Изобразительно выразительные средства с примерами «Слово о полку Игореве»

Эпитеты: Боян вещий, старый Ярослав, храбрый Мстислав, красный Роман Святославович, старый Владимир, ратный дух, храбрые полки, поганые полки половецкие, храбрый Святославич, Олегово храброе гнездо, поганый половчанин, Дон великий, кровавые зори, черные тучи, синие молнии, гром великий, храбрые полки Игоревы, храбрые русичи.

Сравнения простые:

- "Сами скачут, как серые волки в поле, серые волки в поле, себе ища чести, а князю славы" (князь отважный, ищет славу);

- "По русской земле разбрелись половцы, как пардусов выводок" "Скрипят телеги их (половецкие) в полуночи, словно лебеди кричат распуганные" "Высоко взлетаете вы (Мстислав и Роман) на дело важное, словно как сокол на ветрах ширяется".

Важную роль в «Слове» играют метафоры. В конце слова отношение автора к Игорю меняется с осуждения до прославления. Восхвалению князя служат метафоры: «Девицы поют на Дунае, вьются голоса через море до Киева. Игорь едет по Боричеву к святой Богородице. Сёла рады, грады веселы».

Метафоры «струны рокочут», «голоса девиц на Дунае вьются», телеги не скрипят, а кричат, как лебеди: «Кричат телеги в полуночи, словно лебеди вспугнутые. А Игорь к Дону войско ведёт!». Слава «звенит» и в славу «звонят». Это помогает чётче представить образы, услышать рокот струн, голоса девиц, скрип телег… С помощью сравнения воинов - дружинников и князей с соколами можно чётче представить картину соколиного полёта, соколиной охоты. «О, далеко залетел сокол, птиц избивая, к морю! А Игорева храброго полку уже не воскресить!», «А чи диво ся, братья, стару помолодити! Коли сокол в мытех бывает, - высоко птиц сбивает, не даст гнезда своего в обиду».

. Гипербола «Русичи широкие поля червлеными щитами перегородили, себе ища чести, а князю славы» - подчёркивает боевой настрой русского войска, большое желание победить половцев.

 

С помощью метонимии, которая активно использует многозначность слова, можно почерпнуть информацию о мышлении автора. Ведь метонимия обращает внимание читателя на те детали, которые автор хотел бы сделать более заметными, видимыми. Это помогает понять творца произведения. Метонимия может дать также информацию об окружающем автора мире, который он воплотил в образах. Для примера возьму выражение «испить шеломом Дона». «С вами, сыны русские, хочу сложить свою голову, или испить шеломом (шлемом) Дона». Дон понимался современниками Игоря как территория врага. Но половцы, так как они были кочевыми племенами, поселений не строили.

Таким образом, изобразительно - выразительные средства, используемые в «Слове о полку Игореве», помогают лучше понять автора, его мысли и чувства, делают образы более видимыми, слышимыми, ощутимыми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: