Часть стихотворения
Синтаксис:
1. Какие синтаксические конструкции повторяются?
2. Как автор разрушает заданный алгоритм?
3. Зачем автор использует повторяющиеся синтаксические конструкции и затем разрушает их?
4. Как героев этого мира характеризует то, что они выступают в качестве однородных членов?
Время:
1. Есть ли существительные, прилагательные и наречия со значением времени?
2. В каком времени стоят глаголы?
3. В чём особенность глаголов настоящего времени в русском языке? (можем ли мы «привязать» к определённому моменту эти действия?)
4. Какая характеристика времени напрашивается из того, что было сказано о времени глаголов?
Субъектно-объектные отношения:
1. Субъектами или объектами являются герои этого мира? (герои сами действуют или на них что-то действует?)
2. В 4 строфе появляется местоимение «наша», от какого слова оно зависит?
3. А чья эта судьба?
4. Как соотносятся «судьба» и «солнце, кошка, чинара и я»?
После ответов на все вопросы – слайд 2 - (часть 1)
|
|
Часть
| Субъектно-объектные отношения | Время в мире стихотворения | Особенности синтаксиса |
Определите переходность глаголов | Определите время и вид глаголов. Подчеркните наречия времени | Найдите повторяющиеся синтаксические конструкции | |
1 часть (1-4 строфы) | Стоим– неперех., отражаемся – непереход., бьёт – переход. Т.е. в первых 4 строках герои – субъекты, а в 5,6 – объекты, они в этом мире как сами действую, так и на них может что-то действовать (в том числе и они друг на друга) | Все глаголы – настоящего времени, нет наречий времени, что говорит о том, что в мире время стихотворения – бесконечно, соответственно, действия освобождены от гнёта времени. | Синтаксический параллелизм есть в 1 и 3 строках, 2,4 – полное повторение. Автор создаёт определённый алгоритм: действие – обстоятельство – подлежащие. Этот алгоритм разрушается в 5,6 строках: меняется синтаксическая функция героев: теперь чинара и «я» выступают в роли дополнений. Во 2 и 3 строфах – синтаксическое и лексическое повторение с наращение. Автор создаёт алгоритм изменения: в начало однородного ряда подлежащих добавляется ещё один член. Т.е. состав героев расширяется. В повторах материально воплощена повторяемость смысловая. В 4 строфе этот алгоритм разрушается. Однородный(с синтаксической точки зрения)член добавлен не в начало строки, а в конец. Т.е. автор выделяет его (судьбу) и ряда синтаксически однородных. Он выше остальных, а они по отношению к нему – равны. |
Часть стихотворения
Синтаксис:
1. Какие синтаксические конструкции повторяются?
|
|
2. Как автор разрушает заданный алгоритм?
3. Зачем автор использует повторяющиеся синтаксические конструкции и затем разрушает их?
4. Как героев этого мира характеризует то, что они выступают в качестве однородных членов?
Время:
1. Есть ли существительные, прилагательные и наречия со значением времени?
2. Какой временной алгоритм создают наречия времени?
3. В каком времени и какого вида глаголы использованы?
4. В чём отличие глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида?
5. Какая характеристика времени напрашивается из того, что было сказано о времени глаголов?
Субъектно-объектные отношения:
1. Субъектами или объектами являются герои этого мира? (герои сами действуют или на них что-то действует?)
Часть
| Субъектно-объектные отношения | Время в мире стихотворения | Особенности синтаксиса |
Определите переходность глаголов | Определите время и вид глаголов. Подчеркните наречия времени | Найдите повторяющиеся синтаксические конструкции | |
2 часть (5 строфа) | Все герои в этой части – субъекты, т.е. они сами действуют. | Повторяется наречие «потом», т.е. автор устанавливает очерёдность ухода героев. При этом кошка будет первой – она выделена из ряда героев. Все глаголы – будущего времени, совершенного вида, т.е. автор «привязывает» действие к определённому моменту. Действие «завершённое» | 1 строка 5 строфы повторяет 1 строку 1-4 строф, но вместо тире стоит точка, т.е. автор опять разрушает заданный им алгоритм. В этой строфе есть несколько групп строк, объединённых синтаксическим параллелизмом. Синтаксический параллелизм строк 3,5,7 поддержан лексическими повторами, меняется только определение (притяжательное местоимение), т.е. эти герои объединяются автором синтаксически – они уйдут одинаково. С небольшими вариациями повторяются строки 4,6,8,10 – что говорит об общности судьбы героев. |
(слайд3 –– часть 2)
Часть стихотворения
Синтаксис:
1. Какие синтаксические конструкции повторяются?
2. О чём говорит возврат к конструкциям 4 строфы?
3. Как автор разрушает «ожидание» читателей?
4. Как и зачем использован синтаксический параллелизм в 3-8 строках 6 строфы?
Время:
1. В каком времени использованы глаголы в 6 строфе?
2. Зачем автор возвращается ко времени 104 строф (1 части стихотворения)?
3. Какой характеристикой времени автор завершает стихотворение?
Субъектно-объектные отношения:
1. Субъектами или объектами являются герои этого мира? (герои сами действуют или на них что-то действует?)
2. Действия кого из героев направлены на него самого?
3. О чём говорит такое существование человека и в качестве субъекта, и в качестве объекта?
Часть
| Субъектно-объектные отношения | Время в мире стихотворения | Особенности синтаксиса |
Определите переходность глаголов | Определите время и вид глаголов. Подчеркните наречия времени | Найдите повторяющиеся синтаксические конструкции | |
3 часть (6 строфа) | Вода и чинара не действуют, дана их качественная характеристика. Кошка и солнце являются субъектами. (они действуют сами) Действие солнца обозначено переходным глаголом, т.е. оно кого-то греет. (воздействует на остальных героев) Человек – и субъект, и объект. Он выступает как субъект по отношению к стихам (сочиняю – перех.), но в то же время он является объектом, т.к. в стихах он отражает себя. Действие человека направлено на него самого. Эта обращенность человека на себя как на объект говорит нам о его осознавании своего места в мире. | Автор возвращает нас ко времени 1-4 строф, чтобы подчеркнуть цикличность жизни (жизнь – смерть - жизнь), | 1, 2строки 6 строфы полностью повторяют 1,2 строки 4 строфы. Создаётся ожидание полного повтора 4 строфы, но автор его разрушает. 3-8 строки построены иначе. По месту в строфе эти строки соответствуют 3,4 строкам 4 строфы, что выводит нас на сопоставление содержания. 3-8 строки расшифровывают содержание 3,4 строк 4 строфы. В 3-8 строках синтаксические параллелизмы делят героев на группы: - 3,4 – чинара, вода, -5 – человек, -6,7 – солнце и кошка. Повторение 1,2 строк и 5,6 4 строфы (соответственно: 1,2, и 9,10 строки 4 строфы) возвращает героев и мир в состояние 4 строфы |
|
|
Обратите внимание на выводы, выделенные жирным шрифтом.
(слайд 4 – часть 3)
3 этап анализа – формулировка идеи.
Мы с вами проанализировали субъектно-объектные отношения в тексте, время стихотворения и особенности синтаксического построения текста. Теперь, опираясь на таблицу, мы сформулируем идею стихотворения.
- Какую характеристику мира даёт изменение времени? (повторяемость и цикличность жизни)
- Как все синтаксические изменения характеризуют жизнь героев? (герои равны перед судьбой, она общая, но уходить они будут по-разному и в разное время, но после смерти – снова жизнь)
- В чём отличие (в субъектно-объектном плане) человека от остальных героев этого мира? (все герои, действуя друг на друга, выступаю и как субъекты, и как объекты в разных ситуациях, но только человек может осознавать самого себя в этом мире, в жизни).
(слайд 5)
Итоги:
Что помогло нам найти идею произведения?
- повторы на синтаксическом уровне,
- создание и разрушение алгоритма построения,
- время и вид глаголов,
- наречия времени,
- переходность глаголов,
Значимы ли грамматические и синтаксические характеристики текста?
Спасибо за работу.
Приложение 1 ТАБЛИЦА (учителю)
Часть
| Субъектно-объектные отношения | Время в мире стихотворения | Особенности синтаксиса |
Определите переходность глаголов | Определите время и вид глаголов. Подчеркните наречия времени | Найдите повторяющиеся синтаксические конструкции | |
1 часть (1-4 строфы) | Стоим–неперех., отражаемся – непереход., бьёт – переход. Т.е. в первых 4 строках герои – субъекты, а в 5,6 – объекты. Герои в этом мире как сами действую, так и на них может что-то действовать (в том числе и они друг на друга) | Все глаголы – настоящего времени, нет наречий времени, что говорит о том, что в мире время стихотворения – бесконечно, соответственно, действия освобождены от гнёта времени. | Синтаксический параллелизм есть в 1 и 3 строках, 2,4 – полное повторение. Автор создаёт определённый алгоритм: действие – обстоятельство – подлежащие. Этот алгоритм разрушается в 5,6 строках: меняется синтаксическая функция героев: теперь чинара и «я» выступают в роли дополнений. Во 2 и 3 строфах – синтаксическое и лексическое повторение с наращение. Автор создаёт алгоритм изменения: в начало однородного ряда подлежащих добавляется ещё один член. Т.е. состав героев расширяется. В повторах материально воплощена повторяемость смысловая. В 4 строфе этот алгоритм разрушается. Однородный (с синтаксической точки зрения) член добавлен не в начало строки, а в конец. Т.е. автор выделяет одного героя (судьбу) из ряда синтаксически однородных. Он выше остальных, а они по отношению к нему – равны. |
2 часть (5 строфа) | Все герои в этой части – субъекты, т.е. они сами действуют. | Повторяется наречие «потом», т.е. автор устанавливает очерёдность ухода героев. При этом кошка будет первой – она выделена из ряда героев. Все глаголы – будущего времени, совершенного вида, т.е. автор «привязывает» действие к определённому моменту. Действие «завершённое» | 1 строка 5 строфы повторяет 1 строку 1-4 строф, но вместо тире стоит точка, т.е. автор опять разрушает заданный им алгоритм. В этой строфе есть несколько групп строк, объединённых синтаксическим параллелизмом. Синтаксический параллелизм строк 3,5,7 поддержан лексическими повторами, меняется только определение (притяжательное местоимение), т.е. эти герои (кошка, чинара, я) объединяются автором синтаксически – они уйдут одинаково. С небольшими вариациями повторяются строки 4,6,8,10 – что говорит об общности судьбы героев – все герои уйдут. |
3 часть (6 строфа) | Вода и чинара не действуют, дана их качественная характеристика. Кошка и солнце являются субъектами. (они действуют сами). Действие солнца обозначено переходным глаголом, т.е. оно кого-то греет. (воздействует на остальных героев) Человек – и субъект, и объект. Он выступает как субъект по отношению к стихам (сочиняю – перех.), но в то же время он является объектом, т.к. в стихах он отражает себя. Действие человека направлено на него самого. Эта обращенность человека на себя как на объект говорит нам о его осознавании своего места в мире. | Автор возвращает нас ко времени 1-4 строф, чтобы подчеркнуть цикличность жизни (жизнь – смерть - жизнь), | 1, 2строки 6 строфы полностью повторяют 1,2 строки 4 строфы. Создаётся ожидание полного повтора 4 строфы, но автор его разрушает. 3-8 строки построены иначе. По месту в строфе эти строки соответствуют 3,4 строкам 4 строфы, что выводит нас на сопоставление содержания. 3-8 строки расшифровывают содержание 3,4 строк 4 строфы. В 3-8 строках синтаксические параллелизмы делят героев на группы: - 3,4 – чинара, вода, -5 – человек, -6,7 – солнце и кошка. Повторение 1,2 строк и 5,6 4 строфы (соответственно: 1,2, и 9,10 строки 4 строфы) возвращает героев и мир в состояние 4 строфы |
|
|
Приложение 2 (раздаточный материал)
Сказка сказок
Стоим над водой -
чинара и я.
Отражаемся в тихой воде -
чинара и я.
Блеск воды бьет нам в лица -
чинаре и мне.
Стоим над водой -
кошка, чинара и я.
Отражаемся в тихой воде -
кошка, чинара и я.
Блеск воды бьет нам в лица -
кошке, чинаре и мне.
Стоим над водой -
солнце, кошка, чинара и я.
Отражаемся в тихой воде -
солнце, кошка, чинара и я.
Блеск воды бьет нам в лица -
солнцу, кошке, чинаре и мне.
Стоим над водой -
солнце, кошка, чинара, я и наша судьба.
Отражаемся в тихой воде -
солнце, кошка, чинара, я и наша судьба.
Блеск воды бьет нам в лица -
солнцу, кошке, чинаре, мне и нашей судьбе.
(1)Стоим над водой.
(2)Первой кошка уйдет,
(3)и ее отраженье исчезнет.
(4)Потом уйду я,
(5)и мое отраженье исчезнет.
(6)Потом - чинара,
(7)и ее отраженье исчезнет.
(8)Потом уйдет вода.
(9)Останется солнце.
(10)Потом уйдет и оно.
(1)Стоим над водой -
(2)солнце, кошка, чинара, я и наша судьба.
(3)Вода прохладная,
(4)чинара высокая,
(5)я стихи сочиняю,
(6)кошка дремлет,
(7)солнце греет.
(8)Слава Богу, живем!
(9)Блеск воды бьет нам в лица -
(10)солнцу, кошке, чинаре, мне и нашей судьбе.
Памятка
Субъектно-объектные отношения | Время в тексте | Синтаксические особенности текста |
Субъект – тот, кто совершает действие, Объект – тот, на кого направлено действие. Особо важно знать переходность глаголов. | Время прячется: -в существительных со значением времени, -в прилагательных со значением времени, -в наречиях со значением времени, -в виде и времени глаголов. | Особо важны: - повторы на синтаксическом уровне, -создание определённых алгоритмов и их разрушение. |
Часть
| Субъектно-объектные отношения | Время в мире стихотворения | Особенности синтаксиса |
Определите переходность глаголов | Определите время и вид глаголов. Подчеркните наречия времени | Найдите повторяющиеся синтаксические конструкции | |
Вопросы
часть стихотворения (1-4 строфы)
Синтаксис:
1. Какие синтаксические конструкции повторяются?
2. Как автор разрушает заданный алгоритм?
3. Зачем автор использует повторяющиеся синтаксические конструкции и затем разрушает их?
4. Как героев этого мира характеризует то, что они выступают в качестве однородных членов?
Время:
1. Есть ли существительные, прилагательные и наречия со значением времени?
2. В каком времени стоят глаголы?
3. В чём особенность глаголов настоящего времени в русском языке? (можем ли мы «привязать» к определённому моменту эти действия?)
4. Какая характеристика времени напрашивается из того, что было сказано о времени глаголов?
Субъектно-объектные отношения:
1. Субъектами или объектами являются герои этого мира? (герои сами действуют или на них что-то действует?)
2. В 4 строфе появляется местоимение «наша», от какого слова оно зависит?
3. А чья эта судьба?
4. Как соотносятся «судьба» и «солнце, кошка, чинара и я»?