Выполнила студентка группы 19ИПД1 Голенева Мария
1. Гипотеза о времени создания «Слова о полку Игореве»
Время создания «Слова…» установить всё же проще, чем место или имя автора. Произведение укоренено во времени описываемых событий. Оно, несомненно, не могло быть создано намного позднее, — хотя бы через несколько десятилетий. После того как полчища Батыя в 1239—1240 годы опустошили Южную Русь, никто уже не воспринимал разгром небольшого новгород-северского войска в поле Незнаемом и пленение князей-участников похода как горе, как событие, поражающее воображение. Оно попросту забылось.
Но период с 1185 (год похода) по 1239-1240 (разорение южной Руси монголами) — слишком просторные рамки для приемлемой датировки «поэмы». Для того чтобы предложить более «узкую» датировку, нужно установить, какие наиболее поздние в сравнении с временем похода события в «Слове…» безусловно отражены и какие точно датированные события автор не упомянул, хотя по тем или иным причинам он был должен, обязан это сделать.
Последние по времени упомянутые в «песни» деяния и происшествия дают нижнюю точку границу, нижнюю дату: «Слово…» не могло быть создано до этого времени, оно написано после них.
События, не названные в произведении, устанавливают верхнюю границу: памятник был написан до этих событий.
Традиционно нижняя и верхняя границы написания «Слова…» определяются как 1185—1187 годы. Соображения, обосновывающие такую датировку, обобщил замечательный исследователь И.П.
Было высказано мнение, что нижней границей следует считать кончину Святослава Киевского (1194), а верхней границей смерть другого героя «Слова…», Игорева брата Всеволода Буй тура (май 1196).
Были и предложения сдвинуть дату написания «Слова…» ещё дальше от времени самого события. Они исходит из того, что негативная характеристика Ярослава Всеволодовича Черниговского в «златом слове», которое произносит его брат Святослав Киевский, свидетельствует будто бы, что «Слово…» было написано после смерти Ярослава (1198), когда черниговский престол перешёл к Игорю Святославичу. Об этом же якобы говорит и отсутствие обращения к Ярославу с призывом «постоять за раны Игоревы». Аргумент Н.С. Демковой, что «Слово…», в котором провозглашена здравица Всеволоду Буй туру, который скончался в 1196 году, не могло быть создано после его смерти, при этом отбрасывается: в концовке древнерусской «песни» Всеволоду, как и его брату Игорю и Игореву сыну Владимиру поётся «слава», а не возглашается здравица. Здравица же произносится автором в честь всех князей и русского воинства, ныне защищающих Отечество, а из этого не следует, что Всеволод во время создания «Слова…» должен быть жив.
Один из ярких примеров ранней датировки «Слова…», причём с указанием точной даты создания (произнесения): «Слово…» произнесено на княжеском пире в Киеве, во дворце князя Святослава Всеволодовича, в честь приезда вернувшегося из половецкой неволи Игоря 15 августа 1185 года. «Слово…» сообщает о приходе Игоря в киевский храм Успения Богородицы Пирогощей, очевидно, для поклонения чудотворной иконе Богородицы, хранимой в этой церкви. Было бы естественным, чтобы новгород-северский князь приехал на поклонение иконы на праздник Успения Богородицы, 15 августа.
Но, главное, ранней датировке «Слова…» противоречит очевидное упоминание о возвращении из плена Игорева сына Владимира. 1188 год остаётся наиболее вероятной самой ранней датой создания «Слова…». Едва ли оно было создано после 1196 года — года смерти Всеволода Буй тура: всё-таки «слава» и здравица следуют в тексте одна за другой, и их раздельность недоказуема, а здравица покойному князю сомнительна. И — отступим ещё на два года назад — вряд ли «песнь» об Игоревом походе появилась после 1194 года, когда скончался Святослав Киевский.
Конечно, сетовать о поражении Игоря и Всеволода может и уже покойный киевский правитель, но было бы странно, если Святослав Всеволодович, князь не очень сильный, но всё же господин стольного Киева, и после смерти воспринимался как образ-символ мудрой власти и единения Руси.
2. Конспект по Киевской летописи фрагмента о походе Игоря на половцев.
Был сдан в читательском дневнике
3. Идейное содержание «Слова о полку Игореве» и его отражение в сюжете и композиции
Главная мысль «Слова…» – призыв князей к единению. Это проявляется во всей художественной структуре, прежде всего в сюжете и композиции «Слова…».
Автор «Слова» превратил этот частный, хотя и трагический по своим последствиям эпизод русско-половецких войн в событие общерусского масштаба; не случайно он призывает прийти на помощью Игорю не только тех князей, которые были в этом непосредственно заинтересованы, так как их уделы могли стать объектом половецкого набега, но и владимиро-суздальского князя Всеволода Большое Гнездо. Автор «Слова» настойчиво подчеркивает основную идею произведения: необходимо единство князей в борьбе со степняками, необходимо прекращение войн между отдельными феодалами, в которые враждующие стороны втягивали и половцев.
Этой же идее-необходимости единства князей подчинены и исторические экскурсы «Слова»: автор осуждает Олега Гориславича (изменяя на этот укоряющий эпитет действительное отчество князя - Святославич), «ковавшего крамолы», в которых сокращаются «въци человъкомь», он с гордостью вспоминает о времени Владимира Святославича - времени единения Руси, тогда, как сейчас, порознь развеваются «стязи Рюриковы, а друзии Давидовы». Это настойчивая и отчетливо выраженная патриотическая идея «Слова» была сформулирована К. Марксом: «суть поэмы - призыв русских князей к единению как раз перед нашествием собственно монгольских полчищ»2.
Художественная природа «Слова» своеобразна. Это не воинская повесть в собственном смысле этого термина. Автор не рассказывает подробно о событиях 1185 г., он рассуждает о них, оценивает, рассматривает их на фоне широкой исторической перспективы, едва ли не на фоне всей русской истории. Именно этими жанровыми особенностями «Слова» определяется и своеобразие его композиции и система его образов.
Композиция «Слова». «Слово» начинается обширным вступлением, в котором автор вспоминает старинного певца «слав» Бояна, мудрого и искусного, но тем не менее, заявляет, что он не будет в своем произведении следовать этой традиции, он поведет свою «песнь» «по былинамь сего времени, а не по замышлению Бояню».
Определив хронологический диапазон своего повествования («от стараго Владимира до нынъшняго Игоря»), автор рассказывает о дерзком замысле Игоря «навести» свои полки на Половецкую землю, «испити шеломомь Дону».
В радостных тонах рисует автор встречу Игоря и Буй Тура Всеволода, восторженно характеризует удалых «кметей» (воинов) курян.
Рассказ о второй, роковой для Игоря битве прерывается авторским отступлением о временах Олега Святославича. Этот исторический экскурс поднимает тему, к которой потом еще не раз вернется автор «Слова», - тему губительных междоусобиц, из-за которых гибнет благоденствие всех русичей.
И снова, оставив на время рассказ об Игоре, автор «Слова» повествует о бедах всей Русской земли, говорит о том, что в них повинны сами русские князья, которые начали на себя «крамолу ковати». Только в объединении всех русских сил против кочевников - залог победы.
Далее в «Слове» повествуется о вещем сне Святослава, предрекающем ему горе и смерть. Бояре истолковывают сон: недобрые предзнаменования уже сбылись, «два солнца померкоста» - Игорь и Всеволод потерпели поражение и оказались в плену.
Плач Ярославны по мужу – это плач, жалеющий не только Игоря, это скорбь русской женщины по русским воинам. Автор и здесь касается главной темы и идеи произведения «Слово о полку Игореве» - темы родины. В плаче Ярославна ищет сочувствия у русской природы, и горе ее находит облегчение.
Побег и возвращение Игоря автор описывает в образе народной сказки: река вступает с Игорем в разговор и сочувствует ему. Далее рассказывает о погоне хана, и переходит к радостной части произведения – Игорь приезжает в Киев, его возвращению все радуются и поют ему славу.
Эпилог «Слова» праздничен и торжествен: вернувшийся на Русь Игорь приезжает в Киев, к великому Святославу; «страны ради, гради весели». Здравицей в честь князя и заканчивается «Слово».
4. Характеристика персонажей и способы их изображения в «Слове о полку Игореве»
Князь Игорь
Князь Игорь - человек целеустремленный и слово князя остается нерушимым. Игорь любит свою землю, отважен и мужествен. А еще волевой, гордый и открытый. Возраст князя Игоря составляет 34 года на момент событий, описанных в "Слове".
В "Слове о полку Игореве" князь Игорь представлен храбрым, удалым воином:
"...Про деянья князя удалого?.."
"...Удалого сына Святославича!.."
Князь Игорь Святославич совершает безрассудный поступок, напав на половцев - так считает двоюродный брат Игоря, князь Святослав Киевский. Игорь бьет половцев "наудалую", безрассудно смело, и Святослав осуждает это.
Всеволод
Всеволод – брат Игоря, правящий Курскими землями. Автор дает герою прозвище Буй-Тур, создавая образ могучего русского богатыря. На Руси турами называли диких быков, таким образом, это слово означает мужество и большую силу.
Судя по всему, на момент событий в "Слове о полку Игореве" князь Всеволод является еще молодым князем. Вероятно, ему около 30 лет (если предположить, что он родился в 1155 г.). Автор не раз упоминает о молодом, "юном" возрасте Всеволода и Игоря:
"...Загубили юность вы свою...""...Молодых настало время славить нам: Слава князю Игорю, Буй-тур Всеволоду..."
Святослав Киевский
Святослав Киевский, которого автор слова называет в своем произведении отцом Игоря и Всеволода, на самом деле приходится им двоюродным братом. Он гораздо умнее, опытнее и осторожнее в решениях, чем другие князья. Автор идеализирует его образ, представляет Святослава, как идеального правителя: мудрым, грозным, истинным патриотом Святой Руси.
Князь Святослав Киевский является главным положительным персонажем "Слова о полку Игореве". Образ Святослава — это образ светлый и патриотичный.
Старый князь знал, что спасти Русь можно только объединившись, прекратив междоусобицы и бесконечные распри между князьями. Но его никто не желал слушать, каждый хотел найти свою собственную выгоду.
Святослав относится к Игорю и Всеволоду с братской любовью и нежностью.
Автор описывает князя Святослава как воина грозного и беспощадного по отношению к врагу:
"...Был он грозен в Киеве с врагамиИ поганых ратей не щадил —Устрашил их сильными полками..."
Однако Святослав не был грозным князем, как это принято говорить, например, об Иване Грозном. Д. С. Лихачев считает, что Святослав был одним из слабейших князей, когда-либо правящих в Киеве.
Княгиня Ярославна
Ярославна - это один из самых поэтичных персонажей "Слова о полку Игореве". В лице Ярославны автор воплотил идеал русской женщины XII века.
По мнению исследователей, Игорь женился на Ярославне в 1169 году, будучи 18-летним юношей:
"...Надо полагать, что Игорь женился на дочери Ярослава Осмомысла в 1169 г., восемнадцати лет от роду, а может быть и немного раньше. Все сыновья Игоря были и сыновьями Евфросинии, поэтому они позднее стали галицкими князьями..." (В. П. Адрианова-Перетц "«Слово о полку Игореве» и памятники русской литературы XI—XIII веков")
В "Слове о полку Игореве" автор изображает Ярославну молодой женщиной. К сожалению, точный возраст героини неизвестен.
В своем плаче Ярославна обращается к силам природы - к ветру, к Днепру. Она просит природу пожалеть Игоря и его войско и вернуть их домой.
Главными чертами в образе Ярославны являются скромность, заботливость и верность.
Боян
Боян представлен в произведении древнерусским поэтом и певцом. Боян не принадлежит к действующим лицам, но является незаменимым элементом в слове.
В целом же стиль Бояна полон образности и эмоциональности.
Песни Бояна не состояли исключительно их похвалы, в своих произведениях он пытается с философской точки зрения оценить порой даже самые обыденные, поддающиеся законам природы, вещи.
Автор
Фигура писателя - это первообраз выдающегося и гениального человека, любящего свою Родину. У него получилось сотворить изумительное и грандиозное творение, затмевающее все встречающиеся стили. Его уникальный и неповторимый способ общения, позволяет охарактеризовать данное произведение выдающимся памятником древнерусской цивилизации.
Несмотря на десятки исследований имя автора "Слова" так и остается загадкой.
Участвовал ли сам автор в походе князя Игоря на половцев? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Одни ученые считают, что автор участвовал в походе Игоря. Другие ученые считают, что автор не был в этом походе:
"...Одни исследователи считают, что автор "Слова" был участником похода Игоря Святославича и вместе с ним находился в плену; другие источник сведений <...> видят в устных рассказах об этом очевидцев событий и самого Игоря. С уверенностью ответить на этот вопрос вряд ли удастся..." ("Энциклопедия «Слова о полку Игореве» в 5 томах, 1995 г.)






