Актуальность проведения психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей

Психологическая диагностика как отрасль психологического знания предназначена для измерения, оценки и анализа индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей человека, а также для выявления различий между группами людей, объединенных по какому-либо признаку.

Эти функции выполняются для решения практических задач и объединяются понятием "постановка диагноза". Слово "диагноз" (от греч. diagnosis) означает "распознавание", "обнаружение".

Психологическая диагностика предполагает сравнение, благодаря которому устанавливаются критерии для оценки получаемых диагностических показателей и ставится диагноз, т.е., дается заключение либо о наличии-отсутствии психологического признака (по сравнению с другими индивидами), либо о степени выраженности признака (ранге, месте его среди других). Таким образом, методики психологической диагностики предназначены для классификации (т.е. разделения группы) и ранжирования людей по психологическим и психофизиологическим признакам.

Психологический диагноз - структурированное описание комплекса взаимосвязанных психологических свойств - способностей, стилевых черт и мотивов личности [11].

Психологический диагноз - конечный результат деятельности психолога, направленный на выявление сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью:

оценки их актуального состояния,

прогноза дальнейшего развития,

разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования.

Объект педагогической диагностики в сфере образования определяется как развивающаяся личность обучающегося.

В понятии "педагогическая диагностика" прилагательное педагогическая, характеризует следующие особенности данной диагностики:

во-первых, диагностика осуществляется для педагогических целей, т.е. она ориентирована на то, чтобы на основе анализа и интерпретации результатов получить новую информацию о том, как улучшить качество образования (обучения, воспитания) и развития личности ученика;

во-вторых, она дает принципиально новую содержательную информацию о качестве педагогической работы самого учителя;

в-третьих, она осуществляется при помощи методов, которые органически вписываются в логику педагогической деятельности учителя;

в-четвертых, с помощью педагогической диагностики усиливаются контрольно-оценочные функции деятельности учителя;

в-пятых, даже некоторые традиционно применяемые средства и методы обучения и воспитания могут быть трансформированы в средства и методы педагогической диагностики [11].

Психолого-педагогическая диагностика является комплексной системой, представляющей собой с одной стороны оценку и измерение индивидуально-психологических особенностей личности, а с другой совокупность приёмов контроля и оценки, направленную на решение задач оптимизации учебного процесса, то и задачи перед ней стоят разноплановые.

Основные задачи психолого-педагогической диагностики:

- определить уровни развития ребенка;

- обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону;

- увидеть норму и отклонение (ориентируясь на эталон);

- проанализировать полученные факты;

- установить причины изменений;

- выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.

По данным научного Центра здоровья детей РАМН, сегодня 85 % детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья, из них не менее 30 % нуждаются в комплексной реабилитации. Количество детей, которым требуется коррекционно-педагогическая помощь, достигает в дошкольном возрасте 25%, а по некоторым данным - 30 - 45%; в школьном возрасте 20 - 30 % детей нужна специальная психолого-педагогическая помощь, а свыше 60 % детей относятся к группе риска.

Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребенка с нарушениями развития зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная психодиагностика нарушений развития. Она является первым и очень важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение, коррекционно-педагогическую и психологическую помощь. Именно психодиагностика нарушений развития позволяет выявить детей с недостатками развития в популяции, определить оптимальный педагогический маршрут, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, соответствующее его психофизическим особенностям.

Также увеличивается количество детей с пограничными и сочетанными нарушениями развития, которых нельзя однозначно отнести ни к одному из традиционно выделяемых видов психического дизонтогенеза. Несмотря на то, что для многих из этих детей не требуются особые образовательные условия, отсутствие своевременной коррекционно-развивающей помощи может привести к их дезадаптации. Поэтому очень важно своевременно выявлять не только детей с выраженными нарушениями развития, но и детей с минимальными отклонениями от нормативного развития [4].

Чтобы оказывать эффективное педагогическое воздействие на учащихся, надо обладать объективными научными знаниями об их индивидуальных особенностях. Такие знания можно получить, если использовать методы научной психолого-педагогической диагностики. Они могут использоваться:

1. для выявления уровня общих способностей детей;

2. для выявления уровня творческих способностей детей;

3. для оценки уровня развития психических и психофизиологических свойств личности (памяти, внимания, умственной работоспособности, интеллекта, эмоционального состояния, нервно-психического статуса, параметров морфофункциональной системы (моторики, быстроты движения и т.д.);

4. для определения уровня готовности детей к поступлению в детский сад;

5. для определения уровня психофизиологической и социальной готовности к поступлению детей в школу (физического развития, заболеваемости, физической подготовленности, основных физиометрических параметров растущего организма, факторов риска);

6. для экспресс - диагностики утомляемости ребёнка в процессе занятий;

7. при оперативном и аттестационном контроле полученных знаний;

8. при поступлении в высшие учебные заведения;

9. в отборе и распределение персонала;

10. при мотивации персонала и составлении профессионального плана развития сотрудника.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: