Формы контроля и оценочные материалы

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

« Информационная безопасность несовершеннолетних »

 

НАПРАВЛЕННОСТЬ: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

Уровень: вводный

Возраст обучающихся: 11-17 лет

Срок реализации: 14 часов

 

Составитель (разработчик):

ФИО,

педагог дополнительного образования

 

 

г. Москва

2020 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Пояснительная записка ……………………………………………………3

2. Учебный (тематический) план………………….…………………………6

3. Содержание учебного (тематического) плана……………………………7

4. Формы контроля и оценочные материалы  ………………………………9

5. Организационно - педагогические условия реализации программы..…10

6. Список литературы..………………………………………………………10

7. Приложение 1 ….….………………………………………………………12

8. Приложение 2 ….….………………………………………………………24

9. Приложение 3 ….….………………………………………………………29


 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Информационная безопасность несовершеннолетних» (далее – Программа) социально-педагогической направленности предназначена для защиты школьников от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Уровень программы – вводный.

Программа направлена на формирование у школьников навыков противостояния негативной информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в Интернете; пропаганду здорового образа жизни.

В ходе реализации Программы для проведения занятий могут быть привлечены действующие сотрудники Следственного комитета, ветераны следствия, профессорско-преподавательский состав и обучающиеся образовательных организаций Следственного комитета.

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов образовательный процесс по Программе реализуется с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся.

Данная Программа разработана на основании учебного модуля «Информационная безопасность несовершеннолетних», утвержденного руководителем управления воспитательной работы Следственного комитета Российской Федерации генерал-майором юстиции С.В. Петровым.

Актуальность. Программа предоставляет возможность выработать практические умения и приобрести навыки применения знаний противостоянию угрозам здоровью и жизни несовершеннолетних исходящих из телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что реализация Программы способствует развитию стрессоустойчивости обучающихся, сохранению и укреплению их психического здоровья.

Отличительные особенности Программы:

- универсальность и адаптивность;

- практическая направленность;

- не требует специальной базовой подготовки обучающихся;

- кратковременность реализации и интенсивность занятий;

Цель и задачи Программы

Цель: формирование ценностного отношения к жизни, создание условий для развития умения противостоять угрозам жизни и здоровья, исходящих из информационно-телекоммукационных сетей, в том числе сети Интернет.

Задачи

Обучающие:

- обеспечивать пропаганду здорового образа жизни;

- формировать навыки противостояния негативному влиянию извне;

- формировать негативное отношение к суицидальному и противоправному поведению;

- формировать навыки противостояния вовлечению в экстремистскую деятельность и вступлению в так называемые «группы смерти».

Развивающие:

- способствовать развитию логики, критического мышления;

- формировать у обучающихся самостоятельного положительного мировоззрения;

- способствовать развитию интеллекта обучающихся, навыков практической деятельности и мышления;

- способствовать развитию публичного выступления;

- содействовать физическому и моральному укреплению здоровья обучающихся.

Воспитательные:

- воспитывать чувство ответственности, гражданственности, патриотизма;

- воспитывать нетерпимость к любому нарушению закона и бережное отношение к личности;

- воспитывать целеустремлённость, настойчивость, ответственность за принятое решение;

- формировать культурологическое мировоззрение.

Категория обучающихся

Работа ведется в разновозрастных группах. Группы комплектуются из обучающихся 11-17 лет.

Формы и методы организации деятельности ориентированы на индивидуальные и возрастные особенности обучающихся.

Сроки реализации Программы

Продолжительность обучения составляет 14 часов.

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий

Форма организации образовательной деятельности – групповая. Количество обучающихся в группе – до 15 человек.

Занятия проводятся – 1 раз в неделю по 1 часу. Программа включает в себя теоретические и практические занятия, презентацию результатов исследовательской деятельности.

Планируемые (ожидаемые) результаты освоения Программы

Планируемым результатом обучения является освоение как теоретических знаний, так и практических умений и навыков, а также формирование у обучающихся ключевых компетенций – когнитивной, коммуникативной, информационной, социальной, ценностно-смысловой, личностного самосовершенствования.

В результате освоения Программы обучающиеся

будут знать:

- Законодательство РФ о защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и развитию;

- нормативно-правовые акты, регламентирующие ответственность за склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства;

- нормативно-правовые акты, регламентирующие ответственность за организацию деятельности, направленную на побуждение к совершению самоубийства;

- нормативно-правовые акты, регламентирующие ответственность за экстремистскую деятельность;

- виды конфликтов и способы их разрешения;

будут уметь:

- уместно и правильно применять полученные теоретические знания на практике;

- анализировать информацию, полученную из информационно-телекоммукационных сетей, в том числе сети Интернет;

овладеют:

- навыками противостояния негативному влиянию информации, полученной из сети Интернет;

- навыками противостояния вовлечению в экстремистскую деятельность и вступлению в, так называемые, «группы смерти».

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный (тематический) план

№ п/п

Название разделов/тем

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего Теория Практика
1. Вводное занятие. Законодательство РФ о защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и развитию. 1 1 0 Анкетирование. Беседа. Педагогическое наблюдение
2. Виды информации, причиняющей вред здоровью и развитию. 1 1 0 Текущий контроль. Опрос
3 Классификация информационной продукции. 2 1 1 Текущий контроль. Практическая работа. Опрос
4. Требования к обороту информационной продукции. 2 1 1 Текущий контроль. Практическая работа. Опрос
5. Экспертиза информационной продукции. 2 1 1 Текущий контроль. Практическая работа. Опрос
6. Государственный надзор и общественный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. 2 1 1 Текущий контроль. Опрос. Викторина.
7. Основы противодействия угрозам здоровью и жизни, исходящих из электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет. 1 1 0 Текущий контроль. Беседа. Опрос.
8. «Основы противодействия вовлечению подростков в экстремистскую деятельность с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе в сети Интернет. 1 1 0 Текущий контроль. Беседа. Опрос.
9. «Особенности выявления и расследования преступлений, связанных с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность. 2 0 2 Круглый стол. Представление докладов в виде презентаций.
  Всего 14 8 6  

Содержание учебного (тематического) плана

Тема 1. Вводное занятие. Законодательство РФ о защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и развитию.

Теория. Ознакомление с Программой. Ознакомление с основными понятиями, используемыми в ФЗ о защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и развитию. Краткий обзор статей закона.

Тема 2. Виды информации, причиняющей вред здоровью и развитию.

Теория. Виды информации, наносящей вред здоровью и развитию. Перечень информации, запрещенной для распространения среди использование несовершеннолетних.

Тема 3. Классификация информационной продукции.

Теория. Оценка информационной продукции в целях её классификации. Перечень допускаемой к обороту информационной продукции для различных возрастных категорий детей.

Практика. Практическая работа. Определение возрастного ценза потребителей информационной продукции по предложенным её изображениям и (или) описаниям фрагментов. Обсуждение предложенных педагогом ситуаций.

Тема 4. Требования к обороту информационной продукции.

Теория. Общие требования к обороту информационной продукции. Знак информационной продукции. Дополнительные требования к распространению информационной продукции посредством теле- и радиовещания. Особенности распространения информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет. Дополнительные требования к обороту информационной продукции, запрещенной для детей.

Практика. Практическая работа. Определение возрастного ценза потребителей популярных телепередач, фильмов, литературных произведений, сайтов Интернет. Обсуждение предложенных педагогом ситуаций.

Тема 5. Экспертиза информационной продукции.

Теория. Общие требования к экспертизе информационной продукции. Экспертное заключение. Правовые последствия экспертизы информационной продукции.

Практика. Практическая работа. Проведение экспертизы на соответствие конкретной информационной продукции требованиям закона (по выбору педагога).

Тема 6. Государственный надзор и общественный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Теория. Государственный надзор за соблюдением законодательства. Общественный контроль в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Ответственность за правонарушения в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Практика. Викторина. Закрепление в процессе проведения викторины полученных знаний по законодательству о защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и развитию.

Тема 7. Основы противодействия угрозам здоровью и жизни, исходящих из электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет.

Теория. Электронные, информационно-телекоммуникационные сети, в том числе «Интернет», как инструмент влияния на подростков. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Понятия внутриличностного конфликта и суицида. Причины суицидального поведения. Своевременная психологическая помощь подростку. Предупреждение суицидальных действий среди подростков, развитие стрессоустойчивости, сохранение и укрепление психического здоровья несовершеннолетних (Приложение 1).

Тема 8. Основы противодействия вовлечению подростков в экстремистскую деятельность с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе в сети Интернет.

Теория. Основы противодействия вовлечению подростков в экстремистскую деятельность с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе в сети Интернет. Правила размещения личной информации в социальных сетях. Основные направления противодействия экстремистской деятельности. Профилактика террористической и экстремистской деятельности (Приложение 2).

Тема 9. Особенности выявления и расследования преступлений, связанных с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность.

Практика. Круглый стол (Приложение 3). Обсуждение проблем, существующих в рассматриваемой сфере, и выработка конкретных предложений по созданию эффективной мер, направленных на обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних, в том числе на борьбу с преступлениями в отношении них с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе в сети Интернет. Представление докладов обучающихся по теме круглого стола в виде презентаций.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Виды контроля

Результативность освоения программного материала отслеживается систематически в течение всего времени обучения по Программе. С этой целью используются разнообразные виды контроля:

- текущий контроль ведется на каждом занятии в форме опроса и педагогического наблюдения за правильностью выполнения практической работы; успешность освоения материала проверяется в конце каждого занятия путем итогового обсуждения, анализа выполненных работ сначала детьми, затем педагогом;

- итоговый контроль проводится по итогам реализации Программы в форме презентаций; позволяет выявить изменения образовательного уровня учащегося, воспитательной и развивающей составляющей обучения.

Формы контроля

- опрос;

- викторина;

- выполнение практической работы;

- доклад;

- презентация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: