Этапы развития мифологии

Описание регионов

Северная Греция: Фессалия, Эпир. Соединяется с центральной Грецией посредством Фермопильского прохода.

Центральная Греция: Аттика (самая восточная область данной части Греции), с центром в Афинах, занимавших почти всю Аттику.

Афины являлись местом проведения панэллинских спортивных состязаний. В том числе Олимпийские. Они назывались Великие панафинеи, проводившиеся в честь Афины, покровительницы Афин, богини мудрости и справедливой войны. Афина была одной из самых почитаемых богинь древней Греции, в отличие от Ареса. Также проводились панафинеи, которые были каждый год, в отличие от Великих, которые проводились каждые четыре года. Такие игры заканчивались шествием в акрополе. Акрополи были хорошо укреплены и выступали в качестве сакрального места, там располагались храмы, в особенности божества-покровителя. Главный храм, посвященный богине Афине, назывался Парфенон. В шествии принимали участие все граждане города, но не все жители. Оно заканчивалось у жертвенника богини Афины. У храма лучшие граждане передавали священные одежды (называемые «пеплос») для статуи богини Афины. Были специальные жертвоприношения во время игр, которые приносились древнему изображению Афины, то есть палладиум.

На западе от Аттики располагалась область Беотия. Столицей Беотии были Фивы.

Далее на западе располагалась Фокида. Там располагалась гора Парнас. Где находилось святилище в честь бога Аполлона. В соответствии с мифологией Парнас также был священной вершиной. Дельфы находились именно там. Дельфы — главный культовый центр древних греков. Оракул — это предсказание от богов/место где получают это самое предсказание. Аполлон являлся главным богом прорицателем. В Дельфийском храме, кроме главного помещения, была еще и пристройка. Там находилась расщелина в скале, где был треножник, на котором восседала верховная жрица бога Аполлона — Пифия. Собственно, Пифия и изрекала само пророчество. Предсказания записывались в стихотворной форме. Предсказания можно было трактовать двояко, что позволяло оставлять за оракулом право высшей инстанции правды. Дельфийский оракул играл важную роль в политической жизни древнегреческой цивилизации. С 8 века начинается возвышение Дельфийского оракула. Раз в три года в Крисейской равнине, которая прилегала к храму, проходили Дельфийские или пифийские, или панэллинские игры, также их называли пифиадами. По своему значению это вторые после Олимпийских общегреческие игры. Пифийские игры являлись состязанием деятелей искусства. В 2000 году проводятся регулярно и дельфийские игры. Центральная и южная Греция соединяется, между собой Истмийским перешейком, Пелопоннесским. Проводились также и Истмийские игры, неподалеку от Схены в сосновой роще, были посвящены богу Посейдону.
Северо-восточная часть Пелопоннеса — Арголида. Однако из областей Греции, в которой возникли центры микенской цивилизации, в частности сами Микены. Также там были такие центры как Аргос, Тиринф. Там же располагался Эпидам. Это очень известный культовый центр, место почитания бога врачевания, Асклепия. Коринф, был один из главных центром ремесла. Этот полис представлял серьезную конкуренцию Афинам, в особенности в экономическом плане. На территории Арголиды, неподалеку от Немеи проходили четвертые по счеты общегреческие состязания — Немейские игры. Именно там Геракл совершил свой первый подвиг, согласно преданию. Эти игры проводились в честь бога Зевса.

К югу от Арголиды располагалась Лаконика. Юго-восточная область Пелопоннеса. Центр спартанского государства. Именно на территории Лаконики располагался полис Спарта. Официально спартанское государство называлось Лакедемон, а граждане лакедемоняне. Спарта наряду с Афинами, один из ведущих греческих полисов. Лакедемон самый крупный по объему территорий находился на первом месте. Спартанцы также завоевали Мессению, область на запад от Лаконики. Лакедемон занимал почти весь юг Пелопоннеса.

Юго-западная область Пелопоннеса Мессения. Там располагался один из крупнейших центром микенской цивилизации. Это был город Пелос, со своим дворцом, Пилосский дворец царя Нестора.

Северо-западная область Пелопо ннеса — Элида. Там располагалась Олимпия. Пятый центр проведения общегреческих состязаний. Они проводились в честь Зевса.


Олимпийские игры

Первые Олимпийские игры проводились в 776 году до нашей эры. Долгое время отсчет истории Греции начинался с этого 8 века начинался отчет. На время проведения Олимпийских игр объявлялось священное перемирие («Экехерия»). О проведении игр сообщалось всем грекам за несколько недель. Игры проводились в августе месяце, так как игры всегда проводились летом. Игры проводились по пяти направлениям. Чемпиона называли «Олимпионик». Этот человек удостаивался права на установку памятника в Олимпии. Внешнее сходство между статуей и самим человеком могло быть позволено, только на третей победе в Олимпийских играх. Во всех остальных случаях статуя делалась неким обобщенным образом. На Олимпийских играх велись записи специальными писцами. После победы Олимпионик возвращался в свой город через пролом в стене на квадриге запряженной четверкой белых лошадей. Тоже самое проводилось при римском триумфе. Дорога, по которой он ехал была усыпана цветами. После въезда в город, пролом в крепостной стене заделывался. Олимпионик кроме уважения получал еще и материальные блага. В Спарте Олимпионик только получал право сражаться рядом с царем в первых рядах. Олимпионик, как считалось, любимчик Зевса, из-за того ему позволялось входить в войско. В Спарте всегда существовал институт царей. В 393 году нашей эры завершились последние в Древнем мире Олимпийские игры. Феодосий первый запрещает проведение Олимпийских игр.

В Олимпии находился главный храм Зевса, храм Зевса Олимпийского. В этом храме находилась культовая статуя, являющаяся одним из чудес Древнего мира. Работал над этой статуей афинский скульптор Фидий. Статуя была выполнена в хризоэлефантинной техники. При ее изготовлении использовались такие материалы как золото и кость. Статуя была выполнена из дерева. Все открытые места тела были покрыты слоновой костью. Статуя достигала в высоту около 12 — 14 метров. Зевс был представлен сидящем на троне.

В 1896 году Олимпийское движение было возобновлено. Инициатором стал француз Пьер де Кубертен. Первые современные Олимпийские игры были проведены в Афинах, как дань уважения греческим традициям. Игры возрождались с пацифистскими намерениями.

Все пять Игр в современной историографии называют «Игры с увенчанием», потому что на всех играх победители удостаивались венка.

Великие панафинеи — венок из оливковых ветвей, потому что олива была священным символом богини Афины. Кроме того, победитель этих игр получил панафинейские амфоры, в которых было оливковое масло. Дельфийские игры — лавровый венок. Истмийские игры — сосна. На Олимпийских — оливковый венок. Немейские игры — сельдерейный венок.

Об Олимпионике. Периодоник, спортсмен победивший в своем виде спорта на всех панэллинских состязаниях, владеть этим титулом было важнее чем стать Олимпиоником. 

Все эти состязания способствовали осознанию греками себя, как единой народности. Панэллинские состязания способствовали. Греция не являлась единым государством. На территории Древней Греции существовало около 1500 городов, не только в самой Греции, но и в ее колониях. Места проведения панэллинских состязаний имели важное культурное значение.

Этнический состав населения Эгейского региона был достаточно однороден. И заселен представителями греческой народности. Которая была представлена четырьмя группами: ахейцы, дорийцы, эолийцы, ионийцы. Сами греки называли себя эллинами, с ударением на первый слог. А свою территорию они называли Элладой. Согласно преданиям, греки вели происхождение от общего прародителя, его имя было Эллин, это внук Прометея. Эллин эпоним греков. По представлениям греков у Эллина было три сына: Дор, Эол и Ксуф. У Ксуфа было еще два сына: Ион и Ахей. Два сына и два внука Эллина — это эпонимы четырех древнегреческих племенных групп. Все они говорили на своих диалектах, но все они сносно понимали друг друга. Греки не являются автохтонным населением балканской Греции. Греки появились в конце третьего тысячелетия до нашей эры. 2200 — 2000 года до нашей эры на территорию балканской Греции хлынула первая волна греческих племен, это были греки-ахейцы. Их прародиной был Придунайский регион. Вторая волна была арийской. До появления греков на территории балканской Греции проживали доиндоевропейские племена. Это племена пелазгов. Данные сведения известны из преданий. Страна их называлась Пелазгия. Пелазгии принадлежали к фракийской группе.

Периодизация история Древней Греции. Можно встретить две периодизации: различаются они по возрасту. Более новая взяла опыт предыдущей в основу.

Первый период существование Критской и Микенской цивилизации. 2 тысячелетие до нашей эры. Период раннеклассовых обществ и государств на территории Эгейского региона. 2000 — 1400 года до нашей эры — период существования Критской цивилизации. 18-16 — 12 века до нашей эры — период микенской цивилизации. Период дворцовых цивилизаций, вся система государственности строилась вокруг дворца.

Второй период. 11 — 9 века до нашей эры. Гомеровский период. Период, когда основным источником выступали поэмы Гомера. В новой периодизации ничего не меняли, оставив сам Гомеровский период. Период господства родоплеменных отношений, государство у древних греков отсутствует.

Третий период. 8 — 6 века до нашей эры. Архаический период. Период классической (полисной) цивилизации, что относиться к третьему и четвертому периоду.

Четвертый период. 5 — 4 века до нашей эры. Классический период.

Пятый период последняя четверть 4 века — 1 века до нашей эры. Эллинистический период. Период эллинистической цивилизации.

Греческая Мифология

Это страшно.

Мифология («миф» и «логос») — наука, которая изучает мифы/ совокупность всех мифов/ одна из форм общественного сознания, характерное для раннего этапа в истории человечества.

В 8 веке мифологическое мировоззрение будет заменено на философское. Одним из факторов, который способствует развитию мифологического мировоззрения, являлось любопытство. Характерная особенность мифологии: объяснение дается через очеловечивание (персонификация). Объекты окружающей действительности одушевляются. Они становятся антропоморфным. Это происходит, из-за того, что на той стадии развития, человек не может выделять себя из окружающей действительности.

Миф — предание, сказание, объясняющее то или иное явление природы и человеческой жизни, с помощью олицетворения. Главная функция мифа объясняющее/этиологическая.

Отличие легенды от мифа состоит в том, что легенда является продуктом устного народного творчества, в основе которого лежат какие-то исторические события. Это могут быть повествования об основании городов, войнах, известных личностях. Отделить миф от легенды очень сложно. Также поднимается вопрос о соотношении мифа и сказки, насколько они похожи? Один и другой случай — это творчество. Однако самое главное, что их объединяет это то что они все содержать олицетворение. Миф в первую очередь исполняет этиологическую функцию, в то время как сказка создается с целью развлечения и морализма. По своему происхождению миф не религиозен. Также возникает вопрос о первичности. Первым был миф или обряд? Однако факт схожести обрядов у многих народов говорит о том, что миф был вторичен, выполняя лишь роль толкования для обрядов. Первоначально существовали отдельные мифы, никак не связанные между собой, но по мере усложнения жизни, происходит и усложнение мифов. Мифы начинают соединяться друг с другом, и возникают циклы мифов. Также существует такое понятие как миграция мифов. Образ Геракла традиционно был связан с аристократией. Высшая мифология была по большей части характерна для высших классов. Низшая же мифология была связана с большими массами населения. Это были в основном мифы о природных духах, семейных мифов.

Выделяется группа космогонических мифов. Дословно термин «космос» переводиться как порядок. Также космос — это был окружающий мир. Также считалось, что космос есть противоположность хаосу. Космогонические мифы призваны объяснить каким образом образовался существующий строй. Они разделяются на теогонические мифы. Теогонические повествуют о происхождении богов. Антропогонические мифы, о человеке и его происхождении.  Солярные мифы, мифы о солнце. Лунарные о луне. Астральные о звездах. Также есть мифы календарные, рассказывающие о смене времен года, связанным с этим повседневными делами. Героические мифы, повествующие о героях, коими греки считали персонажа, рожденного от человека и бога, то есть являющего полубогом. Кроме того, греческих героев можно охарактеризовать, как имеющими силу, как физическую, так и интеллектуальную. А собственно подвиги они совершали по причине своей особенности, как обязанность перед всеми остальными людьми в силу своих возможностей. Эсхатологические мифы, они являются противоположностью космогоническим мифам, и являются мифами о разрушении мира.

Источники мифологии. Материальные произведения — произведения искусства, в первую очередь скульптура, потом уже идет литература. Для литературы это конечно же произведения Геродота. На сегодняшний день известно порядка 9 биографий Гомера, автора «Илиады» и «Одиссеи». Лишь некоторые факты принимают на веру. За право считаться родиной Гомера боролись семь городов, сейчас же самым правдивым выглядит такой вариант, как Иония. В частности, называется ионийиский город Смирна. Вторым же местом называют остров Хиос, однако первый вариант более популярен. Время жизни Гомера вызывает множество споров, существует огромное количество дат, от 12 века до 6 века до нашей эры. Но сегодня все-таки большинство исследователей считает, что самое вероятное время 8 век до нашей эры. Гомера изображали слепым старцем. У древних греков существовала традиция изображения поэтов слепыми, как считалось, боги взамен зрения давали смертным поэтический дар. Сегодня исследовали считают Гомера одним из Аэдов. Аэды — это своего рода ремесленники, они были сочинителями и исполнителями собственных произведений. Существовали еще и рапсоды, бывшие только исполнителями чьих-то произведений. Это то немногое что может рассматриваться в виде приблизительно достоверной информации. Поскольку нет подлинной биографии, возник так называемый гомеровский вопрос. Гомеровский вопрос — это вопрос об авторстве и происхождении поэм Илиада и Одиссея. Сам вопрос ставить под сомнение существования Гомера. Впервые к гомеровскому вопросу подошли в эллинистическом периоде. В 3 век до нашей эры, так называемые александийские филологи (Это ученые-филологи, которые работали в Александрии Египетской), впервые поставили вопрос о авторстве Гомера на научной основе. Их называли хорозонты, или разделители. Аристарх Самофракийский провел редактирование поэм Гомера. Также была проведена редакция Зенеида, ученого Александрийского сообщества он разделил обе поэмы на 24 песни каждую.

Гомеровский вопрос в Новое время. Особенности подхода к решению вопроса.

Было три течения, практиковавшие разный подход к гомероского вопроса. Аналитики были сторонники аналитического или критического направления в гомеровском вопросе. Они отвергали авторство Гомера; они утверждали, что поэмы написаны разными авторами в разное время. Унитарии были сторонниками авторства Гомера, в том случае, когда Гомер индивидуально написал обе поэмы. Они не отрицают фольклорного начала этих поэм. И между этими двумя точками зрениями затесались центристы, придерживавшиеся теории здорового зерна. Согласно этой теории, первоначально были созданы небольшие по объему поэмы. Была так называемая про-Илиада и про-Одиссея, которые и были основным зерном. Со временем эти поэмы дополнялись, обрастали новыми вставками, добавлениями и в итоге развились в крупные эпические поэмы. Спорным считается момент первоосновы. Вторым же спорным вопросом является роль Гомера в написании поэм. Однозначного ответа в Гомеровском вопросе не существует, и исследователи не пришли к единому мнению. К сожалению, на сегодняшний день наука не располагает достаточным количеством источником, чтобы ответить на этот вопрос. Впервые поэмы были записаны при Писистрате. Совокупность исследований, которые посвящены изучению гомеровского вопроса составляют раздел науки, который получил название Гомероведение. Крупнейший гомеровед — Лосев. Лосев относиться к разряду унитариев.

Поэмы. И Илиада, и Одиссея относятся к героическому эпосу, это эпические произведения. Эпос — один из трех литературных жанров, первый по времени появления. Эпос характеризуется следующими чертами. Первой возникла лирика, потом эпос и заканчивается все это дело драмой. Эпос большой по объему. Повествует о событиях, имевших место в прошлом. Поэмы написаны гекзамертом, то есть шестистопным стихом. Были написаны на ионийском диалекте. Сюжет Илиады. Дословно название Илиада означает «Песнь об Илионе», и Илион здесь ­— древнее название Трои. Царь Дардан, сын Зевса, родоначальник троянских царей. Гомер в Илиаде называет троянцев дарданами. У Дардана был внук, Трос, он был эпонимов Трои. Далее мы знаем, что у Троса были сыновья и один из сыновей Троса, Ил. Ил по заданию по велению Зевса должен был основать город. Он долго искал место для основания города. В античные времена Дарданеллы назывались Гелеспонтом. У основания холма, находившегося у входа в Гелеспонт был основан город Иллион. Там отражены события всего лишь пятидесяти одного дня, последнего десятого года троянской войны. Основная линия поэмы — это гнев Ахилла и его последствия. Ахилл был, пожалуй, самым сильным греческим героем, имея только одно уязвимое место. Он был сыном Пелея, царя Мирмидорян, и морской богини Фетиды. Ахилл поссорился с Агамемноном, микенским царем, чьи владения в Арголиде. Он был предводителем греков под Троей. Ссора произошла из-за того, что Агамемнон отобрал у Ахилла Брисеиду, которая была подарена герою войском. Он отказывается от участия в военных действиях. Отказ Ахилла от участия в боях имеет серьезные последствия. Фетида вступилась за своего сына и убедила Зевса перестать покровительствовать грекам. Лишенные покровительства Ахилла и Зевса греки начали терпеть поражение. Троянцы прорвались в лагерь греков и едва не сожгли их корабли. Только вмешательство друга Ахилла, Патрокла, позволило остановить натиск троянцев. Но в единоборстве с Гектором (сын последнего царя Приама, и жены Приама, Гекубы), Патрокл был убит. Убийство Патрокла заставило примириться с обидчиком и снова вступить в войну против троянцев. По просьбе Фетиды, матери Ахилла, Гефест выковал для Ахилла новые доспехи. Поскольку старые доспехи взял Патрокл. Среди этих новых доспехов был знаменитый щит Ахилла, на котором были сцены сельскохозяйственных работ. Ахилл сумел переломить ход действий и отогнал троянцев в город. Уже в единоборстве с Гектором, Ахилл убивает Гектора и глумясь над трупом, на глазах престарелого отца. Спустя несколько дней, Приам под покровом ночи проникает в лагерь греков и приходит к Ахиллу. Он умоляет Ахилла вернуть тело сына для погребения. Греки всех своих воинов в обязательном порядке выносили с поля боя для погребения. Ахилл видевший страдания Приама, сжалился над ним и выдал тело Гектора. Заканчивается поэма описанием сцены всенародного плача при погребении Гектора. Одисея — это поэма о странствиях по пути домой Одиссея. Также он был героем. В отличие от Ахилла он знаменит своими умственными способностями. Одиссей был царем Итаки, расположенного у западного побережья Греции. Слово Одиссея сегодня является крылатым, обозначающее длительное путешествие. Действия поэмы охватывает последние сорок дней завершающего десятого года странствий героя. Действия развиваются по двум параллельным линиям. С одной стороны, положение на Итаке, а с другой стороны описывается судьба самого Одиссея после падения Трои. Поэма начинается описанием пира женихов, которые сватаются к жене Одиссея Пенелопе. Сын Одиссея Телемах не пользуется авторитетом на острове, каким пользовался Одиссей. Это привело к тому что знатные женихи претендуют на руку Пенелопы, на сам остров и власть Одиссея. Образ Пенелопы — это образ верной жены. Она занимается тканием савана для своего свекра, прикрываясь этой работой перед выбором жениха. Отчаявшийся Телемах покидает Итаку и отправляется на поиски отца. Первоначально он отправился к старцу Нестора, самый старший царь из воевавших под Троей. Затем он отправляется к Менелаю, родному брату Агамемнона. Он спартанский царь, муж Елены. Между тем Одиссей после долгих скитаний, после потери своих спутников, оказывается на острове нимфы Калипсо. И вот уже показывается как Одиссей покидает этот остров. И с острова выбравшись он оказывается на остове фиаков, у царя их Алкиноя. На пиру у Алкиноя Одиссей рассказывает о своих предыдущих странствиях. Там он рассказывает обо всех своих приключениях. Алкиной войдя в положения Одиссея, помогает ему добраться до Итаки. Фиаки доставляют Одиссея на Итаку. Там он в тайне своей личности проникает на остров. Тогда же он участвует в состязании на луках. Он расправляется с женихами, учинив их избиение. Тем самым он навлек на себя гнев родственников женихов, и чтобы снять напряжение и развести стороны помогает вмешательство богини Афины. Она всегда выступала покровительницей Одиссея. Тем и заканчивается поэма Одиссея. Обе поэмы еще в 19 веке были переведены на русский язык. Самым известный язык 1829 года, выполнен Гнедичем. Гнедич сделал перевод Илиады. В 1849 году была переведена Одиссея, В. И. Жуковским по немецкому подстрочнику. Еще один перевод выполненный Велисаевым в 1949 году (Илиада). А в 1953 году он перевел Одиссею.

Это сложный для работы источник, потому что в поэмах отражены три исторические эпохи. В поэме есть информация об эпохе архаики, потому что это предполагаемое время деятельности Гомера. Естественно это источники об Гомеровской эпохе. А также был упомянут период микенской цивилизации. Троянская война имеет непосредственное отношение к микенскому периоду. В основном данные археологии помогают хоть как-то датировать события поэм. Поэмы, как источник — это литературное произведение. Илиада и Одиссея были не единственными героическими поэмами. Но они единственные из сохранившихся. Более поздние греческие авторы упоминали несохранившиеся поэмы. В основном поэмы были написаны в 6 — 8 веке до нашей эры. Благодаря упоминанию о них и более позднему изложению мы имеем о ним представление. Это поэмы, которые еще в 3 веке до нашей эры александрийские филологи попытались классифицировать эти поэмы исходя из географического фактора, где разворачивались сюжетные события. Они составляют замкнутый круг, а круг по-гречески звучит, как кикл, то поэмы называют киклические. Самый известный цикл троянский, также фиванский, критский, микенский. Первая поэма, которая открывала троянский цикл называлась «Киприи». Там описывались причины начала войны, и доводились события до гнева Ахилла. Далее следовала Илиада. Следующая поэмы Эфиопида, описывающая события, последовавшие за гибелью Гектора, и доводятся до смерти Ахилла. Следующая поэма называлась Малая Илиада. Описывает погребения Ахилла, также там был спор за доспехи Ахилла. Спор за доспехи вели Одиссей и Аякс Теламонид, был сыном кипрского царя Теламона. Фетида пожелала, чтобы доспехи достались самому храброму воину среди греков. Одиссей подговорил пленных троянцев, чтобы те сказали, что больший урон им нанес Одиссей. И доспехи достались Одиссею. Узнав об этом Аякс пришел в ярость и решил напасть на греков. Афина наслала на Аякса безумие, и он напал на стадо. После же того как он пришел в себя, то понял весь ужас им совершенного и покончил с собой. Смертью Аякса заканчивается Малая Илиада. Последняя называлась Падение Илиона. Тогда прибывают два героя, без которых война не могла завершиться. Это были Филоптет, с непобедимым луком Геракла, и Неоптолем, сын Ахилла. Палладий — это изображение божества, которое покровительствовало городу, давалось самими богами и было даром Зевса. Считалось, что пока палладий находиться в городе, взять его осадой невозможно. Потому Одиссей и Диомед, аргосский царь, выкрали палладий, по сути лишив Трою божественной защиты. А далее по задумке Одиссея, которая была реализована, был построен Троянский Конь. И лишь два человека отказывались от дара данайцев, то была безумная Кассандра и Лаокоон. Именно Лаокоон сказал фразу о данайцев, даже дары приносящих. Его задушили водяные змеи Посейдона. Завершается поэма описанием разрушения Троя. Все мужское население было уничтожено. Все женщины были обращены в рабство. Очень немногим удалось спастись, и среди них был Эней. Сын богини Афродиты и смертного троянца Анхиза. Эней был полубогом. Он покидает Трою и отправляется на поиски нового дома. За троянским циклом следовал цикл Возвращение. Частью этого цикла являлась Одиссея. Завершался цикл поэмой Телегония, она рассказывала о смерти Одиссея от рук его сына Телегона, до чего его довел сам Одиссей. Важными являются произведения архаическому поэта, жившего в 7 веке до нашей эры, Гесиод. Считается первым систематизатором мифологических представлений. Ему принадлежат две эпические поэмы. Прежде всего это «Теогония». По названию понятно ее содержание. Там дается перечисление всех браков богов со смертными, создавая таким образом генеалогию всех героев. Еще одна поэмы называется «Труды и дни» и второе название «Работы и дни», это дидактический, то есть поучительный и назидательный эпос. В данной ситуации эта поэма интересна тем, что Гесиод излагает там информацию о Прометее. В это же поэме содержится информация о пяти веках, на которые делиться мировая история. Она начинается с золотого века, далее серебряный, медный, героический и в конце ждет железный век. Среди источников о мифологических представлениях греков необходимо назвать великих трагиков. В том числе Эсхил, Софокл и третий Еврипид. Трагедия считалась более высоким жанром, чем остальные. До сегодняшнего дня сохранилась лишь малая часть. Еврипид написал 90 трагедий из которых сохранилось 17. Многие произведения находились в Александрийской библиотеке. Также имеют значение произведения древнегреческих логографов. Они первыми учеными. Они писали истории, посвященные их городам, но они недостающую информацию заполняли мифами. Один из них Гекатей Мелецкий. В том числе и Геродот. Труд Геродота «История». Страбон «Биография», может также служить источником представлений о мифологии. Произведение Павсания, древнегреческого путешественника, и его труд «Описание Эллады», он много путешествовал и объездил практически всю Грецию. В эпоху эллинизма вновь возрождается интерес к мифологии, которая являлась базой для древнегреческого искусства и культуры. Выходит, вперед эпический жанр. Создается одна из самых известных поэм, а именно «Аргонавтика». Аполлоний Родосский. Древнеримские авторы в своих работах также обращались к мифам, а именно это были Гораций и Вергилий. Вергилий автор знаменитой поэмы «Энеиды», поэма «Ада». Особенность Энеиды состоит в том, что первые шесть книг поэмы посвящены поискам места жительства Энеем. Они являются подражанием Одиссеи. Остальные шесть книг посвящены прибытию Энея на Апеннинский полуостров. Вторая же часть подражает Илиаде. Эней по прибытии в Италии, он оказался в землях, где правил царь Латин. Он дал Энею землю и дал в жены Лавинию. И тогда Эней называет в честь своей супруги город. Сын Энея Асканий, также известный как Асканий-Юл, основал новый город, который назывался Альба Лонга. Нумитор, царь, был отстранен от власти своим младшим братом Амулием, а дочь Нумитора Рея Сильвия, Амулий посвятил в весталки, жрицы богини Весты, в греческой традиции Гестия. От бога Марса родилось у нее два сына, Ромул и Рэм. И в результате своего положения их матери пришлось отправить их по течению. Их прибило к берегу, где их подобрала и вскормила волчица. Возмужав они узнали о своем прошлом и тогда, они свергли узурпатора власти их деда, и посадили на трон законного правителя. Потом они принимают решение об основании нового города. Чем и стал Рим. Потом повздорив Ромул убил Рэма и стал первым царем Рима.

Нанести на контурную карту места проведения пяти панэллинских состязаний.

В вышенаписанной периодизации использованы идеи наличия государственности у греков и степени ее развития.

Характеристика римских источников культуры античности. Два древнеримских поэта Гораций и Овидий, эпохи золотого века римской культуры в 1 веке до нашей эры. Энеида была заказным произведением, которое оплатил Октавиан Август. Матерью Энея была Афродита. Само произведение было напоминанием о происхождении рода Юлиев. Поэма Овидия «Метаморфозы». Это эпическая поэма, в одном из трех основных литературных жанров, наряду с лирикой и драмой. В поэме описывается множество превращении в том числе и хаоса в порядок. Является ценным источником по древнегреческой мифологии. У римлян не было своей самостоятельной мифологии, поэтому они заимствовали ее у греков. Однако у римлян был обширный пласт легенд. В числе источником можно также назвать сатирические произведения Лукиана Самосатский, происходит из Самосата, что в Сирии. Он высмеивал в своем произведении типичные представления о богах. Еще один источник — мифографы, что есть сборники мифов и их собиратели. Они излагались в специализированных формах. Однако они не сохранились, но мы знаем о них из упоминаний более поздних авторов. Также можно сведения по мифологии можно извлечь из произведений христианских авторов, например, Климент Александрийский. В своих произведениях они критиковали языческих богов и собственно мифологию.

Кроме письменных источников на эту тему есть некоторое количество вещественных источников. Фрески в основном не сохранились. В ранний период очень мало религиозных сюжетов. Это микенская цивилизация. Однако более поздняя вазопись вобрала в себя множество мифологических элементов. Для статуй также брались некоторые элементы мифологии.

Этапы развития мифологии

Основные этапы в мифологическом развитии древних греков

1. Первый этап. Архаический этап. Доолимпийская мифология. Дофессалийская мифология. Неизвестно, когда он начался. Закончился ко второму тысячелетию до нашей эры. То есть приходиться на время существования критской и микенской цивилизаций. Относиться к периоду также гомеровского периода, но лишь частично его задевающим. Совпадает с эпохой матриархата. Мифология матриархата. Период господства присваивающего хозяйства.

a. Хтоническая. Происходит от «Хтон», что означает земля.

b. Фетишистская философия. На раннем этапе человек не способен отделять себя от окружающего мира и поэтому возникает понятие фетиша. Что включает в себя физическое тело и идея. То есть греки считали, что жизненная сила погибает вместе с телом, где она обитала.

c. Доантропоморфная. По представлению греков мифологические существа выглядели как угодно кроме как похоже на человека. Змея считается существом близким к земле. На щите Афины изображают змею.

i. Тератогическая. Природа была враждебной для человека, и он воспринимал их как самые отвратительных и опасных.

ii. Миксантропическая мифология. Минотавры, кентавры, ехидна, сфинкс. Человек ощущает себя частью природы, поэтому такие вплетения происходят гораздо проще.

2. Второй этап. Классический этап. Олимпийская мифология. Фессалийская мифология, г. Олимп (Фессалия). Приходиться на второе тысячелетие до нашей эры. Расцвет относиться к середине тысячелетия до нашей эры. Приходиться на эпоху патриархата.

a. Анимистическая мифология. Происходит отделение предмета от идеи.

b. Антропоморфная. Представляют богов подобных себе. Тут же усматривают и гуманизм.

c. Героическая мифология. Развития мифология именно что героическая. Герои — рожденные от браков смертной с богом. Только Геракл и Дионис были наделены бессмертием и не погибли, вознесшись на Олимп. Со временем герои начинают мыслить себя богами и пытаются бросить им вызов.

Пантеон и мифы

Тема 2. Олимпийский пантеон древних греков. Мифы о богах олимпийцах

1. Формирование Олимпийского пантеона богов.
Олимпийский пантеон (12 главных богов во главе с Зевсом, которые пребывали на горе Олимп)

a. После победы над гигантами, Пифоном и гигантами Зевс разделяет власть со своими братьями, Посейдоном и Аидом. Зевсу достается земля и небо, Посейдону — море, Аиду — подземное царство.

b. Все боги и богини, входившие в пантеоне, наделяются функциями, которые бы сохраняли порядок, установленный Зевсом.

· Утверждение Зевса на Олимпе
Зевс — это владыка Олимпа, отец богов и людей, бог неба, грома и молний.

Отцом Зевса был Кронос, а матерью Рея. Так как Кроносу было предсказано, что он погибнет от руки собственного сына, чтобы избежать этого он каждый раз проглатывал рожденного Реей ребенка. Рея решила пойти на хитрость и втайне от своего мужа родила Зевса, а Кроносу вместо новорожденного она дала проглотить запеленатый камень. Согласно разным версиям мифа Зевс родился на Крите или во Фригии, купали его в реке Лусий в Аркадии. Критский вариант мифа повествует, что Зевса отдали на воспитание куретам и корибантам, которые вскормили его молоком козы Амальтеи. На Крите малыш отведал и пчелиного меда. Пещеру, где прятали Зевса, охраняли стражники. Когда маленький Зевс начинал плакать, стражники стучали копьями в щиты, чтобы плач малыша не услышал Кронос. (ред.)

· Наконец, Зевс вырос. Он пришел к своему отцу и вывел из утробы Кроноса своих братьев и сестер, напоив отца по совету Метиды зельем. В знак благодарности братья и сестры Зевса отдали ему во владение громы и молнии, после чего началась его война за власть с Кроносом и с титанами. Титаномахия длилась целых десять лет. В этой войне помощниками Зевса были сторукие, а циклопы выковали ему гром, молнию и перун. В конце концов, Зевс одержал победу и сверг титанов в тартар.

Три брата — Зевс, Посейдон и Аид — разделили власть между собой. Зевс стал властвовать на небе, Посейдон ─ на море, Аид — в царстве мертвых. Утверждение Зевса на Олимпе происходило с большим трудом, например, против него восстала Гея и наслала Тифона. Однако Зевс победил это существо огненными молниями. Согласно одному варианту мифа, Зевс отправил Тифона в тартар, а согласно другому — навалил на него Этну. Однако война на этом не закончилась, Гея породила новых детей — гигантов и разразилась гигантомахия. Зевс даже со своими ближайшими родственниками боролся за власть, к примеру, против него восстали Гера, Посейдон и Афина Паллада (по другой версии Аполлон). Однако при помощи Фетиды Зевс призвал на Олимп сторуких, которые укротили заговорщиков.

· Несмотря на то, что Зевс ─ «отец людей и богов», он представляет собой грозную карающую силу. Именно по его приказанию был прикован к скале Прометей, который украл искру Гефестова огня, чтобы помочь людям, обреченным Зевсом на жалкую участь. Несколько раз Зевс уничтожал весь род людской, таким образом он пытался создать совершенного человека. Потоп — это его рук дело. Спаслись лишь Девкалион, сын Прометея, и его жена Пирра. Троянская война — это тоже своего рода наказание людей за их нечестие.

Атрибутами Зевса были эгида (щит), скипетр, двойной топор, иногда орел.

2. Двенадцать Олимпийских богов, их иконография и функции

· Жизнь богов на Олимпе
Традиционно в число олимпийских входило двенадцать богов. Списки олимпийцев не всегда совпадают. В число олимпийцев входили дети Кроноса и Реи: Зевс, Гера, Деметра, Гестия, а также их потомки: Гефест, Гермес, Арес, Афродита, Афина, Аполлон, Артемида, Дионис.

· От брака Крона и Реи рождается третье поколение богов (олимпийцев): Гестия, Деметра, Гера, Аид, Посейдон и Зевс.

Зевс и другие олимпийцы порождают четвёртое поколение богов. Зевс порождает Афину, от Зевса и Геры, - супруги Зевса, рождаются Гефест, Геба, Арес, Илифия. От Зевса и Деметры (богини плодородия) рождается Персефона, богиня растительности. От Зевса и Лето рождаются Аполлон и Артемида.

· 1. Зевс – верховное божество, глава олимпийской семьи богов. Громовержец, бог грозы, молнии.

2. Аполлон (Феб) – бог гармонии, прорицания, стреловержец. Бог света, Солнца.

3. Артемида – богиня охоты. Богиня Луны, покровительница рожениц. Сестра-близнец Аполлона

4. Арес – бог войны.

5. Афина – богиня мудрости и справедливой войны.

6. Афродита – богиня любви и красоты.

7. Гера – супруга и сестра Зевса. Верховная олимпийская богиня, «охранительница», госпожа.

8. Гермес – вестник богов, покровитель путников, проводник душ умерших.

9. Гестия - богиня домашнего очага, покровительница неугасимого огня.

10. Гефест – бог огня и кузнечного дела.

11. Деметра – богиня плодородия и земледелия.

12. На 12-е место среди Олимпийских богов претендовали: Посейдон – бог и владыка моря; Аид – бог и владыка царства мёртвых; Дионис (Вакх) – бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия

· В начале всего был бесформенный, неопределенный в своих размерах Хаос, затем появились широкохолмая Гея (Земля), глубоко залегающий в ее недрах сумрачный Тартар и извечная, существовавшая еще до них сила влечения – Эрос. Этим же словом греки называли божка любви, сопутствовавшего богине любви Афродите, но Эрос, стоявший в начале мироздания, исключает то, что понимается самим Гесиодом под словом “любовь”: “Девичий шепот любовный, улыбки и смех и обманы, сладкая нега любви и пьянящая радость объятий”. Он исключает какое бы то ни было чувство – было бы странным представить себе, что метеорит, летящий к земле, направляется силой любви. Эрос – это то, что мы назвали бы силой тяготения, существующей в мировом пространстве как закон. И эта сила приводит в движение и Хаос, и Землю.

· Хаос производит женское начало – Ночь и мужское начало – Мрак (Эреб). Порождения Ночи – и Мом, и мрачные, беспощадные божества смерти керы, и Танат (Смерть), и Сон (Гипнос), и целая толпа сновидений, и бесстрастные мойры, в чьих руках с появлением человеческого рода сосредоточится людская судьба, и грозная богиня возмездия Немесида, и Обман, и Старость, и воплотившая в себе соперничество и раздоры Эрида, которая принесла еще не возникшему человечеству свое недоброе потомство – Изнурительный труд, Голод, Скорби, Битвы, Убийства, Лживые слова, Судебные тяжбы и Беззакония, но вместе с тем и непреклонно справедливого Орка, карающего всякого, дающего лживую клятву.

· А из соединения Ночи с Эребом рождаются легкий прозрачный Эфир и сияющую День. Свет из Тьмы. Этот образ известен и восточной мудрости: “И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил свет от тьмы, и назвал Бог свет днем, а тьму назвал ночью”. Но в греческой картине сотворения мира в отличие от библейской нет Бога, который творит, испытывая от этого радость. Эрос, занимающий место творца, соединяет и разъединяет, но сам не ощущает ни красоты, ни безобразия. В мире еще нет чувств, но есть Закон.

· Пробуждается и широкохолмая Гея. Сначала ею рожден был Уран (Небо), чтобы было прочное и вечное жилище у богов, затем поднялись из недр ее Горы, чтобы могли найти там бессмертные временный приют, заполнили лесистые их склоны рожденные ею нимфы, разлилось по равнинам ее детище Море (Понт). Обычно под Понтом мыслилось Черное море.

· Уран – олицетворение мужского начала, “небо” в греческом языке мужского рода. Породила его Гея равным себе по величине, и Уран, по словам Гесиода, “точно покрыл землю” – мифологический образ, вызванный иллюзией, будто чаша неба точно накрывает лежащее под ней плоское блюдо земли.

· Покрытие Небом Земли, понимавшееся как соединение Мужчины и Женщины, привело к появлению богов первого поколения – их было двенадцать: шесть братьев и шесть сестер, могучих и прекрасных. Не единственными они были детьми от союза Геи и Урана. Производит Гея на свет также трех огромных уродливых Круглоглазых (киклопов), с большим круглым оком посреди лба, а вслед за ними еще трех надменных великанов – Сторуких. Но лишь титаны, взяв в жены своих сестер, заполнили просторы Матери-Земли и Отца-Неба своим потомством: они дали начало великому племени богов самого древнего поколения.

· У старшего из них, могучего Океана, которого поэты называли “началом всего”, было три тысячи дочерей, прекрасноволосых океанид, и столько же пронизавших всю сушу речных потоков. Смертным никогда не запомнить их имен, Как не вычерпать их вод, питаемых Океаном. Об истоках потоков-братьев Нила, Эридана и Истра знают лишь живущие на краю света суровые киммерийцы, блаженные эфиопы и черные человечки пигмеи, неустанно ведущие войну с журавлями. Какой смельчак найдет к ним пути? А если найдет, сумеет ли вернуться назад? Дано это лишь Гелиосу (Солнцу), порожденному вместе с Селеной (Луной), Эос (Зарей) и многочисленными Звездами другой парой титанов, занявшей высоты мироздания, да, может быть, быстролетным ветрам Борею, Ноту и Зефиру – крылатым внукам третьей их пары.

· Титан Япет не мог похвастать столь же обильным потомством, как его старшие братья, но стал он славен немногими, зато великими сынами: Атлантом, взявшим на свои плечи тяжелую ношу небесного свода, и Прометеем, самым благородным из титанов.

· Младшим сыном Геи и Урана был Крон, дерзкий и нетерпеливый. Не захотел он выносить не только высокомерного покровительства старших братьев, но и власти собственного отца. Может быть, и не решился бы он поднять на него руку и посягнуть на верховную власть, если бы не мать Гея. Поделилась она с возмужавшим сыном давней обидой на супруга: возненавидел Уран за уродство сыновей – Сторуких великанов и заточил, опутав цепями, в ее не знающие солнечного света глубины. Встретив в сыне поддержку, выбросила Гея из своих недр твердый сплав железа адамант, превратила его сильными руками в острый серп и передала Крону, чтобы навсегда лишил он отца возможности иметь потомство, раз не умел любить своих детей, какими бы они ни являлись на свет.

· Подкравшись к Урану под покровом Никты, недрогнувшей рукой оскопил его Крон и захватил отцовскую власть.

· Взяв в жены сестру свою Рею, Крон положил начало новому племени, которому люди дали имя богов. Но, поднявший руку на отца, опасался коварный Крон своего потомства и, чтобы никто не лишил его власти, стал проглатывать собственных детей, как только они рождались.

· Горько жаловалась Рея на свою печальную участь Матери-Земле и получила от нее совет, как спасти очередного младенца. Едва ребенок появился на свет, Гея сама укрыла его в одной из тех недоступных пещер, которых так много в ее необъятных недрах, а Рея дала супругу запеленутый камень.

· Тем временем Зевс – так назвала счастливая мать спасенного младенца – стал расти в скрытой от глаз глубокой пещере на склонах лесистой Иды, самой высокой горы острова Крита, что лежит посреди виноцветного моря. Там охраняли его юноши куреты и корибанты, ударами медных щитов и бряцанием оружия заглушая детский плач, а благороднейшая из коз Амалфея кормила его своим молоком. За это Зевс, впоследствии заняв подобающее место на Олимпе, постоянно заботился о ней, а после смерти вознес ее на небо, чтобы вечно сияла она в созвездии Возничего. Впрочем, шкуру своей кормилицы Зевс решил оставить себе, изготовив из нее щит – знак высшей власти. Этот щит так и называли “эгидой”, от греческого слова “коза”. По нему Зевс получил один из самых своих распространенных эпитетов – эгидодержавный. А рог, который Амалфея как-то раз по неосторожности сломала еще во время своей земной жизни, владыка богов превратил в рог изобилия и отдал своей дочери Эйрене, покровительнице мира.

· Возмужав, Зевс стал сильнее отца и не хитростью, как Крон, а силой поборол его и заставил извергнуть из чрева проглоченных братьев и сестер. Это были Аид, Посейдон, Гера, Деметра и Гестия. Братья бросили жребий и разделили отцовскую власть: Посейдон стал правителем всей водной стихии, Аид – подземного мира и царства смерти, а Зевс, победивший Крона – всего мира.

· Приближался конец эры титанов, которые заполнили к этому времени несколькими своими поколениями небесные и земные просторы. Начиналась эра богов, но им предстояло еще победить своих могучих предшественников…

Именно Геракл сыграл решающую роль в борьбе олимпийцев с титанами.

Имена пятерых из семи потомков Зевса начинаются на букву «А», остальные же два на букву «Г».

По версии Гесиода у Зевса было семь жен: Метида, Фемида, Эвринома, Деметра, Мнемосина, Лето, Гера.

Метида — мысль премудрость. Титанида, дочь Океана, первая супруга Зевса, родила Афину.

Фемида. Официальная жена Зевса, вторая супруга, богиня Правосудия. Детьми были Оры, или хоры, а еще Мойры. Она изображалась с весами и мечем, в мантии и повязкой на глазах. Змея олицетворяет силу земли. Горы являлись богини времен года. Их изображают молодых девушек с дарами. Мойры богини судьбы.

Эвринома. Неофициальная супруга Зевса. Родила Зевсу Хорит (Грации в римском варианте).

Деметра. Сестра Зевса. Богиня земледелия, покровительница хлебных злаков. Родила Зевсу Персефону, богиню плодородия.

Жены Зевса:

Деметра, Богиня земледелия, покровительница злаковых культур. Её символ корзинка с зерном. От Зевса она родила Персефону.

Мнемозина, богиня памяти. Мать муз.

Лето, неофициальную супруга. В римской традиции Латона. Мать Аполлона и Артемиды. Неофициальная жена Зевса.

Превращения Зевса. Он любил менять облик. Даная, дочь аргосского царя, мать Персея, отцом которого был естественно Зевс. Тициан написал первую картину под названием Даная. Ледо, жена спартанского царя Тиндорея, дочь этолийского царя, родила от Зевса в образе гуся/лебедя Елену Прекрасную. Которая стала причиной Троянской войны. Из сада Гесперид было похищено золотое яблоко с надписью Прекраснейшая, которое было подброшено богиней Эридой на свадьбу Пелея и Фетиды. Возник конфликт между Герой, Афиной и Афродитой. Независимым экспертом был выбран. Каждая из богинь предлагала эксперту именем Парис, свою взятку.

Европа, дочь финикийского царя, возлюбленная Зевса. Родила от него Миноса, Сарпедона и Радаманта. Она вышла за бездетного критского царя Астерия, и ее сын Минос стал править Критом, после смерти своего отчима.

Иконография Зевса. Его изображение. Образы и стереотипы. Изображается с пышной бородой и шевелюрой. Мужчиной в зрелом возрасте, атлетического телосложения. Изображают наполовину обнаженным, через плеч0 перекинута ткань. Вместе с тем он часто держит скипетр. Рядом с ним изображается с орлом. Также его атрибутом является пучок молний. Юпитер изображался точно также, как и Зевс. Зевс ассоциировался с дубом, куда часто попадала молния, что подогревало энтузиазм сторонников такой позиции. Популярен сюжет Зевс и Ганимед. Олимпия является центром, где почитали Зевса, Додон также был областью где был силен культ Зевса. Оракул Зевса в Додоне, Эпир. Тучегонитель, Дающий дождь, Молниевержец, Громовержец. Покровитель земледелия, бог небесных явлений, покровитель государства, покровитель предсказаний. Яблоки Гесперид — запретный плод, что-то труднодостижимое.

Иконография Геры. Покровительница брака, деторождения, родов, домашнего очага, женская ипостась Зевса. Её символы — диадема и скипетр. Изображается в накидке, с диадемой и скипетром. В римской традиции Юнона. Атрибуты Геры: покрывало, гранат (символ плодородия), кукушка (символ брака, не оправдавшего надежд), павлин. Покрывало использовалось в свадебных ритуалах. Герайон — храм Геры в Олимпии, общее название посвященные Гере. У Геры от Зевса родились Гефест, Арес, Геба.

Посейдон. Изображается с растрепанными волосами. Изображается похожим на Зевса. Его символ трезубец. Жена его Амфитрита. Покровитель мореплавания и моряков. Передвигается в колеснице, запряженной гиппокампами. Есть сын, Тритон. Он выглядел как получеловек, полурыба. Киклоп Полифем, сын Посейдона от нимфы Флосы. Изобрел бега, уздечку, одомашнил лошадь. Среди потомков много лошадей, также пегас. Матерью пегаса была Горгона Медуза. Именно пегас открыл гиппокренов источник, источник вдохновения. Пегас занимался поставками молний из кузницы Гефеста. Беллерофонт оседлал пегаса в битве с Химерой.

Деметра. Букет колосьев, головка мака, рог изобилия. Богиня плодородия и изобилия. Имеет дочь Персефону, из-за её похищения иногда держит факел, как символ возрождения Персефоны из плена Аида. Элефсин являлся центром, где проводились мистерии в честь богини.

Персефона (Прозерпина). Жена Аида. Дочь Деметры. Была украдена во время прогулки по пол. Иногда возвращается из царства мертвых и тогда возрождается природа.




Гестия

Гестия (Веста). Богиня домашнего и государственного очага. Иногда держала в руках камень. Не имела семьи и детей. Богиня вечной юности

Афина

Афина (Минерва). Богиня мудрости, справделивой войны. Покровительствовало интеллектуальному героизму. Родилась из головы Зевса. Был щит с названием Эгида, на котором была Горгона Медуза. Атрибутом является коринфский шлем.

Арес

Арес (Марс). Бог войны, жестокости. С ним рядом может быть богиня раздора, Эрида. В его действиях отстуствует стратегическая логика. Изображается хорошосложенным с оружием и в доспехах, мужчина средних лет. В Риме Марс почитался больше как покровитель римлян и отец Ромула и Рема.

Афродита

Афродита (Веста). Афродита Урания, вселяла в людей возвышенную л1юбовь. Афиродита Пондемос, вселяла плотские чувства. Заяц и голубь были священными животными Афродиты, были символами плодовитости. Фиалки, мак, мир, роза были символами от мира растений.

Аполлон

Аполлон Кифаред. Брат Артемиды. Покровитель искусств. Сребролукий, златовласый. Изображается с грифонами. Является богом солнца. Предводитель и покровитель муз, предсказатель будущего, бог-врачеватель. Сын Зевса и Лето. Изображается с венком, полуобнаженным, с луком, иногда с кифарой, флейтой. Природа Аполлона двойственна, он может и жестоким и милосердным покровителем искусств. Почитался в Дельфах. Дафна, Кипарис, Кассандра, Коронида были возлюбленными Аполлона. В честь него проводились Пифийские игры. Создание всего, что связано с лаврами, венками, лауреатами. Лавровый венок символизирует мир, победу и славу. В поздний период был богом солнца и назывался солнцеликий. Передвигается на колеснице, запряженной пегасами, четырьмя. Гипокрена — источник вдохновения, откуда поэты черпают свое вдохновение, да и не только поэты. Спровоцировал гибель Ниобид. Убил Пифона. Основные функции: врачеватель, прорицатель, символ мужской красоты, покровитель стад и бог войн.

Артемида

Артемида. Изображается с луком, колчаном со стрелами, ланью, в легком, коротком хитоне, с луной. Богиня-девственница, покровительница рожениц и беременности, охоты, животных. Дочь Зевса и Лето. Отождествляется с луной. Участвовала в гибели Ниобид. Ниоба стала символом печали. В Малой Азии есть гора Сипил, которая воспринимается как окаменевшая Ниоба.

Асклепий

Асклепий, Эскулап в римской традиции. Изображается с посохом (кадуцеем), где была деревянная палка, увитая змеей. Бог врачевания. Центр почитания находился в Эпидаме. Учился у кентавра Хирона, который кроме него воспитал Ахилла и Геракла. Сын Корониды и Исхия, богини и смертного. За связь со смертным Коронида была убита.

Дионис

Дионис, Вакх и Бахус в римской традиции. Бог виноделия и кутежа. Изображается с винным кубком. Бог плодородия, плодоносящих сил земли, вдохновения и религиозного экстаза. Называют дважды рожденным, второй раз он родился из бедра Зевса. Сын Зевса и Симеллы. Дионис родился во время пожара в фиванском дворце, родился недоношенным. Воспитателем Диониса был Селен. Атрибуты: жезл Тирс, чаша для вина, леопарды, венок из винограда либо плюща. Тирс — в основе жезл, который увит виноградными листьями, с гроздьями, сверху увенчан шишкой сосны пинии. Шишка была символом плодородия, а листья — виноделия. Священные животные: леопарды и козлы. Дионис долго путешествовал по востоку и привез оттуда леопардов, как напоминание. В колесницу Диониса впряжены леопарды. Свиту составляли сатиры, селены и менады (вакханки). Менады изображаются, как и Дионис с тирсом, в руках змеи. Сатиры также называются козлоногими. В честь него проводились Дионисийские мистерии, к участию в которых допускались только посвященные лица. Культ Диониса является мистериальным. К его культу восходит все театральной искусство

Герои

Мифы об Атридах, троянский цикл, легенды о героях, кризис героизма. Есть два типа героизма: умственный и физический. Главная задача героев: гармонизация. Можно разделить на два периода:

1. Физический. Ахилл.

2. Интеллектуальный. Одиссей.

Палладиум был городским амулетом, падал с неба, в его присутствие город был неприступен. В подвигах Геракла преобладает физический героизм. В большинстве своем подвиги происходят в качестве противостояния миксантропических мифологических существ. Герои уничтожают терратоморфных существ ради мирного существования людей. Классический пример чисто интеллектуального подвига: победа Эдипа над сфинксом, которая после поражения в споре разбежавшись бросилась со скалы возле Фив. Дерзость героев привела к кризису героизма. Одним из ярких примеров кризиса героизма и гордыни героев является падение Беллерофонта, который хотел подняться на Олимп сидя на пегасе.

Представления о поколениях людей. Век героев, после которого называется железным веком. Жизнь героев сопряжена с сопровождением бога-покровителя. Например, Афина покровительствовала Гераклу и Персею. Большинство героев заканчивают свою жизнь смертью.

История Древнего Рима и Греции

В течении двух недель карта. Первый период синтеза древнегреческой цивилизации 3—2 тысячелетие период раннеклассовых обществ. Заканчивается в 12 веке до нашей эры. Критская (минойская) 2000 — 400 года до нашей эры время существования.

Источники и история открытие цивилизации. Они основываются на трех группах источников (миф о похищении Европы; миф о Лабиринте; миф о Дедале и Икаре; миф о Тесее). Вторая группа источников считается художественными произведениями, в первую очередь речь идет об Одиссее. Третья группа источников: труды античных греческих авторов, в первую очередь Геродот и с его «Историей», также Фукидид, труд Страбона «География», Диодор Сицилийский Библиотека. В 1900 году ситуация изменилась. Артур Эванс, проводя раскопки на Крите, возле крупного городского центра Крита Ираклион, обнаружил руины Кносского дворца. Что стало основанием для появления четвертой группы источников, как археологической. Это сделало возможным изучение и мифов в качестве исторических источников. Благодаря раскопкам была обнаружена пятая группа источников, коими являются эпиграфические надписи. Эпиграфика — наука, изучающая надписи на различных предметах. Линейное слоговое письмо — система письменности которая возникла на Крите, свое название она получила благодаря тому, что каждый знак этой системы представлял собой комбинацию прямых линий и обозначал собой слог. Есть два вида этой системы А и Б/В. Во второй половине 15 века до нашей эры на базе линейного слогового письма, греки-ахейцы, появившиеся на Крите, создали линейное слоговое письмо Б, и лишь потом эта система письменности распространилась на территории Балканской письменности. И стала основной системой письма Микенской цивилизации. В 1952 году Вентельс и Чедвик дешифровали линейное слоговое письмо Б. Факторы, способствовавшие возникновению цивилизации Крита. 3-е тысячелетие считается прологом к возникновению Критской и впоследствии Микенской цивилизации. Это эпоха ранней бронзы. Все культуры кроме критской цивилизации остались на уровне локальных культур, и стали неразвившимися цивилизациями. Факторы:

1. Выгодное географическое положение Крита. Крит находился на оптимальном удалении от основных очагов агрессии тогдашнего Средиземноморья.

2. Высокая плодородность критской почвы. Это способствовало экономическому развитию Крита.

3. Интенсивные контакты критян с наиболее передовыми центрами с передовыми центрами древневосточных цивилизаций. Происходило заимствование из других культур, что позволяло ускорить развитие критской культуры. По мнению исследователей именно, этот фактор и был основным, который позволил развиваться критской культуре.

Вопрос об этнической принадлежности жителей Крита. Артур Эванс выводил корни критской цивилизации из Ливии. То есть это была теория об африканском происхождении критской цивилизации. Многие исследователи говорят о малоазиатском происхождении критской цивилизации. Ю. В. Андреев в своей монографии в «От Евразии к Европе» касается проблемы правомерности названия критской цивилизации первой европейской. От ставит под вопрос противопоставление Европы и Азии. По мнению Андреева, является противопоставление Запад — Восток, когда речь идет об эпохе ранней бронзы. Поскольку в то время Европа, как самостоятельная культурная общность с присущими только ей особенностями еще не существует, в отличие от передней Азии и Египта. В то время только начинается процесс отделения Европы общего массива Евразии. Процесс «европеизации» Европы. По мнению Андреева, начальной точкой этого процесса и является критская цивилизация. Именно поэтому нужно определять критскую цивилизацию, как первую европейскую.

Критская цивилизация представляет собой раннеклассовое общество с оригинальной формой государственности в виде дворцовых комплексов. Поэтому очень часто эту цивилизацию называют дворцовой. На сегодняшний момент обнаружены такие дворцовые комплексы, как: Кносс, Маллия, Фест, Като-Закро. В истории существования критской цивилизации обозначаются два этапа. Они разделяются 1700 годом до нашей эры. Начинаются с 2000 до 1400 года до нашей эры. Первый период называют периодом ранних или старых дворцов. Второй период: «поздних дворцов». Первый период определяется периодом становления критской цивилизации. В 1700 году до нашей эры были разрушены первые дворцовые комплексы на Крите. Основной причиной гибели дворцов стали природные катаклизмы. Считается что этой катастрофой стало землетрясение. После этого старые центры были отстроены и даже появились новые. Именно второй период считается расцветом критской цивилизации. Остров Крит был объединен под властью Кносских правителей, там было создано единое централизованное государство.

Факторы централизованного государства по мнению археологов, на основе которых они сделали выводы о существовании единого централизованного государства: единая система дорог, существование единой системы мер и весов (критские талатты), отсутствие оборонительных сооружений вокруг дворцовых комплексов (на первом этапе они были).

Историческая традиция приписывает объединение Крита с именем легендарного критского царя Миноса. Проблема историчности Миноса. Считается в русскоязычной историографии, что Минос является собирательным образом всей кносской династии. Возможно Минос был наиболее влиятельным представителем династии, либо это имя просто было наиболее распространено среди членов династии. В западной историографии существует мнение о том, что Минос может не являться именем собственным, а есть титул владыки Кносса и объединенного Крита. Минос происходит от корня -мин- что обозначает царь. Флот Миноса был одним из самых мощных флотов на всем Средиземноморье. С помощью него Минос старался подчинить Эгейский регион. В 16 веке до нашей эры как свидетельствуют раскопки, начинается мощная территориальная экспансия в Эгейский регион. Критские поселения были основаны на Кикладах, на островах Родос, Кипр, в юго-западной части Малой Азии в районе Милета, в районе Балканской Греции. Критские поселения были обнаружены даже в Южной Италии, Сицилии, Пиренейском полуострове. Пребывание Миноса на Сицилии встречается в мифах, в частности при упоминании Дидала, который поступил на службу к сицилийскому царю. Минос был похоронен на Сицилии, по версии мифов. В результате 16 — первой половине15 века, как период, принято называть «миносской талассократией» / «Талассократия Миноса», дословно переводиться, как власть на море. На завоеванных территориях Минос назначал наместников из своих родственников. Каждая завоеванная земля облагалась данью, которая проявлялась в качестве рабов, чему можно найти подтверждение в мифах. Завоеванные земли также должны были обеспечивать Криту определенное количество войск. Для обеспечения лояльности покоренных земель, критяне брали в заложники старших сыновей местных правителей. Также критский флот использовался для борьбы с пиратством в Эгейском регионе. Миносу удалось очистить акваторию от пиратов, что сделало Эгейский регион безопасным для морских путешествий. Усилилась торговля в регионе, что дало возможность для улучшения экономической ситуации на самом Крите. Об этом свидетельствует о том, что Гомер упоминает в Одиссее о Крите, как о стоградом, что обозначало бурный экономический рост. Касаемо политического устройства, на Крите существовала монархическая форма правления. Причем для него была характерна теократия, при ней светская и духовная власть была сосредоточена в одних руках. Правитель Крита являлся одновременно и верховным жрецом. На Крите была очень влиятельность религии. Глава критского пантеона была женским божеством, так называемая «великая богиня», или также владычица. Она почиталась как богиня плодородия и гарант вечного возобновления жизни. Вторым по значению божеством был бык, то есть такова была форма его почитания. Божественный бык почитался как воскресающий и умирающий образ. По мнению исследователей жрицы, пользовались высоким общественным статусом. Этот вывод делается из анализа критского искусства, где особенным является образ женщины. Возможно на Крите существовал «минойский матриархат». Сторонники этой концепции делают предположение о том, что Критом управляли жрицы. Есть также более умеренная позиция, согласно которой, государством правили мужчины, но трон наследовался по женской линии. Однако все сходятся в том, что женщины действительно обладали высоким социальным статусом.

Социально-экономическое развитие. Источником для этого являются глиняные таблички с линейным слоговым письмом А. Однако исследователи отмечают то, что критские дворцы были окружены сельскими поселениями, которые обслуживали дворцовые комплексы. В этих поселениях производилась продукция, предназначенная для дворцовых нужд. Продукция предназначалась для резервного хранения, но только часть всей её. Другая часть продукции использовалась в качестве оплаты тех лиц, которые обслуживали нужды дворца. Этот работавшие на дворец ремесленники, чиновники, воины, жрецы. Третья часть продукции предназначалась для обмена на внешнем рынке. Поскольку внешняя торговля, как и важнейшие экономические сферы, находились в монополии государство. В особенности это касалось металлургии, поскольку металлы были слишком ценными, чтобы отдавать их производство кому-нибудь на откуп. Это называлось дворцово-распределительное хозяйство, составляло основу экономики критской державы. Жители окрестных поселений также должны были выполнять еще и трудовую повинность. В частности, для ликвидации последствий землетрясений, а еще к прокладке дорог. Данные археологии свидетельствуют о том, что критское общество имело сильный уровень социальной стратификации. Это было выяснено благодаря сравнениям захоронений. В критском обществе просматривалась трехступенчатая иерархия. Дворцы — виллы — рядовые поселения. Расцвет продолжался до середины 15 века до нашей эры. Вторая половина 15 века определяется как период заката критской цивилизации. Традиционно большинство исследователей разделяют точку зрения греческого археолога Спиридона Маринатоса. Он связывает гибель критской цивилизации с природной катастрофой, а именно с извержением вулкана. Он вел раскопки в северном побережье Крита, в шести километрах от Кносса, где располагался Амнисс. Он обнаружил остатки пензовых камней, имеющих вулканическое происхождение. Однако на Крите не было ни действующих, ни потухших вулканов. В 125 километрах на север от Крита располагался остров Фера/Тира (современный Санторин) был ближайший вулкан. Он приступает к изучению отчетов экспедиций, работавших в Эгейском регионе, и приходит к выводу, что сила извержения была сравнима с вулканом Кракатау. Он извергался в 1883 году. Возможно даже ферский вулкан произвел более мощное извержение. В 1965 Маринатос приступил к изучению Ферры. Под двойным слоем пепла и пемзы, Маринатос обнаружил поселение на глубине трех метров, коих назвали ферскими «Помпеями». Сегодня это Акротири, являющийся одним из самых популярных туристических объектов Греции. В 140 километрах от Ферры погибло около 40 очагов жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: