Изложение нового материала

Анна Сергеевна.

Для проверки домашних заданий прошу сбрасывать фотографии на Viber: +380506023831.

 

Задания по предмету «Музыкальная литература»

В период дистанционного обучения

 3класс, 8-летнее обучение (преподаватель Вольшакова А.С.)

Понедельник 30.03.2020 15:15-16:25

ТЕМА: Искусство музыкального исполнительства. Солисты. Вокальные голоса. Музыкальные инструменты: орган, клавесин, фортепиано.

Изложение нового материала

Музыка может быть исполнена различным составом музыкантов. Для того чтобы звучала мелодия ее не обязательно на чем-либо играть – можно просто спеть. Такое исполнение называется сольным вокальным (от лат. Vocal – голос). Голоса бывают детские, мужские и женские. Они отличаются друг от друга по высоте звучания (регистру) и тембру (окраске звучания).

К детским голосам относятся дискант, сопрано и альт.

Дискант – самый высокий детский голос, который имеет блестяще светлую окраску.

Сопрано – высокий голос, который совпадает по диапазону с женским сопрано.

Альт – низкий детский голос с густым тембром.

Детские голоса сохраняют свое звучание до 13-14 лет.

Самый знаменитый детский голос – дискант Робертино Лоретти (1947) – итальянский певец, завоевавший популярность в детском возрасте. После того как у него сломался голос – продолжил карьеру как баритон.

Р.Лоретти

Одна из известнейших композиций исполненная Р.Лоретти - «Ямайка».

Прослушаем ее пройдя по ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=0GH6s8a3IoI&feature=youtu.be

Среди женских голосов самый высокий – женское сопрано. Певицы с таким голосом легко берут ноты второй и даже третьей октавы. Также к женским голосам относятся сопрано, которые звучат немного сильнее и ниже – лирическое сопрано, лирико-драматическое и драматическое. Самый низкий по диапазону женский голос называется контральто. Наиболее известные классические вокальные исполнительницы – Мария Каллас, Рената Тебальди, Амалия Родригеш, Монсерат Кабалье и др.

М. Каллас                                              М. Кабалье

Услышать волшебный голос М. Каллас мы сможем пройдя по ссылке. Каватина из опера «Норма» В. Беллини «Casta Diva».

https://www.youtube.com/watch?v=RmH7khXjvcM&feature=youtu.be

Мужские голоса делятся на: тенор (самый высокий), баритон (средний) и бас (самый низкий). Среди отечественных исполнителей известным тенором является Анатолий Соловьяненко. Много известных классических исполнителей среди зарубежных – Хосе Карерас, Пласидо Доминго, Лучано Паваротти и др.

Л. Паваротти                                          А. Соловьяненко

Арию из оперы Г.Доницетти «Una furtive lagrima» прозвучит в исполнении Л.Паваротти

https://www.youtube.com/watch?v=bHCH-ac2V-U&feature=youtu.be

Однако сольное вокальное исполнительство всегда одноголосное, так как человеческий голос не в силах одновременно извлекать несколько звуков. В многоголосой музыке больше возможностей конечно у музыкальных инструментов.

Самый сложный клавишный инструмент – орг а н.

Орган (лат. organum)

 самый большой клавишный духовой музыкальный инструмент, который звучит при помощи труб (металлических, деревянных, без язычков и с язычками) различных тембров, в которые с помощью мехов нагнетается воздух.

Игра на органе осуществляется при помощи нескольких клавиатур для рук (мануалов) и педальной клавиатуры.

По звуковому богатству и обилию музыкальных средств орган занимает первое место среди всех инструментов и иногда называется «королём инструментов». Вследствие своей выразительности, он давно стал достоянием церкви. Человек, исполняющий музыкальные произведения на органе, называется органистом.

Искусство строить органы развилось и в Италии, откуда в IX веке они выписывались во Францию. Позднее это искусство развилось в Германии. Наибольшее и повсеместное распространение орган начинает получать в XIV веке. В XIV веке в органе появилась педаль, то есть клавиатура для ног.

Пройдя по ссылке вы увидите исполнение на органе Токкаты и фуги ре-минор И.С. Баха

https://www.youtube.com/watch?v=CTVraVgzC9U&feature=youtu.be

Клавесин - (франц. clavecin) - это щипковый клавишный музыкальный инструмент.

Известен с 16 в. (начал конструироваться ещё в 14 в.), первые сведения о клавесине относятся к 1511; старейший сохранившийся до наших дней инструмент итальянской работы датируется 1521. Клавесин произошёл от псалтериума (в результате реконструкции и присоединения клавишного механизма).

Первоначально клавесин был четырёхугольной формы и напоминал по внешнему виду "свободный" клавикорд, в отличие от которого имел струны разной длины (каждой клавише соответствовала особая, настроенная в определённом тоне струна) и более сложный клавишный механизм.

Струны клавесина приводились в колебание щипком при помощи птичьего пера, укреплённого на стерженьке - толкачике. При нажатии клавиши толкачик, находящийся у её заднего конца, поднимался и перо зацеплялось за струну (позже вместо птичьего пера использовали кожаный плектр).

Звук клавесина - блестящий, но мало певучий (отрывистый), изменение силы и тембра звука не зависит от характера удара по клавишам. Музыкант, играющий на клавесине, сразу после нажатия клавиши терял всякую связь со струной, дальше она звучала сама по себе, без малейшего участия человека.

Создателем виртуозного клавесинного стиля был итал. композитор и клавесинист Д. Скарлатти.

Среди французских клавесинистов конца 17-18 вв.- Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо, Л. Дакен, Ф. Дандриё. Французская клавесинная музыка - искусство утончённого вкуса, изысканных манер, рационалистически ясное, подчинённое аристократическому этикету. Деликатное и холодноватое звучание клавесина гармонировало с «хорошим тоном» избранного общества.

Типичная черта клавесинной музыки - обилие мелодических украшений.

https://www.youtube.com/watch?v=pa7LPGqm2uk&feature=youtu.be

Фортепиано — клавишный струнный музыкальный инструмент. Фортепиано является классом клавишно-струнных музыкальных инструментов — роялей и пианино. Название произошло от итальянского forte — «громко» и piano — «тихо».

Предшественниками фортепиано были клавесины и изобретённые позднее клавикорды. Их недостатками были быстро затухающий звук, что мешало игре legato, и постоянный уровень громкости, что исключало одно из важных выразительных средств музыки — динамику (изменение громкости).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: