Конспект урока литературы
Дата 18.03.2020.
Группа № 3 специальность Механизация сельского хозяйства 1 курс
Тема: «Роман «Мастер и Маргарита». История создания, проблемы, жанр, композиция»
Форма работы: индивидуальная, дистанционное обучение.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: познакомить учащихся с историей создания романа и, опираясь на уже знакомые им понятия «композиция», «сюжет», «жанр», «персонаж», подготовить их к целостному восприятию сложного художественного произведения.
Используемая литература:
Учебник. Русский язык и литература. Литература 11 класс. Базовый уровень: учебник/ Т.Ф. Курдюмова, Е.Н. Колокольцев, О.Б. Марьина и др.- М.: Дрофа, 2018.
Интернет- ресурсы:
Персона. Михаил Булгаков. Портал «Культура рф» (Фильмография, лекции о жизни и творчестве). URL: https://www.culture.ru/persons/8263/mikhail-bulgakov (дата обращения 17.03.2020)
Презентация «История создания романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Ход урока
1. Организационный этап
Мотивационный модуль.
Формулируется тема урока.
|
|
Гениальное мастерство всегда останется гениальным мастерством, но сейчас роман неприемлем. Должно будет пройти 50-100 лет. П.С.Попов |
2. Объяснение нового материала
Теоретический материал для самостоятельного изучения
История создания романа «Мастер и Маргарита».
Проблемы романа
Композиция и жанр романа, сюжетные линии.
История создания романа «Мастер и Маргарита».
Роман «Мастер и Маргарита» — пожалуй, одна из самых загадочных книг XX века. Кто-то сразу же влюбляется в это произведение, кто-то не понимает его, кто-то и вовсе относится отрицательно. Но нет человека, кого бы этот булгаковский текст оставил равнодушным. Почему «Мастер и Маргарита» и спустя много десятилетий вызывает такие противоречивые мнения и споры? Что хотел донести до читателя автор? Над чем мы должны задуматься, читая роман? Какова его история?
Работу над произведением Булгаков начинает в 1929 году. Но рукопись первой редакции он уничтожает в марте 1930 года. Об этом писатель сообщает в письме правительству: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…». Вновь «Мастеру и Маргарите» Булгаков возвращается спустя три года. В письме литератору Викентию Версаеву он пишет: «В меня вселился бес. Уже в Ленинграде и теперь здесь, задыхаясь в моих комнатёнках, я стал мазать страницу за страницей наново тот свой уничтоженный три года назад роман. Зачем? Не знаю?».
|
|
В 1934 году черновик романа готов, но надежд на его публикацию нет. В 1937-ом Булгаков вновь возвращается к произведению, чтобы уже не расставаться с ним до последнего вздоха. Чистовой вариант закончен в 1938 году, но и после этого Булгаков многое дополняет в текст. На протяжении работы над романом меняется и название произведения. Среди вариантов: «Чёрный маг», «Копыто инженера», «Консультант с копытом», «Великий канцлер», «Князь тьмы». И только в 1937 году появляется «Мастер и Маргарита».
Эпилог написан 14 мая 1939 года и остаётся неизменным. Писатель так и не заканчивает произведение при жизни. Фабульно он завершён, но Булгаков не успевает отточить последние главы: в них остаются несоответствия, которые может заметить внимательный читатель.
Впервые «Мастер и Маргарита» печатают в 1966–1967 годах в двух номерах журнала «Москва». При публикации романа не обходится без вмешательства цензуры: в тексте сделано множество купюр. Только в 1973 году издательство «Художественная литература» выпускает три романа Булгакова — «Белая гвардия», «Театральный роман» и «Мастер и Маргарита» — под одной обложкой. С текстом книги может познакомиться любой желающий.
Проблемы романа
Всё, что переживает писатель на своём веку – и счастливого, и тяжёлого, – все свои самые главные мысли и талант отдаёт Булгаков своему главному произведению. Принято выделять следующие группы проблем, раскрытые в «Мастере и Маргарите»:
– проблемы противоречивости человеческих поступков, человеческого благородства и низости;
– проблемы сохранения чести и человеческого достоинства;
– восприятие человеком окружающего мира;
– проблемы одиночества человека в обществе;
– проблемы взаимоотношений человека и искусства;
– проблемы взаимоотношений человека и власти;
– философские проблемы.
Таким образом, мы видим, что произведение затрагивает практически все стороны человеческой жизни.
Композиция и жанр романа, сюжетные линии.
Особенность композиции состоит в том, что это «роман в романе». У него многомерная структура. Действие развивается в трёх измерениях: земном, потустороннем (мистическом) и художественном. Мы следим за тремя сюжетными линиями: приключениями Воланда и его свиты в Москве, событиями в древнем Ершалаиме и историей любви главных героев.
Список персонажей романа велик. Ряд героев действуют во всех сюжетных линиях, ряд присутствует только в одной из них. Все, кто появляется на страницах произведения, углубляют и раскрывают его смысл.
Жанр «Мастера и Маргариты» определить непросто. Обычно его характеризуют как философский, фантастический и сатирический роман.
Пространственные и временные рамки романа. Тройственная структура романа.
Действие происходит в двух временных пространствах, разделённых почти двумя тысячелетиями: в Москве 30-х годов XX века и в Ершалаиме 30 –х годов I века н. э. Имеется ещё и третий мир – вечный, потусторонний. События происходят в реальном и нереальном измерении. В романе действуют реальные люди и свита Сатаны. Отсюда
Три основных плана произведения
Исторический Реальный Фантастический
Ершалаимский мир Московский мир Потусторонний мир
Царство Тьмы Царство Света
Область покоя
Система внутренних соответствий в рамках романа. Две сюжетные линии произведения – современная и евангельская – перекликаются друг с другом. В чём это проявляется?
|
|
Об этом произведении написано много аналитических трудов. Среди исследователей есть мнение, что основной темой романа является вечная борьба между добром и злом. По мнению Булгакова, на Земле они всегда должны находиться в равновесии
2.Закрепление нового материала
Тренировочный модуль.
Выполните задание:
Герои романа