Она была Музой, критиком, единственным читателем и соавтором

 

Вывод: Итак, мы убедились, что в этом романе тема любви тесно переплетается с темой творчества, о которой вы будете говорить отдельно.

 

Вернёмся к нашим влюблённым.

Роман был написан в августе, но его не печатали, а лишь критиковали. А затем уличили Мастера в том, что он не похож на них, не так мыслит, не так чувствует. «Настали безрадостные осенние дни...»

 

- С какими событиями в жизни Мастера и Маргариты связано это время года?

 

- Найдите и зачитайте детали, характеризующие это время года.

(Осень, дни безрадостные, стал бояться темноты, заболел.). - Что стало с их отношениями? (гл.13 Маргарита стала все чаще уходить домой. Она хотела объясниться с мужем. «Это было в половине октября, в сумерки... «Через четверть часа после того, как она покинула меня, ко мне в окно постучали...)

Учитель: А когда в половине января, ночью, он вернулся в том же самом пальто, но с оборванными пуговицами, в его квартире уже обитал Алоизий Могарыч, провокатор и доносчик, и Мастеру ничего не оставалось, как идти в клинику для душевнобольных.

 

Вывод: Мы видим, что эволюция любви "Мастера и Маргариты тесно связана со сменой времён года.

 

- Работая с текстом, мы постоянно обращаемся к художественным деталям.

У Булгакова прием детализации - излюбленный. Каковы же истоки приверженности к деталям? И нет ли здесь литературной традиции?

(Это гоголевская традиция, которую Булгаков считал эталоном литературы. Мне кажется, что эпизод, в котором Мастер сжигает свой роман, напоминает реальную историю о том, как Гоголь сжёг 2 том «Мёртвых душ»).

 

- А как Маргарита боролась за свою любовь, за право быть рядом с любимым? (Она согласилась продать душу дьяволу)

 

- Чем отличается героиня, продавшая душу дьяволу, от ведьмы в традиционном изображении? Докажите текстом, (гл. 21 «Скользнув к третьему этажу....- мальчик спал»).

 

Учитель: Я не могу не сказать об отношении православной церкви к этому произведению. Оно отрицательно, потому что Маргарита продала душу дьяволу. Но мы, читатели, видим в Маргарите качества православного человека, она не растеряла их. Какие это качества? (Милосердие, любовь)

 

Обратимся к главе «Бал у сатаны». Ради чего Маргарита обнажённая, с тяжёлой цепью на шее терпит все мучения в течение нескольких часов? (Ради того, чтобы быть вместе с любимым).

Учитель: Тем не менее, Маргарита бесцельно тратит дар Воланда, единственное заветное желание, прощая Фриду.

 

- Кто эта женщина, Фрида, и в чём ее злодеяние?

 

- Почему героина просит за Фриду, а не за Мастера? (Потому что она исключительной доброты человек).

«Я хочу, чтобы Фриде перестали подавать тот платок». И всеведующий дьявол был потрясен. Он дьявол, он все знает, даже то, что рукописи не горят. Но он не знает мира любви и мира милосердия. Фрида была прощена.

Учитель: И Воланд оценил её порыв. (Читаю фрагмент: «Это не в счёт...»)

 

И они вновь были вместе.

Учитель: Я думаю, можно уже подвести итог нашему разговору.

 

- Как вы думаете, какую любовь можно назвать роковой, настоящей?

(Полный отказ от всех благ, жертвенность, сохранение великодушия...)

 

- А равноправны ли мужчина и женщина в этой любви?

 

- Откуда же Булгаков взял это описание любви? Ведь трудно такое выдумать, если сам не прочувствовал. (Прототипом Маргариты стала Елена Сергеевна Шиловская, а прототипом Мастера - сам автор, да и вся история любви была словно списана с натуры-.)

 

- Что воплощает в романе Маргарита? (Абсолютную любовь, идеал, стоящий выше всего, - даже выше христианского идеала спасения души.)

Настоящая любовь всегда жертвенна. Недаром о ней создано столько легенд, недаром о ней столько пишут поэты. Настоящей любви покорны все преграды. Силою любви отбивают у болезни любимых, спасают от смерти

 

Пусть велика земля, но даже и она

Имеет свой предел,

Но в мире этом есть одно,

Чему конца не будет никогда

И это бесконечное - любовь!

 

- Как вы считаете, возможна ли в наши дни такая любовь?

(Мнения учащихся)

 

Слово учителя. Итак, Мастер и Маргарита вместе. Им дарован покой, а не тьма. А как же Михаил Афанасьевич и Елена Сергеевна? Мрачные стороны романа все больше вторгались в жизнь. Булгаков начал слепнуть. Он находился в таком состоянии, что любая одежда причиняла ему боль. Лежал на кровати с какой-то набедренной повязкой, похожий на распятого героя своего романа. И будто сбывалось главное, предсказанное богом и дьяволом. Он не заслужил света, он заслужил покой. Света не "было в прямом смысле. Он был слеп.

Шел 39 год XX века. 49 год жизни Булгакова. Тяжело больной, Михаил Афанасьевич работает над романом. Елена Сергеевна записывает. - Он мне ненавистен, этот роман - ответил Мастер. Я много испытал из-за него. «Я умоляю тебя - жалобно проговорила Маргарита, - не говори так. За что же ты меня терзаешь? Ведь ты знаешь, что я всю жизнь вложила в эту свою работу».

 

1. Работа с текстом романа

Найти в тексте и прочитать следующие отрывки:

– первая встреча Мастера и Маргариты;

– первая встреча читателя с сатаной;

 – встреча с москвичами.

2. Определение жанра романа

– Каков же жанр романа Булгакова? (Анализ сюжетных линий позволяет говорить о совмещении писателем нескольких жанров.)

Записи в тетрадях:

Роман совмещает в себе несколько жанров: бытовой, фантастический, автобиографический, любовно-лирический.

 Современные литераторы определяют его как роман-миф, роман-мистерия, мениппея.

 Мениппея – (Менипп – древнегреческий философ, писатель-сатирик III века до н.э.) жанр античной литературы, характеризующийся свободным соединением стихов и прозы, серьёзности и комизма, философских рассуждений и сатирического осмеяния, а также пристрастием к фантастическим ситуациям, создающим для персонажей возможность свободного от всяких условностей поведения.

 

 

V. Домашнее задание

1. Подготовить к пересказу главу 12 «Чёрная магия».

2. Составить характеристику к образу Воланда.

 

IV. ПРИЛОЖЕНИЯ






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: