Якорная площадь – сердце Кронштадта (19.11.2018)

I. Самая красивая площадь Кронштадта с поэтическим названием «Якорная» является географическим центром города. Если встать на нижнюю ступень лестницы, ведущей к главному алтарю Морского Никольского собора, то слева будет северный берег острова Котлин, а справа - южный. В этом месте расстояние от одного берега до другого - 1200 метров. Никольский собор находится как раз посередине между северными и южными берегами острова.

На площадь можно пройти с северной стороны от улицы Советской (бывшей Большой Екатерининской) через мостик Обводного канала. А с южной стороны мы попадаем на площадь с улицы Красной (бывшая Немецкая), пройдя Макаровский мост, переброшенный через Доковый овраг. На Якорную площадь можно подойти и со стороны улицы Коммунистической, минуя доковый мост и выйти к стене из красного кирпича, называемой «Аллея Славы», отделяющей военный порт от Якорной площади.

 

         Если посмотреть на площадь с высоты птичьего полёта, то можно увидеть, как удачно вписывается архитектура разных эпох на небольшой площади морского города. Здесь соседствуют сооружения 18, 19, 20 веков и современные постройками 21 века.

    Во многих справочниках местоположение Якорной площади определяется кратко: «находится в центре восточной части острова Котлин между Доковым оврагом и Северной частью Обводного канала».

История появления Якорной площади  в городе-крепости очень необычна. Строительные работы на острове Котлин начались осенью 1703 года, когда Пётр 1 прибыл со своими солдатами. Его воины стали первыми жителями, строителями и защитниками       морской крепости.

        Царь Пётр, как дальновидный политик сразу понял, что этот небольшой островок, находящийся в центре Финского залива, можно превратить в крепость, способную защитить устье реки Невы от нападения противника с моря. Финский залив мелководен и коварен. В древности в этих местах путешественники и рыбаки ходили на судах с низкой осадкой, опасаясь сесть на мель.

К 18 маю 1704 года завершили работы по строительству первого  форта Кроншлот в 800 м. от южного берега острова Котлин. На берегу поставлены батареи, которые вместе с фортом перекрыли южный фарватер. Теперь Россия контролировала судоходство - древнего торгового из варяг в

греки». (См. карту «О. Котлин. 1706 год»)

 

       Карта о. Котлин в 1706 год. Путь из варяг в греки мимо о. Котлин к устью р. Невы

Форт Кроншлот

В это же время солдаты Петра укрепляли северо-западную часть о. Котлин. Из земли, брёвен и камня вдоль фарватера на северном берегу возводили крепостной вал. Здесь на случай появления шведского десанта установили батареи, выдвинутые на ряжах прямо в море. Гарнизон острова достойно встретил шведскую эскадру в  мае- июне 1704 года. Летом 14 июля 1705 на Котлинской косе был уничтожен шведский десант. Все дальнейшие попытки Швеции вернуть остров Котлин потерпели крах. Теперь Европа должна была считаться с тем, что Россия стала в ряд сильнейших морских держав мира.

Шведский флот был самым сильным на Балтике. Пётр приступил к строительству корабельных верфей, чтобы создать свой отечественный флот. В 1712 году адмирал Крюйс привёл на Кронштадтский рейд 22 вымпела новых судов, построенных в Лодейном поле. Остров Котлин стал родиной Балтийского флота.

С 1705 г. и в последующем двадцатилетии остров Котлин полностью превратился в строительную площадку. Строились казармы, доки, пристани. Ремонтировались корабли. Расчищались площади острова от леса, прорубались просеки для будущих улиц и площадей. Территория современной Якорной площади в те годы была центром строительных работ. Здесь возводились офицерские флигеля, здания для служилых людей, провиантские склады для хранения продуктов и имущества. Здесь заложены первые кирпичные корпуса будущего Адмиралтейства, растянувшегося вдоль восточной части острова  в длину на 2,5 км и в ширину на 1 км.

После смерти Петра 1 работы на острове Котлин сначала замедлились, а затем и вовсе приостановились. Лишь в конце 18 века, в связи с угрозой войны с Англией, Францией и Германией, Россия вновь приступила к работам по укреплению Кронштадтской крепости и всей системы фортификационных сооружений, которые нуждались в модернизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: