III. Необычность языка и стиля писателя

При анализе языка прозы Платонова, обладающего огромной мощью, следует обратить особое внимание на дробные единицы текста, в которых ломается привычный грамматический склад книжной речи, нарушается смысловая связь между словами. «Время безнадёжно уходило обратно жизни», «Мимо телеги проходили травы назад», «Свет с востока сегодня походил на вспугнутую стаю птиц, мчавшихся по небу с кипящей скоростью в смутную высоту», «Туманы, словно сны, погибали под острым зрением солнца», «Зелёная страсть листвы». Можно даже говорить о «диалектике косноязычия», рождённого одним обстоятельством: язык выступает как средство, чтобы что-то высказать, но что-то и утаить, соединить иронию и патетику, усилить смеховое начало, выделить в жизни героев мгновения «прихода – ухода – дороги».

 

II. Домашнее задание

Переписать в рабочие тетради тему, план, опорный конспект.

Прочитать повесть А. Платонова «Котлован».

Выписать из повести 10 цитат («критическое чтение»).

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1) Почему любимого платоновского героя можно назвать «сокровенным человеком»? Какие исходные смыслы сосредоточены в слове «сокровенный»: «сокрываит», «утаивать», «схоронить» или «Сокровище», «сокровный» (т. е. родня, родственник, сродник)?

2) Что отрицает и что утверждает Платонов в повести «Котлован»?

3) В чём заключается драматизм приобщения героев Платонова к новой жизни в повести «Котлован»?

ЛИТЕРАТУРА

   Обязательная:         

1. Лебедев Ю.В. Литература. Учебник для общеобразовательных организаций, 11-й класс. Базовый уровень – М.: Просвещение, 2016, с.16-32. 2. Коровин В.И. и др. Русская литература XX века: 11класс: Учебник: В 2 ч. – М., Просвещение, 2006, 357 с.

Дополнительная:

1. Тумина Л.Е. Творческие задания. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2007.

2. Фогельсон И.А. Русская литература второй половины 19 века. – М.: Материк Альфа. 2006.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: