. – М., 2012.

8. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров» от 4 2009 года №1382 (с изм. и доп. от31.12.2019)

9. Указ Президента РФ «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы» от 29 июня 2018 г. № 378

10. Указ Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии противодействия коррупции» от 13 апреля 2010 г. N 460

11. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Программы по антикоррупционному просвещению обучающихся на 2019 год» от 29.01.2019          N 98-р

12. Приказ Генеральной прокуратуры РФ «Об утверждении Положения о порядке уведомления руководителей (представителей нанимателя) органов и организаций прокуратуры Российской Федерации прокурорскими работниками, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в Университете прокуратуры Российской Федерации, о фактах обращения к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и организации проверки представленных сведений» от 12 ноября 2018 г. № 751

13. Приказ Министра обороны Российской Федерации «Об утверждении Плана противодействия коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации на 2018–2020 годы» от 2 июля 2018 г. № 370 (в ред. Приказа Министра обороны РФ от 7 августа 2018 г. № 443)

14. Указ Губернатора Нижегородской области «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Нижегородской области, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и представлении лицами, замещающими государственные должности Нижегородской области, сведений о доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» от 28 августа 2009 г. № 51

15. Приказ Федерального дорожного агентства «Об утверждении Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение отдельных должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральным дорожным агентством, и работниками, замещающими эти должности, и соблюдения ими требований к служебному поведению». от 26 декабря 2018 г. № 4095.

16. Агеев В.Н., Бикеев И.И., Кабанов П.А и др. Всё о коррупции и противодействии ей: терминологический словарь / под общ. ред.            И.И. Бикеева, П.А. Кабанова. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономки, управления и права, 2014.

17. Андриченко Л.В., Беляева О.А., Васильев И.В. и др. Противодействие коррупции в субъектах Российской Федерации: научно-практическое пособие / под ред. Т.Я. Хабриевой. – М., 2013. – С.135-198.

18.  Будай С.Н. Актуальные вопросы организации в органах прокуратуры работы по профилактике коррупционных правонарушений // Организация работы с кадрами в органах прокуратуры Российской Федерации: сборник материалов. – М., 2012. – С.116-124.

19. Шевелевич А.А. Функции подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений // Противодействие коррупции в федеральных органах исполнительной власти: научно-практическое пособие / отв. ред. А.Ф Ноздрачев. – М., 2012. – С.40-50.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: