Задание: Какой вклад внесла советская наука в развитие экономики в 50-е - 60-е гг.?

Государственное автономное профессиональное образовательное

Учреждение Иркутской области

«Ангарский техникум строительных технологий»

Культура в СССР в период «оттепели»

Методические указания

К практическому занятию

По учебной дисциплине «История»

Для обучающихся по специальностям СПО

 

 

Ангарск 2020г.

Рассмотрено на заседании ПЦК

естественно-гуманитарного цикла

протокол №__ от____2020 г.

Председатель ПЦК________

Кравченко О.А.

 

Автор: Хороших Л.Г., преподаватель высшей квалификационной категории ОГАОУ СПО«Ангарский техникум строительных технологий».

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………………4

1. Школа и просвещение………………………………………………………………..5

2. Наука. Достижения НТР……………………………………………………………...6

3. Литература…………………………………………………………………………….7

Приложения…………………………………………………………………………….10

Литература……………………………………………………………………………...13



Пояснительная записка

Методические указания для практических занятий разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «История» и предназначены для организации практического занятия по теме «Рассмотрение достижений культуры в 50-60-е гг.»   

 Цели занятия:

Охарактеризовать тенденции в развитии духовной жизни общества в 1953-1964; проанализировать противоречивый характер оттепели в духовной среде; раскрыть сущность духовного развития общества; формировать мировоззренческие позиции, воспитывать любовь и уважение к истории своей страны; толерантное отношение к мнению и позициям разных людей.

Практические занятия по теме «Рассмотрение достижений культуры в 50-60-е гг.»  выполняют важную роль: в формировании навыков самостоятельного мышления, устного выступления по теоретическим вопросам. Пособие содержит текстовый учебный материал, документы, проблемные задания, вопросы для обсуждения, тест для самопроверки.

Данные методические указания должны помочь студентам расширить и закрепить знания, полученные на теоретических занятиях по теме «СССР в 50-60-е гг.»


 Организация занятия:

Обучающиеся делится на следующие группы:

1) Политика в области образования;

2) Политика в области науки;

3) Политика в области литературы.

Каждая группа получает задание: используя учебник, раздаточный материал, уже имеющиеся знания по хрущевскому периоду, найти и назвать все противоречия политики партии и государства в указанных областях.


Школа и просвещение

Задание: определите достижения и просчеты в сфере образования.

В системе школьного образования в середине 50-х гг. главным направлением являлось "укрепление связи школы с жизнью". Уже в 1955/56 учебном году в средней школе были введены новые учебные планы, ориентированные на получение политехнического образования, которое позволило бы выпускникам средней школы найти свое место в промышленном или сельскохозяйственном производстве. Начало школьной реформе положил закон "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР", принятый в декабре 1958 г. Законом вводилось всеобщее обязательное 8-летнее образование (вместо 7-летнего). Срок обучения в полной средней школе увеличивался с 10 до 11 лет, при этом школьники старших классов дневных школ должны были совмещать учебу с работой на предприятии или на селе. Аттестат зрелости школьники получали одновременно со свидетельством о приобретенной производственной специальности. Согласно реформе 1958 г., вместо многочисленных ремесленных и фабрично-заводских школ и училищ создавалась единая сеть ПТУ (профессионально-технических училищ) с унифицированными учебными программами и сроками обучения от 1 до 3 лет. Однако лозунг связи школы с жизнью на практике слабо реализовывался: лишь небольшой процент выпускников шли работать по специальности, полученной в школе. В то же время значительно сниженным оказался уровень общеобразовательной подготовки. В условиях вступления Советского Союза в эпоху научно-технической революции значительно увеличилась потребность в специалистах с высшим и средним специальным образованием. При этом большое значение придавалось государством расширению вечернего и заочного обучения в вузах и техникумах. Так, в соответствии с новыми правилами приема в вузы, введенными в 1957 г., были предусмотрены льготы при поступлении для молодежи, имевшей производственный стаж не менее двух лет, а также для военнослужащих, демобилизованных с действительной военной службы. Эти меры позволили резко увеличить приток в вузы рабочей и сельской молодежи.
В 1958/59 учебном году советские вузы выпустили почти в 3 раза больше инженеров, чем в США. Уровень образования населения, занятого в сфере производства, резко возрос, составив в 1959 г. 39% рабочих и 21% колхозников с высшим и средним специальным образованием.

 


Наука. Достижения НТР

Задание: Какой вклад внесла советская наука в развитие экономики в 50-е - 60-е гг.?

Стремительное развитие научно-технического прогресса оказало значительное влияние на развитие советской науки. Особое внимание в области научных исследований в этот период уделялось теоретической физике. Достижения советских ученых-физиков получили широкое признание во всем мире. Крупнейшим советским физикам в эти годы были присуждены Нобелевские премии: П. А. Черенкову, И. Е. Тамму, И. М. Франку - за открытие и объяснение эффекта люминесцентного излучения Вавилова-Черенкова (1958); Л. Д. Ландау - за разработку теории жидкого гелия (1962); Н. Г. Басову и А. М. Прохорову - за исследования в области квантовой электроники (создание лазера и мазера) (1964). С 1957 г. были восстановлены Ленинские премии, присуждавшиеся ученым за выдающиеся достижения в области науки и техники. В 1957 г. в СССР впервые был запущен самый мощный ускоритель элементарных частиц - синхрофазотрон. Это практическое открытие позволило развивать новое направление науки - физику высоких и сверхвысоких энергий, что, в свою очередь, привело к созданию и развитию совершенно новых отраслей народного хозяйства - атомной промышленности и энергетики. Уже в 1954 г. впервые в мире была построена и запущена атомная электростанция в подмосковном научном городке Обнинске. Вслед за этим началось строительство более крупных Воронежской, Белоярской и Сибирской АЭС. 1957 г. ознаменовался спуском на воду первого в мире атомохода - ледокола "Ленин". Значительными открытиями были отмечены работы советских ученых в области автоматики и телемеханики, квантовой электроники, вычислительной техники и кибернетики, радиоэлектроники, физики полупроводников. Нобелевской премией в 1956 г. были отмечены труды академика Н. Н. Семенова в области теории цепных реакций. Достижения в области теоретической химии позволили создать новые сверхпрочные материалы - полимеры. Наряду с физикой, химией и математикой развивалась также биология. Однако личная поддержка Н. С. Хрущевым академика Т. Д. Лысенко фактически сдерживала развитие в СССР молекулярной биологии, генетики и генной инженерии. Эпоха "оттепели" вошла в историю мирового технического прогресса как эра покорения космоса. Благодаря крупнейшим достижениям в области ракетно-космической техники СССР стал на многие годы признанным лидером в исследовании околоземного пространства: 4 октября 1957 г. на основе созданных советскими учеными-конструкторами под руководством. С. П. Королева баллистических многоступенчатых ракет в СССР был произведен запуск первого в мире искусственного спутника Земли. А 12 апреля 1961г впервые в истории человечества на космическом корабле "Восток" летчик-космонавт Ю.А. Гагарин совершил пилотируемый полет по околоземной орбите, продолжавшийся всего 108 минут.

Вслед за полетом Гагарина за период с 1961 по 1963 г. по программе "Восток" на одноместных кораблях этой серии было совершено еще шесть полетов. В 1965 г. космонавт А.А. Леонов впервые осуществил выход в открытый космос.

Помимо космической техники в СССР значительные успехи были достигнуты в области авиастроения. В 1956 г. в небо поднялся первый турбореактивный пассажирский лайнер Ту-104, созданный в ОКБ под руководством А.Н. Туполева. А в 1957 г. коллективом инженеров и конструкторов во главе с С.В. Ильюшиным был создан четырехмоторный турбовинтовой пассажирский самолет Ил-18, ставший одним из наиболее надежных самолетов отечественной гражданской авиаций.

Литература

Задание: Заполнить таблицу «Противоречивость «оттепели» в литературе»

Примеры «раскрепощения» литературы Примеры ограничений свободы в литературе  
   

 

Раньше и живее всего на изменение ситуации отреагировала литература. Большое значение имела реабилитация некоторых репрессированных при Сталине деятелей культуры. Советский читатель заново открыл для себя многих авторов, имена которых замалчивались в 30—40-х гг.: заново вошли в литературу С. Есенин, М. Цветаева, А. Ахматова. Характерной чертой эпохи стал массовый интерес к поэзии. В это время появляется целая плеяда замечательных молодых авторов, чье творчество составило эпоху в русской культуре: поэты- «шестидесятники» Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенский, Б.А. Ахмадулина, Р.И. Рождественский. Огромную аудиторию собирали поэтические вечера, происходившие в аудитории Политехнического музея. Широкую популярность обрел жанр авторской песни, в которой автором текста, музыки и исполнителем являлся, как правило, один человек. Официальная культура относилась к самодеятельной песне настороженно, издание пластинки или выступление по радио или на телевидении было редкостью. Широкую доступность произведения бардов обрели в магнитофонных записях, которые тысячами расходились по стране. Настоящими властителями дум молодежи 60—70-х гг. стали Б.Ш. Окуждава, А. Галич, В.С. Высоцкий.

В прозе однообразная парадность сталинского соцреализма сменилась обилием новых тем и стремлением изображать жизнь во всей присущей ей полноте и сложности. Особым духом творческих исканий проникнута литература писателей - «шестидесятников»: Д.А. Гранина (Германа) («Иду на грозу» 1962 г.), Ю.Н. Нагибина («Далекое и близкое» 1965 г.), Ю.П. Германа («Дорогой мой человек» 1961 г.), В.П. Аксенова («Звездный билет» 1961 г.). Много интересного было создано в жанре фантастической литературы. Философской глубиной, необычайно широким культурным диапазоном отличаются произведения писателя и ученого И.А. Ефремова («Туманность Андромеды» 1957 г., «Лезвие бритвы» 1963 г.).

В произведениях, посвященных Великой Отечественной войне, героически возвышенные образы сменяются изображением тяжести военных будней. Писателей интересует обыкновенный человек в условиях фронта: на смену несгибаемому Мересьеву приходит герой, которому знаком и страх, и боль, и душевное смятение. Новую правду о войне раскрыли в своих произведениях Ю.В. Бондарев (роман «Батальоны просят огня» 1957 г.), К.М. Симонов (роман-трилогия «Живые и мертвые» 1959—1971 гг.)

Важную роль в литературной жизни 60-х гг. играли литературные (толстые) журналы. В 1955 г. вышел первый номер журнала «Юность». Среди журналов выделяется «Новый мир», который с приходом туда в качестве главного редактора А.Т. Твардовского обрел особую популярность среди читателей. Именно в «Новом мире» в 1962 г. с личного разрешения Н.С. Хрущева была опубликована повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», в которой впервые литература коснулась темы сталинского ГУЛАГа.

Однако до полной свободы творчества в годы «оттепели» было далеко. Рецидивы сталинских методов обращения с деятелями культуры случались периодически. В критике по прежнему время от времени слышались обвинения в «формализме», «чуждости» в адрес многих известных писателей: А.А. Вознесенского, Д.А. Гранина, В.Д. Дудинцева. Жестокой травле подвергся Борис Леонидович Пастернак. В 1955 г. им был закончен главный труд его жизни — роман «Доктор Живаго», над которым писатель работал в течение 10 лет. Сюжетную канву романа составила жизнь главного героя — Юрия Живаго, показанная на фоне событий российской истории за более чем сорокапятилетний срок. «Я закончил роман, — писал Пастернак в письме к В.Т. Шаламову, — исполнил свой долг, завещанный от Бога». Журналы отказались принять рукопись. И все же роман был опубликован. В 1958 г. Пастернаку была присуждена Нобелевская премия по литературе. Советские власти немедленно потребовали, чтобы Б.Л. Пастернак отказался от нее. В прессе развернулась очередная «проработочная кампания». Пастернака обвиняли в антинародности, презрении к «простому человеку». В довершение всего он был исключен из Союза писателей СССР. В сложившейся обстановке Б.Л. Пастернаку не оставалось ничего кроме как отказаться от награды. Конфликт губительным образом сказался на здоровье писателя — 30 мая 1960 г. его не стало.

В 50-е гг. возник «самиздат» — так назывались машинописные журналы (например, журнал «Синтаксис»), в которых свои произведения печатали молодые писатели и поэты, не имевшие надежды на публикацию в официальных изданиях. Основателем «Синтаксиса» был молодой поэт А. Гинзбург. В журнале печатались произведения Б. Ахмадулиной, Б. Окуджавы, Е. Гинзбург, В. Шаламова. За «антисоветскую агитацию» А. Гинзбург был приговорен к двум годам лагерей. Появление «самиздата» стало одним из проявлений зарождавшегося в кругах интеллигенции оппозиционного советскому государству движения диссидентов.

Вопросы для обсуждения:

1. Современники отмечали, что «Хрущев разрушил зло». Приведите явления культурной жизни, подтверждающие это мнение.

2. В чем заключался противоречивый характер «Оттепели» в духовной и культурной сферах?

 

Приложение 1

Работа с документом


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: