Характеристика героев

Вася. Мальчик является сыном городского судьи. Ребёнок очень любопытен, он любит исследовать различные труднодоступные места. Герой не подвержен стереотипам и предрассудкам. Вася не перестаёт общаться с Валеком и Марусей после того, как узнаёт о том, что его новые знакомые нищие. Сын судьи умеет хранить чужие секреты, не рассказывает никому о своих друзьях из «дурного общества». Кроме того, мальчик наделён добротой и состраданием. Он пытается сделать всё возможное, чтобы поднять настроение заболевшей Марусе. В то же время ребенок очень одинок: отец забросил его воспитание из-за моральной травмы от потери супруги.Вася - храбрый мальчик:
"...Я храбро взобрался на нее; потом он выпрямился, и я стал ногами на его плечи..."
"...положил руки в карманы. Это было признаком, что я не боюсь противника и даже отчасти намекаю на мое к нему презрение..." "...Мой противник повел плечом, как будто намереваясь вынуть руку из кармана и ударить меня. Я не моргнул и глазом...". Вася - мальчик с характером. Он поступает по-своему, даже если ему делают замечания: "...я не обращал на это внимания. Я притерпелся к упрекам и выносил их, как выносил внезапно налетавший дождь или солнечный зной. Я хмуро выслушивал замечания и поступал по‑своему..." Вася - добрый ребёнок: "...Но главное – я не мог забыть холодной жестокости, с которою торжествующие жильцы зáмка гнали своих несчастных сожителей, а при воспоминании о темных личностях, оставшихся без крова, у меня сжималось сердце..."
Он - щедрый мальчик. Вася угощает своих друзей яблоками и лакомствами:
"...Вынув из кармана два яблока <...> я подал одно из них Валеку, другое протянул девочке..." "...наполнив карманы яблоками, которые я мог рвать в саду без запрета, и лакомствами, которые я сберегал всегда для своих новых друзей..."

Валя. Малыш достаточно умён и вынослив для своих девяти лет. Он во всем доверяет лидеру «дурного общества» Тыбурцию. Ребёнок умеет размышлять и приходить к правильным умозаключениям. Данное суждение подтверждает сцена, в которой Валек говорит о том, что брать вещи и еду без спроса у родителей равносильно настоящему воровству. Герой — заботливый и добрый человек, хоть на первый взгляд может показаться холодным и задиристым. Мальчик переживает за Марусю, приглядывает за ней, всячески пытается порадовать.О внешности Валека известно следующее: "...мальчик лет семи, но рослый и развитой не по летам..." "...Это был мальчик лет девяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над черными задумчивыми глазами..." "...Мальчик, по имени Валек, высокий, тонкий, черноволосый..." "...сверкнула пара черных глаз..." Будучи еще ребенком, Валек ведет себя по-взрослому, солидно и серьезно: "...Валек, вообще очень солидный и внушавший мне уважение своими манерами взрослого человека..." "...Валек серьезно смотрел на меня и на девочку..."
"...он противопоставлял грустную солидность и внушал мне почтение своею авторитетностью и независимым тоном, с каким отзывался о старших...». Валек - добрый мальчик, способный сочувствовать чужой беде: "...он сочувственным оком и с большим участием следил за моею несчастною фигурой, качавшеюся, подобно маятнику, в пространстве..."

Валек - самостоятельный мальчик. Так например, он умеет сам готовить еду:
"...Валек один умелыми руками принялся за стряпню. Через полчаса на камине закипало уже в горшке какое‑то варево..." Валек заботится о сестре Марусе. Например, он отдает ей свои конфеты и заплетает ей косы по утрам: "...принимал эти приношения просто и по большей части откладывал куда‑нибудь, приберегая для сестры..." "...конфеты, которые мы жертвовали в ее пользу..." "...волосы у нее были гораздо больше и роскошнее, чем у Сони, и Валек, к моему удивлению, очень искусно умел заплетать их, что и исполнял каждое утро..."

Маруся. Девочка предстаёт перед читателями спокойной и очень сдержанной, немного странной. «Серый камень высосал из неё жизнь», — так говорит о малышке Тыбурций. Маруся практически не знает радостей. Однако она меняется в лучшую сторону, преображается, когда Вася приносит ей куклу. Девочка становится чуточку счастливее, улыбчивее. Читатели понимают, что малышке сильно мешает болезнь. Слабый детский организм не может выдержать тяготы жизни в подземелье. Возраст Маруси – 4 года.

Внешность Маруси:
"...грязное личико, обрамленное белокурыми волосами и сверкавшее на меня детски‑любопытными голубыми глазами..."
"...ответила девочка, слегка сверкнув бирюзовыми глазами..."
"...гладя рукой белокурую головку девочки..."
"...ее белокурые волосы..."
"...бледное лицо девочки вспыхивало румянцем..."
"...Она ласково подала мне свою крохотную ручонку и, глядя снизу вверх голубыми глазами, спросила..."
"...движения ее тонких рук были медленны; глаза выделялись глубокою синевой на бледном лице; длинные ресницы были опущены. При взгляде на эту крохотную грустную фигурку..."
"...Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца..."

"...Платье ее было грязно и старо, в косе не было лент, но волосы у нее были гораздо больше и роскошнее, чем у Сони..."

Маруся редко смеется:
"...плачет тогда, когда другие на ее месте смеются..."
"...моя маленькая приятельница почти никогда не бегала и смеялась очень редко; когда же смеялась, то смех ее звучал, как самый маленький серебряный колокольчик, которого на десять шагов уже не слышно..."

Маруся - тихий ребенок:
"...Применяясь к тихой солидности нашей дамы..."
"...тихие переливы ее слабого смеха..."
"...Маруся звенела слабыми переливами своего жалкого смеха..."

Тыбурций. Лидер «дурного общества» — человек мудрый и рассудительный. Он легко понимает, кому можно доверять. Для Валека и Маруси Тыбурций — несомненный авторитет, на который стоит равняться. Дети постоянно цитируют высказывания своего предводителя. Герой очень заботлив. Он приходит на помощь Васе, когда тот не может объяснить отцу, зачем взял куклу сестры. Именно лидер «дурного общества» примиряет судью с его сыном. О внешности пана Тыбурция известно следующее:
"...в широком некрасивом лице уличного оратора..."
"...наружность пана Тыбурция не имела в себе ни одной аристократической черты. Роста он был высокого; сильная сутуловатость как бы говорила о бремени вынесенных Тыбурцием несчастий; крупные черты лица были грубо‑выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперед нижняя челюсть и сильная подвижность личных мускулов придавали всей физиономии что‑то обезьянье..."
"...своею безобразной головой..."
"...мы все, здесь находящиеся, страдаем скорее излишнею худобой..."
"...Руки пана Тыбурция были грубы и покрыты мозолями, большие ноги ступали по‑мужичьи..."
"...гладил жилистой рукой..."
"...его широкая ладонь..."
"...пан Тыбурций, возвышаясь в своих лохмотьях..."

У пана Тыбурция зеленоватые острые "рысьи" глаза:
"...в зеленоватых глазах..."
"...глаза, сверкавшие из‑под нависших бровей, смотрели упopно и мрачно..."
"...В то время как на его лице сменялся целый калейдоскоп гримас, эти глаза сохраняли постоянно одно выражение..."
"...в одну секунду оглядел нас обоих своими острыми рысьими глазами..."
Пан Тыбурций - "темная личность". Его прошлое никому не известно. Судя по всему, у Тыбурция когда-то были проблемы с законом:
"...эти темные личности..."
"...Происхождение Драба было покрыто мраком самой таинственной неизвестности..."
"...никто не знал, откуда они пришли в наш город..."

"...Вся беда моя в том, что у меня с законом вышла когда‑то, давно уже, некоторая суспиция… то есть, понимаешь, неожиданная ссора… ах, малый, очень это была крупная ссора!.."

Тыбурций - очень образованный и "ученый" человек:
"...его феноменальную ученость, которая всем была очевидна..."
"...такой поразительной учености..."

Тыбурций знает латинский язык и помнит наизусть тексты древних писателей и поэтов:
"...Когда же затем пан Тыбурций, подняв глаза к потолку, начинал декламировать длиннейшие латинские периоды..."

"...донимал аудиторию продолжительною скандовкой Виргилия или Гомера..."

Судья. Образ отца главного героя противоречив. С одной стороны, читатели понимают, что судья преданно служит закону, не позволяет горожанам нарушать установленные правила. Даже главарь «дурного общества» положительно отзывается о работе данного персонажа. С другой с тороны, блюститель порядка и справедливости настолько погружается в своё горе, что забывает уделять должного времени детям. Судья не следит за тем, что делает его сын, не пытается сблизится с ребёнком. Герой слишком поглощён своей трагедий, он не понимает, что дети тоже переживают потерю матери. Лишь спустя какое-то время отец делает первый шаг навстречу Васе, становится добрее к нему.







































Основные темы.

1. Тема детства одна из ключевых в произведении. Главные герои повествования ещё совсем юны. Для них не существует разделений по социальным классам. Вася прекрасно понимает, что его новые друзья — нищие, для которых кража является единственным способом выживания. Однако мальчик не отказывается от приобретённых товарищей. Для него гораздо важнее духовные качества людей, их заинтересованность в общении, а не принятые обществом стандарты.

2. Не менее значима и тема доброты. Юный Вася старается всячески помогать членам «дурного общества». Он приносит Валеку и маленькой Марусе еду, не отворачивается от своих друзей — воришек. Когда девочка заболевает, главный герой идёт на большой риск и уговаривает свою сестру Соню отдать на время красивую куклу. Доброту проявляет и Тыбурций Драб. Он не запрещает сыну судьи видеться с друзьями, объясняет отцу главного героя, зачем мальчик забрал у сестры любимую игрушку.

3. Тема сострадания во многом похожа на уже упомянутую тему доброты. Вася понимает, какая сложная у его друзей жизнь, пытается им помогать. Мальчик умеет сопереживать другим людям. Даже после того, как Маруся умирает от болезни, а Тыбурций с Валеком исчезают, герой не перестаёт защищать членов дурного общества. Сын судьи «пролил не мало крови в битвах с еврейскими мальчиками», чтобы те перестали терзать старого Туркевича упоминаниями о колющих и режущих предметах.

4. Конечно же, в тексте Владимира Галактионовича Короленко «В дурном обществе» затронута и тема дружбы. Главный герой находит близких по духу товарищей не сразу. Сначала он шатается по городу с разными мальчишками, имена которых в произведении так и не упоминаются. Однако встреча с детьми из «дурного общества» меняет привычную жизнь Васи. Валек и Маруся становятся для главного героя очень значимыми. Сын судьи практически каждый день встречается с ребятами. Можно сказать, что такая необычная дружба положительно влияет на мальчишку.

Проблемы.

В своём произведении «В дурном обществе» Короленко ставит несколько очень значимых проблем, которые создают единую проблематику текста:

1. Проблема социального неравенства очень хорошо раскрыта автором. Вася и его друзья являются членами разных классов. Тыбурций отмечает, что главному герою в будущем суждено судить других людей, а юному Валеку воровать, чтобы обеспечить себе пропитание. С помощью этого эпизода Владимир Галактионович Короленко ярко показывает ту пропасть, которая пролегает между детьми. Примечательно и место обитания людей из дурного общества. Главный герой не может подолгу находиться там, где его друзья вынуждены жить, ведь у них нет отдельного, тёплого дома.

2. Проблема принятия утраты тоже присутствует в тексте. Отец главного героя не может смериться со смертью любимой жены. Он полностью абстрагируется от внешнего мира, закрывается от своего сына. Судья очень тяжело переживает случившееся. Лишь в тот момент, когда Тыбурций объясняет ему, зачем Вася забрал у своей сестры куклу, персонаж начинает проявлять теплоту по отношению к ребёнку. Данное событие становится решающей точкой накала, после которой служитель правосудия постепенно «возвращается» к привычной действительности.

3. Нельзя обойти стороной и проблему равнодушия. Люди, населяющие городок, привыкли не обращать внимание на членов «дурного общества». Зная о том, что нищие вынуждены голодать, никто из жителей так и не решился хоть чем-то помочь. Торговки не давали им бесплатную еду, а правительство не выделило тёплое место для ночлега. Равнодушие погубило Марусю. Заболев, малышка так и не смогла выздороветь, ведь у неё не было должных лекарств и правильно ухода.

4. Проблема предрассудков чем-то похожа на проблему равнодушия, однако она более значима. Многие горожане не хотели помогать нищим именно из-за предубеждений. Жители были уверены, что в «дурном обществе» обитают лишь пропащие люди, не способные самостоятельным трудом зарабатывать себе на хлеб. Описанные в тексте взаимоотношения разных социальных групп дают нам понять, насколько сильно в Княжье-Вено господствуют предрассудки.

Семейный конфликт.

Повесть Владимира Короленко «В дурном обществе» - это моральный урок обществу, погрязшему в социальном неравенстве. Сложная судьба маленьких детей демонстрирует жестокость мира, поделенного на части. Писатель показывает, что больше всего страдают дети. Все они заслуживают на счастливое детство, но на деле оно бывает только у тех, кому повезло родиться в богатой семье. Главный герой – мальчик Вася, которому около 9 лет. Он является и рассказчиком в повести. Поэтому развернутой портретной характеристики его нет. Но многое о нем мы узнаем из его рассказа. Вася рано остался без матери, жил с отцом и младшей сестрой Сонечкой. О папе известно, что он – значимая личность в городе, уважаемый судья. Поэтом мужчина может обеспечить своей семье хороший достаток. Они не нуждаются в еде или одежде, как новые знакомые Васи. После потери жены мужчина перестал заниматься воспитанием сына. И проявлял ласку только по отношению к дочери. Вася считал себя покинутым из-за этого и стал бродяжить. На улице он встретил Валека, настоящего бродягу, и через него познакомился с миром нищих, которые жили в заброшенной часовне старого замка. Отец стал еще хуже относиться к сыну, узнав, что тот стал знаться с «дурным обществом». Он считал это проявлением его плохого характера, детским капризом. Вася видел в отце сурового и сухого человека. Он говорит новым друзьям, что самый родной человек не любит его. Однако его удивляет ответ Валека. Друг говорит, что слышал о его отце только хорошее, то, что он справедливый и честный судья.
Валек и Маруся раскрывают в главном герое лучшие человеческие качества. Он научился сопереживать и помогать другим людям. Когда Вася узнает, что Марусе стало хуже из-за болезни, он решает порадовать девочку и приносит куклу сестры. Соня была доброй и разрешила взять игрушку на время. Маруся была нищей и никогда не имела своих кукол, поэтому пришла в восторг от поступка друга. Приятные впечатления немного приободрили больного ребенка - и болезнь ненадолго отступила. Вася не жалел, что отнес игрушку подруге, но дома скоро узнали о пропаже и начались проблемы. Отец спросил о кукле, однако Вася молчал, так как не хотел чтобы игрушку забрали у больной подруги. Он понимал, что может понести наказание, но не стал рассказывать о Валеке и Марусе, как и обещал Тыбурцию. И вот в момент, когда должно было свершиться «правосудие», приходит в их дом сам Тыбурций и возвращает игрушку. Он обо всем рассказывает отцу Васи и благодарит за добрый поступок сына. Главный герой неожиданно чувствует на своей голове руку отца. Взглянув в его глаза, мальчик понимает, что наконец-то заслужил уважение. Отец и сын вновь стали близкими людьми. Благодаря бродягам главный герой научился настоящей доброте. Это увидел отец и понял, что его сын растет хорошим человеком. Теперь в его взгляде больше не было холодка и безучастности, а было уважение как к настоящему человеку. Данная повесть учит тому, что родители должны быть близки к своим детям. Не стоит разделять их, лишать любви и внимания. Это дороже любого предмета, даже самого дорого. Без любви нельзя воспитать ребенка.
Произведение Короленко очень реалистично, оно пронизано правдоподобностью. Образы героев отражают в себе некоторые черты знакомых автору людей. Даже сам город — калька места, во многом повлиявшего на судьбу творца
. «Многие черты взяты с натуры, и, между прочим, самое место действия описано совершенно точно с города, где мне пришлось оканчивать курс», — скажет писатель в своей автобиографии. Художественные особенности рассказа «В дурном обществе» заключаются в мастерски прорисованных деталях, которые выражают авторское отношение к происходящему. Пейзаж вырисовывается очень угнетающий. Тюрьма — лучшее архитектурное сооружение Княж — городка. Даже суффикс -ка-, использованный Короленко, выражает пренебрежительное отношение творца к этому Богом забытому месту. Автор также даёт собирательный портрет людей, которые живут в Княжье — Вено. Многие обыватели подвержены предрассудкам насчёт членов «дурного общества». Они не пытаются помочь бездомным, а, наоборот, стараются отгородиться от общения с ними. Пан Тыбурций утверждал, что весь город держится лишь на нескольких честных личностях, одной из которых является отец главного героя. Особое внимание к описанию места событий и созданию образов героев — основные художественные особенности текста Владимира Короленко. Сам автор очень сильно не хотел, чтобы его произведение урезали, убрав из него моменты, связанные с пейзажными зарисовками.

«Есть у меня некоторое предубеждение против специальных изданий для юношества: ведь это нужно заручаться специальными одобрениями «для школьных библиотек». «В дурном обществе», например, так и идёт в десятках тысяч экземпляров дешёвых изданий в сокращённом и обкромсанном виде. А я совершенно не понимаю, почему юношество должно сначала знакомиться с писателем в этом обкромсанном виде, а уже потом получать его в полном», — утверждал творец в одном из своих писем.



Социальный конфликт.

Социальный конфликт очень хорошо описан автором. Вася и его друзья являются членами разных классов. Маруся и Валек дети Тыбурция, он нищий человек, соответственно и дети его тоже нищие. Вася – сын судьи.

«— Я вовсе не судья. Я — Вася.

— Одно другому не мешает, и Вася тоже может быть судьей, — не теперь, так после... Это уж, брат, так ведется исстари. Вот видишь ли: я — Тыбурций, а он — Валек. Я нищий, и он — нищий. Я, если уж говорить откровенно, краду, и он будет красть. А твой отец меня судит, — ну, и ты когда-нибудь будешь судить... вот его!». Смысл этих слов в том, что участь нищих неизбежна, социальное неравенство практически не дает никакого шанса людям низшего класса пробиться и выйти из крайней нищеты, у них ведь даже нет собственного теплого угла, и они вынуждены жить в подземелье. Примечательно, что Вася даже не может подолгу там находиться, в то время как люди, не имеющие дома, вынуждены жить так постоянно. С помощью этого эпизода Владимир Галактионович Короленко ярко показывает ту пропасть, которая пролегает не только между детьми, но и между людьми в целом.

Княж-городок.

Развалины - так называется глава, где описывается городок. Автор изначально дает понять читателям, что на город это место мало похоже, потому “развалины” ему подходит куда больше. Повесть имеет много ярких образов. Немаловажную роль играет и образ города, где живут герои. Местечко, где они жили, называлось Княжье-Вено. Жители называли его просто Княж-городок. Оно принадлежало какому-то обедневшему польскому роду и являло собой все типичные признаки Юго-западного края. Здесь тихо протекала тяжелая трудовая жизнь среди остатков гордого панского величия. Описанный в повести город выглядит реалистично и напоминает украинский город Ровно, где провел детские годы сам писатель. А упоминание о каком-то гордом польском роде – это намек на князей Любомирских. Лучшим архитектурным зданием в городе была тюрьма. Уже эта деталь многое говорит о культуре города. Местечко располагалось внизу над прудами, покрытыми плесенью из-за того, что их давно никто не чистил. Людям необходимо спускаться по склону, чтобы оказаться в городе. Перед входом стоит традиционный шлагбаум, который сонно подымает какой-то инвалид (так называли отставных солдат). После того, как люди его проходят, то оказываются в самом городе, хотя сразу могут об этом не догадываться. Так писатель тонко намекает на то, что город выглядел убого и серо. Везде были только серые заборы, пустыри с хламом, осунувшиеся дома. Через реку был перекинут деревянный мост. Он скрипел от старости, пугая жителей.Посреди одного из прудов возвышался небольшой островок, на котором стоял заброшенный замок. Это место станет центром событий. Так как замок был старым и никому не нужным, то в середине его развалин поселились нищие бродяги. Среди них были новые друзья главного героя, Валек и Маруся. Дети жили под опекой приемного отца Тыбурция. В замке было очень грязно и сыро, поэтому маленькая Маруся тяжело заболела. Вася проникся к ней жалостью и пытался порадовать хоть как-то. Однажды он принес ей куклу своей сестры. Из-за того, что он не спросил разрешения у отца, дома начались проблемы. Ситуацию исправил Тыбурций, который вернул куклу и рассказал о добром поступке Васи.Образ города не очень приятен и соответствует общей атмосфере в повести. На фоне серого города читатели видят равнодушие его жителей к тяжелым судьбам нищих детей, таких как Валек и Маруся. Главный герой не хочет быть равнодушным и поэтому всегда помогает лучшим друзьям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: