1) Найти вторую производную функции.
2) Найти критические точки второго рода.
3) Исследовать знак второй производной в промежутках, на которые найденные критические точки делят область определения функции.
4) Определить точки перегиба и найти значение функции в этих точках.
На этом уроке мы должны научиться проводить исследование функций и строить их графики. Исследование функции на возрастание (убывание) и на экстремум удобно проводить с помощью производной. Для этого сначала находят производную функции f и ее критические точки, а затем выясняют, какие из них являются точками экстремума.
Для полного исследования функции f и построения ее графика удобно пользоваться общей схемой исследования, которая состоит из следующих пунктов:
Найти области определения и значений данной функции f.
Выяснить, обладает ли функция особенностями, облегчающими исследование, то есть является ли функция f:
а) четной или нечетной;
б) периодической.
3. Вычислить координаты точек пересечения графика с осями координат.
|
|
4. Найти промежутки знакопостоянства функции f.
5. Выяснить, на каких промежутках функция f возрастает, а на каких убывает.
6. Найти точки экстремума (максимум или минимум) и вычислить значения f в этих точках.
7. Исследовать поведение функции f в окрестности характерных точек не входящих в область определения.
8. Построить график функции.
Эта схема имеет примерный характер.
Учитывая все сказанное, исследуем функцию: f(x)= 3x5-5х3+2 и построим ее график.
Проведем исследование по указанной схеме:
D (f ') =IR, так как f (x) - многочлен.
Функция f не является ни четной, ни нечетной, так как
f (-x)= 3(-x)5-5(-x)3+2 = -3x 5+5х3+2= -(3x5-5х3-2) f(x)
Найдем координаты точек пересечения графика с осями координат:
а) с осью 0Х, для этого решим уравнение: 3x5-5х3+2 = 0.
Методом подбора можно найти один из корней (x = 1). Другие корни могут быть найдены только приближенно. Поэтому для данной функции остальные точки пересечения графика с осью абсцисс и промежутки знакопостоянства находить не будем.
б) с осью 0У: f(0)=2
Точка А (0; 2) - точка пересечения графика функции с осью 0У.
Отметили, что промежутки знакопостоянства не будем находить.
Найдем промежутки возрастания и убывания функции
а) f '(x)= 15x4 -15х2 = 15х2 (х2-1)
D (f ') =IR, поэтому критических точек которых f '(x)не существует, нет.
б) f '(x) = 0, если х2(х2-1)=0 <=> x = -1 V x = 0 V x = 1.
в) Получим три критические точки, они разбивают координатную прямую на четыре промежутка. Определим знак производной на этих промежутках:
Рис.3 (знаки f ')
Из рисунка 3 видно, что: f возрастает на интервалах (- ; -1) и (1; + );
f убывает на (-1; 0) и (0; 1).
Так как функция непрерывна в точках -1; 0; 1, то f возрастает на (- ; -1] и [1; + );
|
|
f убывает на [-1; 0] и [0; 1].
6. Найдем точки экстремума функции и вычислим значения функции в этих точках. Рассматривая рисунок 3 знаков f?видим, что:
x =-1 - точка max, f (-1) =4;
x = 1 - точка min, f (1) =0.
Полученные результаты занесем в таблицу и построим график
- Исследуйте функцию и постройте ее график: f (x)= x4-2х2-3.
Ученик: - 1) D (f) =R.
2) f(-x)= (-x)4-2(-x)2-3 = x 4-2х2-3; f(-x)= f(x),
значит, функция f является четной. Исследование ее можно проводить на промежутке [0; ).
3) Найдем точки пересечения графика функции с осями координат, то есть решим уравнение x 4-2х2-3 = 0. Пусть х2 =у, у2-2у-3= 0, у=3 или у=-1, то есть х2=3, х= 3 или х=- 3; х2=-1 не имеет решений. Получили две точки пересечения с осью абсцисс М( 3; 0), К(- 3; 0). График пересекает ось ординат в точке В (0; -3).
4) Найдем производную f '(x) = 4x 3-4х = 4х(х-1)(х+1).
5) Найдем критические точки функции:
а) f ''(x) =0, если 4х (х-1) (х+1)=0, <=> x = 0 V x = -1 V x = 1.
б) f ' определена на всей D(f).
6) Определим знак производной на промежутках (- ; -1), (-1; 0), (0; 1), (1; ):
а) f '(2) = -32+8 < 0;
б) f '(-1/2) = 4 * (-1/2)3 -4 * (-1/2)= -1/2 + 2 > 0;
в) f '(1/2) = 4 * (1/2)3 -4 * (1/2)= 1/2 - 2 < 0;
г) f '(2) = 4 * 8 - 4 * 2 > 0.
Найдем значения функции в точках -1; 0; 1:
f (-1)=-4, f(0)=-3, f(1)=-4.
Полученные данные занесем в таблицу:
x | (- ; -1) | -1 | (-1; 0) | 0 | (0; 1) | 1 | (1; ) |
f ''(x) | - | 0 | + | 0 | - | 0 | + |
f (x) | убывает | -4 | возрастает | -3 | убывает | -4 | возрастает |
min | max | min |
Построим график.
Пример: - Найти число корней уравнения: 2x 3-3x 2-12х-11=0
Решение: Рассмотрим функцию f(x)= 2x 3-3x 2-12х-11=0.
Найдем область определения функции: D (f) = (- ; )
Найдем ее производную: f '(x) = 6x 2-6х-12
Найдем критические точки функции:
f '(x) =0, если 6x 2-6х-12=0, <=> x = -1 V x = 2.
Заполним таблицу:
x | (- ; -1) | -1 | (-1; 2) | 2 | (2; ) |
f ''(x) | + | 0 | - | 0 | + |
f (x) | возрастает | -4 | убывает | -31 | возрастает |
max | min |
5) а) На промежутке (- ; -1] функция возрастает от - до -4, поэтому на этом промежутке уравнение f (x)=0 корней не имеет.
б) На промежутке [-1; 2] уравнение так же не имеет корней, так как на этом промежутке функция убывает от -4 до -31.
в) На промежутке [2; ) функция возрастает от -31 до бесконечности, на этом промежутке уравнение f (x)=0 имеет один корень (по теореме о корне, то есть если функция возрастает (убывает) на промежутке I, число а - любое из значений, принимаемых f на этом промежутке, то уравнение f (x) = а имеет единственный корень в промежутке I). Итак, уравнение 2x3-3x 2-12х-11=0 имеет один корень и этот корень принадлежит интервалу (2; ).
Учитель: - Сколько корней имеет уравнение: x 4/4 -x 3- x 2/2 +3х = 0
Ученик: - Решение: Рассмотрим функцию р(x) = x 4/4 -x 3- x 2/2 +3х:
1) Найдем область определения функции D(р) = (- ; ).
2) Найдем производную р' (x) = x 3- 3x 2 -x+3
3) Найдем критические точки и промежутки возрастания и убывания функции:
р' (x) = 0 <=> x 3- 3x 2 -х+3=0 <=> x 2(х-3) -(х-3)=0 <=> (х-3)(x 2-1) = 0 <=> х=3, х1=1, х2=-1.
Рис. 4 (знаки р ')
Из рисунка 4 видно, что: р(x) возрастает на интервалах [-1; 1] и [3; + );
р(x) убывает на (- ; -1] и [1; 3].
4) Найдем точки экстремума и экстремумы функции:
х=-1 min р min= 1/4+1-1/2 -3=-9/4 < 0,
x= 1 max р max= 1/4 -1-1/2+3 =1 3/4 > 0,
х=3 minр min= 81/4-27-9/2+9= -27/2 < 0.
Строим эскиз графика.
Из рисунка видно, что многочлен имеет 4 корня, следовательно, уравнение имеет 4 решения.