Сообщение учащегося на тему «Вклад супругов Кюри в изучение явления радиоактивности»

Урок физики в 9 классе

Тема «Радиоактивность»

Цели урока: формирование представлений о явлении радиоактивности, о физической природе и свойствах α-, β-, γ-излучений; углубление знаний учащихся о структуре атома.

Задачи урока:

- обучающие

познакомить учащихся с историей открытия явления радиоактивности и физической природой этого явления, углубить имеющиеся знания о строении атома;

-развивающие

формировать умения анализировать, делать выводы, сравнивать, обобщать факты, применять ранее полученные знания для объяснения наблюдаемых явлений;

-воспитательные

развивать интерес к предмету, расширить кругозор учащихся, воспитывать стремление к овладению знаниями.

Тип урока: усвоения новых знаний

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, дискуссия.

 

Ход урока.

Мотивирование к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы приступаем к изучению последней главы в нашем учебнике. И эпиграфом к нашему уроку я хочу взять слова известного писателя Ганса Христиана Андерсена из сказки «Снежная королева»:

«Ну, начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь». И я очень надеюсь, что к концу нашего урока перед вами раскроется несколько тайн и загадок, вы узнаете много нового и интересного. Итак, начнем!

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Выполните задание. Из предоставленного списка выберите понятия, обозначающие физические явления. Дайте определение этих понятий.

Проводник, магнит, электрический ток, амперметр, генератор, электромагнитное поле, протон, мощность, электромагнитная индукция, оптика, радиоактивность, магнитный поток, тесла, электризация, радиосвязь, спектр, колебательный контур.

Физические явления: электрический ток (упорядоченное движение заряженных частиц), электромагнитная индукция (явление возникновения электрического тока в проводящем контуре при изменении магнитного потока, пронизывающего этот контур), радиоактивность, электризация (процесс сообщения телу электрического заряда), радиосвязь (передача и прием информации с помощью радиоволн).

Вопрос: Какому явлению вы пока не можете дать определения?

Как вы думаете будет звучать тема сегодняшнего урока? (Радиоактивность). Записываем тему урока в рабочей карте.

Слайд 1.

Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Больше хорошего или плохого в наших ассоциациях? Ответы учащихся.

Сегодня на уроке мы постараемся ввести понятие радиоактивности, рассмотрим важные шаги в истории открытия этого явления, поговорим о действии радиоактивности на человека.

Первичное усвоение новых знаний.

Учитель. Предположение, о том, что все тела состоят из мельчайших частиц, было высказано древнегреческим философом Демокритом еще 2500 лет назад. Частицы были названы атомами, что означает неделимые, таким названием Демокрит хотел подчеркнуть, что атом – это мельчайшая, простейшая, не имеющая составных частей и поэтому неделимая частица.

Но в 19 веке открытия ученых поставили под сомнение представление о неделимости атомов. Самым ярким свидетельством сложного строения атомов стало открытие, сделанное французским физиком Анри Беккерелем.

 

Слайд 2.

Сообщение учащегося об открытии Беккереля.

22 декабря 1895 года немецкий ученый Рентген поведал миру об икс-лучах, которые русские физики назвали рентгеновскими.

Это открытие заинтересовало французского ученого Анри Пуанкаре, он организовал публичную лекцию в Парижской академии наук и обратил внимание на бледно-зеленое пятно в конце катодной трубки, где рождались новые лучи.

Среди присутствующих в зале был Анри Беккерель, и его поразило «зеленое пятно». Он вспомнил, что его отец, Эдман Беккерель, тоже физик, изучал свечение некоторых веществ, которые под действием ультрафиолетового излучения испускали красивое свечение: бледно-синее, зеленоватое, бледно-фиолетовое. Может быть, они тоже под действием света испускали икс-лучи? Свою догадку он решил проверить в лаборатории, изучив образцы урановой соли.

26 февраля 1896 года Беккерель задумал эксперимент: под блюдце с солями урана, поставленное на фотопластинку, завернутую в светонепроницаемую бумагу, он поместил медный крестик. Урановая соль должна была освещаться солнечными лучами. Но эксперимент пришлось отложить: несколько дней стояла пасмурная погода. И Беккерель в ожидании солнечных дней убрал свою конструкцию в ящик. В воскресенье 1 марта 1896 года, так и не дождавшись солнечной погоды, решил на всякий случай проявить фотопластинку и, к своему изумлению, обнаружил на ней четкие контуры крестика.

Таким образом, ученый пришел к выводу, что соли урана самопроизвольно без внешних воздействий излучают. Так было открыто явление радиоактивности, за что в 1903 году Беккерель был удостоен Нобелевской премии по физике.

 

Учитель. Итак, Беккерель открыл явление радиоактивности. Оказалось, что не только уран обладает такой способностью. Все химические элементы в таблице Менделеева начиная с 83 номера являются радиоактивными.Давайте все вместе попробуем сформулировать определение радиоактивности. Записать в рабочий лист.

Слайд 3.

Радиоактивность – это способность атомов некоторых химических элементов к самопроизвольному излучению.

Учитель. Беккерель открыл явление радиоактивности при исследовании солей урана. Дальнейшие попытки обнаружить химические элементы, обладающие способностью к излучению, были предприняты супругами Кюри.

 

Слайд 4.

Сообщение учащегося на тему «Вклад супругов Кюри в изучение явления радиоактивности»

Работу Беккереля продолжили Пьер Кюри и Склодовская-Мария Кюри, которые занялись исследованием явления излучения металлов, в том числе и урана. Свои исследования они проводили в заброшенном сарае, который принадлежал Парижской школе. Условия работы были невыносимы: входящий в лабораторию должен был задержать дыхание, чтобы не задохнуться парами кислот, зимой окна держали открытыми, поэтому температура в сарае не превышала 6°С тепла.

Напряженный труд дал результаты: 18 июля 1898 года Пьер и Мария Кюри сообщили об открытии нового металла, который они предложили назвать полонием в честь родины Марии Кюри, его активность была в 400 раз выше активности урана.

26 декабря 1898 года супруги сообщили об открытии нового элемента, очень похожего по химическим свойствам на барий, обладающий сильной радиоактивностью. Новый элемент назвали радием. Его активность в 900 раз превышала активность урана. А само свойство веществ испускать невидимые лучи Пьер и Мария Кюри назвали радиоактивностью.

После радия и полония Кюри открыли ряд других радиоактивных элементов. Ученые установили, что все тяжелые элементы, расположившиеся в нижних клетках таблицы Менделеева, обладают радиоактивными свойствами. В 1906 году Пьер и Мария обнаружили, что радиоактивностью обладает элемент, содержащийся в клетках всех живых существ на Земле — изотоп калия. За свои открытия супруги Кюри в 1903 году были удостоены Нобелевской премии.

Пьер Кюри трагически погиб, когда, углубленный в свои мысли о предстоящем эксперименте, переходил улицу и попал под почтовый экипаж. Мария пережила мужа на много лет и умерла от мучительной лучевой болезни.

 

Учитель. А что собой представляет этот вид излучения? Чтобы ответить на этот вопрос, ученые под руководством английского физика Эрнеста Резерфорда в 1899 году провели эксперимент по изучению состава радиоактивного излучения. Внимание на экран.

Слайд 5.

Объяснение эксперимента с иллюстрацией на слайде.

На дно свинцового цилиндра с толстыми стенками помещалась крупица радия – радиоактивного вещества. Пучок радиоактивного излучения выходил сквозь узкое отверстие и попадал на фотопластинку. После проявления фотопластинки на ней обнаруживалось одно темное пятно – как раз в том месте, куда попадал пучок.

Потом опыт изменяли. Пучок излучения проходил через сильное магнитное поле. В этом случае на проявленной пластинке возникало три пятна: одно, центральное, было на том же месте, что и раньше, а два других - по разные стороны от центрального. Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?

1. Радиоактивное излучение состоит из трех составляющих.

2. Одна из них (центральный поток) представляет собой излучение, не имеющее заряда, т.к. не отклонилась в магнитном поле.

3. Две другие составляющие имеют заряды противоположных знаков, т.к. отклонились в магнитном поле в противоположные стороны.

Учитель. А что же представляют собой эти составляющие радиоактивного излучения вы узнаете, поработав с текстом и заполнив таблицу в рабочих листах.

Учащиеся самостоятельно работают с текстом и заполняют таблицу в рабочих листах.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: