II. Высокий пафос и сатира платоновской прозы. Повесть «Котлован»

Дисциплина: ОДБ. 01 Литература

Группа: ТЭО 19, ОПУТ19

Дата 30.03.2020 г.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема. Андрей Платонович Платонов. Повесть «Котлован».

Цель: ознакомить студентов с эстетикой творчества писателя, формировать понятие «индивидуального стиля» («платоновского языка»), мастера речевой индивидуализации, раскрывающего характер не только через действия, но и через речь, реализовать в процессе изучения русской классики формирование привычки к чтению серьезной литературы посредством технологии «критического мышления»; воспитывать художественный вкус и читательскую культуру.

ЕПиГРАФ:                                           Бог – образ, начерченный рукой человека в свободном желании наполнить жизнь радостью творчества…

А. П. Платонов

ПЛАН

1. Жизнь и творчество (хронология, опорная схема №18).

2. Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы.

3. Тип платоновского героя - мечтателя и правдоискателя. Возвеличивания страдания, аскетического бытия, благородства детей.

4. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философическая многозначность названия повести.

5. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).

Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).

I. Опорный конспект

ЗАВДАНИЯ - ИНСТРУКЦИИ

І. Составить хронологическую таблицу / опорную схему по творчеству А. Н. Островского.

1899 г. Андрей Платонович Платонов (подлинная фамилия Климентов) родился в Ямской слободе на окраине Воронежа в семье слесаря железнодорожных мастерских. В «старопролетарской» семье было одиннадцать детей.
1917-1922г. Юноша-мастеровой, мечтатель, неистовый романтик революции, много читает, увлекается революционной поэзией. Пишет «громокипящие стихи», вошедшие в книгу «Голубая глубина».
1928 г. Повесть «Сокровенный человек»
1926 г. Сатирическая повесть «Город Градов»
1929 г. Рассказ «Усомнившийся Макар», повесть-утопия «Чевенгур»
1931 г. Бедняцкая хроника «Впрок»
1930 г. Повесть «Котлован»
1937 г. Книга «Река Потудань»
1941 г. Рассказы «В прекрасном и яростном мире», «Ты кто?» (Платонова называли «классиком рассказа»).
1851 г Писатель скончался

 

Опорная схема

 



Иван Александрович

Гончаров

писатель

«утяжелённого

Слова»

     
 


псевдоним-

Платонов;


Подлинная ф-я-

Климентов

Повести

«Котлован»,

«Чевенгур»,

«Сокровенный

Человек»

Ямская слобода

(окраина Воронежа             В «старопролетарской

                                                     семье»                    Утопические идеи «общей жизни»           

II. Высокий пафос и сатира платоновской прозы. Повесть «Котлован»

Изнурительный, механический труд рабочих, какой-то угрюмый энтузиазм («гражданин обязан нести данную ему директиву») рабочих Чиклина, Сафронова, пришедшего сюда извне Вощёва (очередного платоновского правдоискателя), наезды калеки Жачева на тележке (он то и дело «раскулачивает» бюрократа Пашкина, отбирая у него продукты), раздумья инженера Прушевского о своём единстве с этой рабочей массой и своей чужеродности как наёмного «спеца» среди этих новых людей. Наконец, появление мудрой девочки-сироты Насти, которая своим существованием придаёт слепой вере, тупому энтузиазму какой-то светлый, христианский смысл.

Платонов стал весьма своеобразной «языковой личностью», т.е. писателем со своим лексиконом, грамматикой, правом на «отяжеление слова»: «он сел на траву земли», «окно вспыхнуло светом мгновения», «ручьём шли дети», «подводная глубь воспоминаний». Однако главный смысл персонажам и всему содержанию повести придают не имена, не спектры мотивов и ассоциаций, которые они порождают, а сюжет повести, завершение обеих линий – «котлованной» и «колхозной». Упорнейший труд в котловане, под надзором «активиста», кончается смертью Насти, исчезновением смысла, утратой будущего. Ещё печальнее все обстоятельства построения нового дома в деревне. Здесь сначала построили плот для кулаков, их семей, «всю жизнь копивших капитализм», - и столкнули его в безбрежный океан. В целом обе линии воссозданы на языке предельно фантастическом, почти абсурдном. «Сокровенные» герои Платонова живут в ожидании, в готовности жертвы, самопожертвования. Отсюда – не без воздействия христианской морали – постоянное возвеличивание писателем страдания, аскетического бытия, благородства детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: