Космогонические мифы

По коми мифологии, мир создали братья-соперники, добрый Ён и злой Омöль (у коми-пермяков - Куль). "Гагара и лебедь - это два брата, Омöль и Ён. Они создают землю и небо (земля достаётся гагарой-Омöлем из-под воды) и весь остальной мир. Небо имеет семь этажей: все нечётные небеса - создание Ёна, а чётные - Омöля...", - писал коми фольклорист Доронин П.Г. В других вариантах о ныряющих птицах яйца, уроненные в воду матерью-уткой, достают со дна Океана высиженные его под крыльями два брата-утёнка, которые создают из яиц небесную и земную твердь, светила, своих помощников и зверей. Согласно третьей группе мифов, в "мраке и тумане встретились два голубя, назвались товарищами и достали со дна мрака землю". По некоторым версиям, мир некогда представлял собой огромное болото, из которого вылезли две лягушки, а землю добыл голубь Ёна, которому мешал ворон, птица Омöля. В ряде коми-пермяцких мифов изначальный хаос описывается как облако, или же просто указывается, что в мире не было ничего и никого, кроме Ёна, который, впрочем, не создаёт землю (она возникает сама по себе). В одном из коми-пермяцких мифов про бога вообще не упоминается: "ветер принес откуда-то пыль и мусор, бросил в воду, и из них образовалась земля". В текстах отмечается способность земли к росту: из пылинки появляется остров, который вырастает и превращается в землю. Без участия братьев-творцов земля покрывается горами, лесом и травой. Ён только создает камни, которые растут до тех пор, пока он не останавливает их. На том месте, где оставляет свои следы мифический мамонт, возникают реки и озёра. А по некоторым текстам, болота и горы появляются оттого, что первый из медведей расцарапывает гладь земли своими когтями.

Светила появились одновременно с землёй в самом начале творения. В других текстах говорится, что Омöль создал луну, когда земля уже была населена людьми, отчего у людей начал вымерзать хлеб, вымирать скот, и они обратились с мольбами к Ёну. Вняв их жалобам, Ён сотворил солнце. По третьей версии, Ён создал солнце, а луна образовалась из его половинки, оторванной Омöлем. Вначале светила находились рядом, в центре неба, потом их разлучили, после чего появились день и ночь. У коми-пермяков считалось, что Месяц от Солнца отделил некий колдун, чтобы разлучить закинутых им на светила влюблённых. Завершается сотворение мира созданием неба. Победив Омöля, который хотел владеть созданным Ёном небом, бог удаляется на небо, и больше не вмешивается в земные дела. "Только временами Ён открывает небо и показывает людям своё жилище. Небо тогда загорается разноцветными огнями (северное сияние), и в это время Ён бесконечно добр: исполняет все просьбы людей, каждый может смело просить всё, чего хочется, - Ён не откажет ему в своей милости". Побежденный Омöлъ вынужден был уйти под землю (по одним текстам, добровольно, а по др., Ён заманил его и его помощников в глиняный горшок).

Народная медицина

Коми-пермяки о природе заболевания могли точно сказать, если болезнь приобретала видимую форму (перелом костей, нарывы и др.). Причины болезней нервных и внутренних органов устанавливались с большим трудом. Но в любом случае при каждой болезни народные врачеватели рекомендовали лечиться растительными, минеральными и животными средствами. Для лечения коми-пермяки применяли более 210 видов растений. Среди растений, по народному убеждению, у каждого человека обязательно был свой цветок, который ему помогал более ощутимо. Совершенно особое место в народной медицине занимала баня. К ней прибегали, прежде всего, во время простудных заболеваний. Лечебный опыт в бане, как и весь остальной, народом был сильно мифологизирован. В частности, это нашло отражение даже в специфичности фольклорной традиции народа - в развитии жанра заговоров. Знания профессиональной медицины внедрялись в практику слабо. Поэтому в коми-пермяцком обществе оставалась высокой роль народных врачевателей. Такие люди должны были владеть огромным объемом знаний и навыков, поэтому учиться этому они начинали с раннего детства.

 Есть еще одна особенность народной медицины коми-пермяков — ориентация лечебного опыта на культ предков. Поэтому наравне с врачевателями лечением занималась другая категория людей -знахари, которые всегда находились в диалоге с миром предков. Это они явились исполнителем оригинального обряда черэиллан (в коми-пермяцком языке чер — топор, эгилыны — вешать) - феномена мировоззрения коми-пермяков. Исполнялся он таким образом. Икону, соль, монеты, хмель заворачивали в тряпку и привязывали к ручке топора, который держали в руках перед устьем печи. Читалась Иисусова молитва и перечислялись имена святых и умерших, которые будто бы могли послать болезнь. Когда при произношении имени топорище с узелком качались, то следовало поверить в истинных виновников болезни. После этого святому или умершему предку подносилась жертвенная еда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: