Специфика проведения экспериментального изучения ребенка с ОВЗ

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением ФГОС ДО. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Исходя из которых, составлен желаемый портрет выпускника ДОУ, одним из пунктов портрета является: «Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать». Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Опытно-экспериментальная работа строится по трем взаимосвязанным направлениям: живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.); неживая природа (воздух, вода, песок, глина, почва, свет, звук и т.д.); человек (функционирование организма; рукотворный мир; материалы и их свойства, преобразование предметов и др.). Одним из важных условий реализации метода экспериментирования является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды (центр экспериментирования, мини-лаборатория), которая обеспечивает возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. Привлечение детей к экспериментальной деятельности является одним из удачных способов обогащения расширения словаря, коррекции речевого развития и повышения речевой активности. Дети с ОВЗ имеют ряд особенностей в развитии: снижена познавательная активность (наблюдается отставание развития познавательных процессов); ограничен словарный запас (расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов); низкая речевая активность; несформированность умений планировать свои действия, осуществлять решения, проверять результат. Перечисленные особенности затрудняют их умение выразить четко и понятно свои мысли, правильно сформулировать умозаключения, дать объяснения об увиденном, рассуждать, делать вывод и самостоятельно составлять полноценные описательные рассказы о природных явлениях. Потому в течение двух лет ведется работа над проблемой: «Организация экспериментальной деятельности как средство повышения речевой активности». Цель этой работы – способствовать развитию кругозора и повышению речевой активности детей через различные виды экспериментальной деятельности. Все эксперименты систематизируются по лексическим темам. В ходе подготовки были составлены циклы занятий: «Осень», «Зима», «Весна». Занятия проводятся в лаборатории 1 раз в неделю во второй половине дня: с детьми среднего дошкольного возраста по 15-20 минут, с детьми старшего дошкольного возраста по 25-30 минут, причем учитывается уровень развития познавательных интересов. Все эксперименты систематизируются по лексическим темам. Например, с целью расширения, уточнения и активизации словаря по лексической теме «Осень» запланированы опыты по теме «Вода и ее свойства», в ходе которой у детей расширяется словарь антонимов (жидкая – твердая, сухой – мокрый), пополняется словарь глаголов (льется, течет, разливается, испаряется, впитывается, бежит, замерзает). После ряда экспериментов на тему «Вода и ее свойства» дети активно употребляют новые слова в своей речи. Аналогичная работа проводится и при изучении темы «Зима». Например, при знакомстве детей с темой «Воздух и его свойства» используется уже накопленный опыт, и дети учатся действовать самостоятельно. Изучая тему «Весна», проводим эксперимент «Тающий лед», в ходе которого дети знакомятся с различными свойствами льда, что затем позволяет им достаточно точно и подробно описать такое природное явление, как ледоход. При проведении этого опыта дети уже запоминают задание, самостоятельно выполняют его и объясняют вслух свои действия. А это очень важно для детей, имеющих отклонения в развитии. Моделирование ситуаций позволяет в дальнейшем ярко и подробно описывать природные явления (ледоход, развитие растений), обогащает и активизирует словарь детей, формирует умение правильно, грамотно строить предложения, согласовывать существительные с прилагательными, местоимениями, числительными, способствует формированию падежных форм, сложных синтаксических конструкций, использованию предлогов. Все грамматические конструкции дети усваивают на практике, в момент манипулирования предметами, что помогает быстрее находить языковые закономерности и овладевать ими. Для повышения интереса на занятиях используются любимые сказочные персонажи. Дедушка «Знай» показывает нам забавные опыты, зайчонок «Почемучка» забегает с интересными заданиями, залетает галчонок «Любознайка» с трудными вопросами и другие известные детям персонажи. Особое внимание уделяется индивидуальной работе. Экспериментальная деятельность продумана так, чтобы каждый ребенок имел возможность самостоятельно провести опыт после проведения коллективных исследований или демонстрации опытов педагогом.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: