Конфликт между подростками и учителями

Плохое выполнение домашних заданий.

Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе. Наблюдается увеличение конфликтов, когда учитель предъявляет завышенные требования к подростку по усвоению предмета, а отметки использует как средство наказания за нарушение дисциплины. Отстаивание своей точки зрения в ответ на доминантную позицию педагога - приводит к конфликтам. Эти ситуации часто становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается мотивация к учению вообще.

Другая ситуация, когда подросток считает изложение материала скучным, а учитель не является для него авторитетом. Это может произойти по причине низкой квалификации учителя или при высокой подготовке ученика. Если подросток демонстрирует свою позицию на уроке, перед другими учениками, то это так же неминуемо приведет к конфликту.

Нарушение дисциплины в школе.

Ощущая свое взросление, подросток отказывается выполнять те или иные требования. Связано это с тем, что подросток претендует на статус, равный учительскому. Пререкания с преподавателем, выкрики с места, игнорирование и непослушание - формы протеста подростка против сложившейся системы.

Учителю нужно уметь правильно определить свою позицию в конфликте, так как если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимает двойственную позицию, это ведет к негативным последствиям. Конфликты могут приобрести постоянный характер.

Часто учителя «старой закалки», недолюбливают творческих детей, воспитывающихся в атмосфере любви, доверия и свободы. Если такой подросток высказывает собственное мнение, преподаватель усматривает в этом недостатки воспитания, а когда школьник решает задачу необычным способом, его обвиняют в плохом усвоении материала.

Неуважение к учителю.

Учитель, как родитель в сознании подростков. Обладающий властью, распоряжающийся наказаниями и поощрениями, авторитетный источник знаний в определенной области – должен стать товарищем и другом. По мнению учащихся, в идеальном преподавателе должны быть:

- способность к пониманию, эмоциональному отклику; есть сердечность, т. е. в учителе хотят видеть старшего друга;

- профессиональная компетентность, уровень знаний сочетаются с качеством преподавания;

- умение справедливо распоряжаться данной ему властью.

Все три качества не так часто сочетаются в одном лице. Поэтому возникают конфликты. Как установлено психологами, в возрасте от 13 до 18 лет такие ситуации неизбежны и нормальны. Главное, чтобы они не перерастали в «войны» и правильно оценивались.

Итак, как же выйти из конфликтной ситуации?!

Внезапно возникший конфликт можно постараться избежать. Если избежать не удаётся, его надо спокойно встречать и стремиться разрешить к удовлетворению всех конфликтующих сторон. К разрешению конфликтной ситуации надо подготовиться. Определите свою цель. Что вы хотите? Если вы разрешаете конфликт путём переговоров, выберите время и место, удобное для обеих сторон.

Для правильного управления межличностным конфликтом важно не только помнить о своей позиции и понимать позицию другой стороны, но и осознавать состояние поля в целом.

Спокойно заявите о своих интересах, спросите вашего противника, хочет ли он работать над разрешением конфликта. Если не хочет, то как он видит решение проблемы. Предлагайте разные варианты. Если они не принимаются, работайте над конфликтом самостоятельно.

Если противник готов к урегулированию конфликта, осознайте своё состояние: что вы сейчас чувствуете и чью сторону в этот момент принимаете – свою или партнёра-противника.

Ищите понимание, а не победу. Спокойно обсудите причины, вызвавшие конфликт. Разберитесь, что привело к конфликту: действия другой стороны или ваше непонимание ситуации. Предполагайте лучшее, не обвиняйте, пока не выясните, что другой имел ввиду. Задавайте правильные и тактичные вопросы.

Отстаивайте свою позицию, но не давите на партнёра. Не требуйте, чтобы он изменился. Давление ограничивает возможности обеих сторон и не способствует разрешению конфликта.

Следите за тем, что говорите:

- Употребляйте слова, которые «поднимают» человека, а не «опускают» его.

- Спросите себя, правда ли то, что вы сейчас говорите, не преувеличиваете ли вы?

- Не используйте слова «всегда» и «никогда».

- Будьте правдивы и делайте это с добром.

- Иногда бывает лучше и промолчать.

- Нападайте на проблему, а не на человека.

- Говорите о конкретных вещах, не обобщайте.

- Решайте главные вопросы, не цепляйтесь за мелочи.

- Не говорите о нём, говорите о себе. Вместо «ты врёшь» скажите: «у меня другая информация».

- Расслабьтесь и ничего не бойтесь. Помните о духе поля, если вы не будете ему мешать, конфликт разрешится наилучшим способом.

Осознавайте свои ощущения и выражайте их. Делитесь своими чувствами правильно. Это поможет партнёру лучше понять вас. Позволяйте и партнёру свободно выражать свои эмоции. Разберитесь в своих чувствах: определите, какие эмоции вы можете выразить и какие подавляете. Почему? Сообщение о своих переживаниях – это один из путей отстаивания своей позиции.

Управляйте своими эмоциями, не подавляйте их, но и не позволяйте им управлять вами. Выражая их, осознавайте пространство вокруг вас. Выразив эмоцию, спокойно дайте ей уйти. Не цепляйтесь за свой страх, обиду или боль. Если после полного и искреннего выражения своих эмоций, вы почувствуете себя неловко, можно отступить. Уступка не означает поражения, а даёт возможность продолжить диалог.

Гибкое и творческое отношение к ситуации — одно из условий управления конфликтом.

Учитесь чувствовать состояние другого, общую «атмосферу» конфликта. Помните, что вы находитесь в общем поле, где каждый участник играет свою роль в общем процессе.

Будьте открыты к возможностям, которые могут появиться в процессе урегулирования конфликта.

Осознав стихание эмоций или потерю интереса к конфликту, признайтесь в этом. Выйдите из своей роли и буквально смените позицию - перейдите на другое место, посмотрите со стороны на конфликт, на себя и партнёра. Что нового вы узнали о себе и создавшейся ситуации? Возможно, вам откроются новые варианты взаимоотношений.

Если вы сейчас захотите помочь партнёру, вернитесь в конфликт и займите его позицию. Делайте это искренне, спросите, чем можете ему помочь. Понаблюдайте за ним, постарайтесь почувствовать, что он испытывает сейчас. Помогите ему выразить свои чувства.

Принятие позиции своего противника помогает нам понять с какими сторонами себя мы сейчас в конфликте. Конфликтная ситуация возникает потому, что в нас самих есть то, что согласно с нашим противником. Поле организовывает конфликт, чтобы мы лучше поняли себя. И пока мы это не поймём, будем попадать в подобные конфликты или долго находиться в одной конфликтной ситуации.

Если вы смогли искренне проработать все моменты разрешения конфликта, он будет стихать или перейдёт на новый уровень, где проявятся другие проблемы и новые чувства. Проработайте и этот уровень.

Если конфликт стихает, выходите из него. Простите себя и своего противника. Прощение освобождает, восстанавливает взаимоотношения, устраняет отрицательные эмоции. Найдите слова, правильно отражающие ситуацию, не унижающие вас и вашего партнёра.

Если человек скажет: «нет», - это не ваша проблема. Вы делаете то, что правильно для вас.

Если совместные усилия не привели к разрешению конфликта, попробуйте решить проблему самостоятельно. Для этого представьте стороны конфликта как внутренние части своего «я» и проработайте его.

Чтобы стать мастером управления конфликтами, необходимо развивать в себе восприимчивость. Это даёт возможность чувствовать намерения партнёра (противника), позволяя вести более конструктивный диалог. Для развития восприимчивости учитесь жить настоящим моментом — «здесь и теперь». В настоящем человек уравновешен и открыт для нового, способен гибко реагировать на меняющуюся ситуацию. Управление конфликтом доступно тому, кто умеет управлять собой. Научиться этому можно только через личный опыт, в процессе внутреннего роста.

Для подготовки к урегулированию межличностного конфликта можно воспользоваться помощью друга. Опишите ему как можно объективнее сложившуюся ситуацию. Попросите его сыграть роль вашего противника. Используйте то, что прочитали выше.

В заключении рассмотрения вопроса хочется отметить что:

«Проживая жизнь, мы вновь и вновь попадаем в конфликтогенную зону, но мы не должны пугаться этого объективного обстоятельства. Нам необходимо разрешать конфликты так, чтобы никто не видел, что конфликты были. Использование конструктивных путей решения конфликта поможет вам сохранить друзей и не обрести врагов».

 

Приложение 2

 

ЛЕКЦИЯ № 2.

Тема: «Основы противодействия вовлечению подростков в экстремистскую деятельность с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе в сети Интернет»

В XXI веке с развитием технологий развиваются варианты и способы совершения преступлений. Интернет-преступления совершаются в различных сферах общественной жизни, и уже не являются новостью для современного мира, однако в Российской Федерации данная категория преступлений до сих пор вызывает большие вопросы.

Развитие и массовое использование международной информационно­коммуникационной сети Интернет является общемировой тенденцией развития последнего времени. Деятельное участие большого количества не только отдельных пользователей, но и целых организаций в среде глобального информационного пространства детерминирует необходимость выработки соотносимых с текущими тенденциями развития информационно-коммуникативных технологий мер обеспечения национальной безопасности, в частности противодействию активизировавшемуся распространению идей экстремизма и терроризма.

Организаторы и участники экстремистских групп активно используют в своих целях процесс глобализации, принимая на вооружение новейшие информационные технологии, с помощью которых делают менее уязвимыми для правоохранительных органов элементы своей инфраструктуры.

Создаются террористические организации, в основу построения которых заложен принцип сетевой структуры, что в свою очередь обуславливает увеличение их потенциала в современных информационно-коммуникативных условиях. Для них характерны единые центры и информационно-коммуникативные каналы, автономный способ существования входящих в сообщество периферийных преступных группировок, взаимодействующих как с центром, так и между собой.

Для противодействия распространению идей экстремизма правоохранительными органами в настоящее время применяются нормы уголовного законодательства - о призывах к экстремистской деятельности (статья 280 УК РФ), возбуждении ненависти (статья 282 УК РФ), а также о публикациях, которые могут быть отнесены к деятельности экстремистского сообщества (статья 282.2 УК РФ) и наконец публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (статья 205.2 УК РФ) или содействие террористической деятельности (статья 205.1 УК РФ).

Также используются нормы Кодекса об административных правонарушениях – статья 20.3 «Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики» и статья 20.29 «Производство и распространение экстремистских материалов».

Статистика последних лет свидетельствует, что борьба с экстремизмом за последние годы активно стала переходить из реального мира в виртуальный. Год от года увеличивается и количество интернет ресурсов в Федеральном списке экстремистских материалов.

В связи с этим противодействие экстремизму и терроризму в сети Интернет является одним из актуальных направлений деятельности органов государственной власти и правоохранительных органов на современном этапе. Никто не вкладывает смысл, например, в сами слова «репост» или «лайк».

В законе должен быть описан порядок регулирования приобретения ресурса, статус его владельцев, их обязанности и права по отношению к третьим лицам, размещающим информацию на сайте. Большинство ресурсов сети при их целевой направленности на российскую аудиторию, юридически зарегистрированы за границей. В связи с этим плодотворное противодействие распространению экстремистских материалов планируемый закон может оказать только на те ресурсы сети, которые юридически и физически расположены в России.

Значительное число террористических и экстремистских организаций, запрещенных на территории России и стран СНГ, абсолютно законно осуществляют свою деятельность в большинстве западных стран. Это не дает возможности для организации судебного преследования граждан, регистрирующих экстремистские сайты за рубежом и наполняющих их информацией.

Мировая практика свидетельствует, что подобные проблемы характерны не только для Российской Федерации. Помимо отсутствия выстроенной нормативно-правовой базы противодействия экстремизму и терроризму в информационном пространстве также существуют проблемные вопросы технического плана:

- установление лица, разместившего в сети экстремистский или террористический материал. Современные технологии беспроводного доступа в сеть (например, Wi-Fi), имеющиеся в свободной продаже сетевые платы с динамическим IP-адресом и т. п. фактически исключают обнаружение такого лица;

- идентификация лица как автора или издателя экстремистского или террористического материала, а не просто как владельца средства вычислительной техники, посредством которого в сети был размещен материал.

Для того, чтобы осуществлять мониторинг, программистам будет необходимо разработать систему, способную анализировать сообщения пользователей «ВКонтакте», Facebook, Twitter, Livejourmal, «Одноклассники», YouTube, RuTube, Instagram и Foursquare. Программа позволит отслеживать рост социальной напряженности в Интернете, протестные настроения, экстремизм; обсуждение уровня цен, зарплат, пенсий, инфраструктуры, медицины и пр.

На сегодняшний момент основанием для введения ограничений или прекращению доступа к тому или иному Интернет-ресурсу является внесение данного ресурса в «Федеральный список экстремистских материалов», либо, если ресурс является официальным сайтом организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности». В этом случае Министерством юстиции всем Интернет-провайдером рассылаются соответствующие информационные письма, а также организации предоставляющей интернет-хостинг.

Таким образом, если сервер, на котором находится ресурс, размещён на территории Российской Федерации, то сайт удаляется физически, либо в большинстве случаев провайдеры блокируют запросы к данному ресурсу. Однако стоит отметить, что процедура принятия решения о признании материалов или сайтов экстремистскими через суды не способствует оперативности в принятии решения, а, следовательно, не является эффективной мерой. До момента принятия решения данные материалы могут быть растиражированы на десятки и сотни других сайтов.

Подводя итог, можно сказать, что на сегодняшний день можно констатировать наличие следующих проблем в данном направлении:

- отсутствие международного нормативно-правового акта (договора, пакта, конвенции) регламентирующего взаимодействие государств в сфере противодействия экстремизму и терроризму в информационно-коммуникационном пространстве;

- несовершенство нормативно-правовой базы Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму в сети Интернет;

- отсутствие единого органа, как на федеральном, так и на региональном уровнях, на который полностью возложена функция мониторинга информационно-коммуникационного пространства (подобные подразделения есть в большинстве силовых ведомств, но механизмы их взаимодействия и координации не отлажены);

- наличие проблемных вопросов в сфере применения технических средств.

Исходя из этого, первоочередными мерами решения вышеизложенных проблем должны стать:

- инициирование в рамках ООН разработки и принятия международного правового акта по взаимодействию в сфере противодействия экстремизму и терроризму в глобальном информационном пространстве;

- оперативная доработка законопроекта и принятие Государственной думой Федерального закона, прописывающего права, обязанности и ответственность пользователей сети Интернет на территории России;

- создание единого федерального органа (подразделения в структуре одного из силовых ведомств), его территориальных отделений наделённого полномочиями и оснащённого новейшими техническими средствами для мониторинга и анализа информации сети Интернет, в частности, на предмет проявлений экстремизма.

 

 

 


Помните, когда вы заводите личные страницы в социальных сетях, что «личная» она довольно условно:

- Никогда не указывайте там номер своего телефона. Ваши настоящие друзья и так его знают, а виртуальные пусть общаются в сети.

- Ваши фотографии являются достоянием всех, на них можно увидеть состав и благосостояние вашей семьи, ваши привычки, по ним грамотный психолог составит ваш психологический портрет и это может повредить вашей дальнейшей карьере или помочь затянуть вас в какое-нибудь сомнительное общество или секту.

- Ваша переписка может оказаться достоянием ваших «Друзей».

- Некая фраза, «выловленная» вами в сети, понравившаяся своей непонятностью и выставленная в «статус», может оказаться мыслью философа – вдохновителя фашизма. Поэтому, прежде чем «умствовать», поинтересуйтесь, кто автор.

- В Интернете нет личного пространства! То, которое вы считаете своим – «мнимое».

По данным МВД России, в среднем до 80 процентов участников группировок экстремистской направленности составляют молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет (в редких случаях до 25-30 лет). Субъектами преступлений выступают лица мужского пола, однако, членами неформальных молодежных экстремистских группировок наряду с молодыми людьми являются и девушки. В националистические группировки вовлекаются подростки всё более раннего возраста.

Основные направления противодействия экстремистской деятельности:

- Принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;

- Выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;

- Выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

Противодействие терроризму и экстремизму – это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма и экстремизма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений террористического характера и экстремистской направленности (профилактика), выявлению лиц, склонных к их совершению, пресечению террористической и экстремистской деятельности конкретных лиц и организаций.


Выводы

Профилактика террористической и экстремистской деятельности в особенности в молодежной среде требует:

- постоянного анализа Интернет-пространства с целью выявления и блокирования фактов пропаганды террористической идеологии;

- предоставления возможности подключения к процессу выявления противоправного контента бдительных Интернет-пользователей;

- разработки и актуализации методического обеспечения процесса информационного противодействия терроризму и экстремизму;

- ведения разъяснительной работы с целью описания сущности терроризма и экстремизма, а также формирования стойкого неприятия обществом идеологии насилия;

- привлечения молодежи к участию в противодействии терроризму, экстремизму, национализму и религиозному фундаментализму в образовательной среде

 

Приложение 3

 

КРУГЛЫЙ СТОЛ

Тема: «Особенности выявления и расследования преступлений, связанных с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе в сети «Интернет».

Участники круглого стола: обучающиеся, педагоги, сотрудники Следственного комитета Российской Федерации.

В условиях развития информационной инфраструктуры России, расширения технических возможностей и появления новых информационных технологий, катастрофическую распространенность приобретают факты негативного влияния сети Интернет на совершение преступлений различной направленности, как самими несовершеннолетними, так и в отношении них, а также факты детских суицидов под влиянием Интернета.

По данным Центра Безопасного Интернета, в России по разным оценкам от 8 до 14 миллионов детей в возрасте до 14 лет активно пользуются Интернетом, что составляет 18% интернет-аудитории нашей страны. Столь же стремительно развивается рынок сотовой связи, все более популярным становится мобильный Интернет. Больше половины пользователей сети в возрасте до 14 лет просматривают сайты с нежелательным содержимым: 39% детей посещают порносайты, 19% наблюдают сцены насилия, 16% увлекаются азартными играми, наркотическими веществами и алкоголем интересуются 14% детей, а экстремистские и националистические ресурсы посещают 11% несовершеннолетних пользователей. При этом 90% родителей считают, что полностью контролируют ресурсы, посещаемые ребенком в сети Интернет.

Как отмечает Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, в настоящее время Россия занимает второе место в мире после США по распространению детской порнографии в Интернете. По данным МВД России российские ресурсы поставляют на рынок около 30% мирового объема детской порнографии. За последние годы количество сайтов с детской порнографией увеличилось почти на треть, а объем соответствующего контента вырос в 25 раз. В Интернете противоправные материалы такого рода предоставляют 300 млн. сайтов при среднемесячной посещаемости одной веб-страницы 30 тыс. человек. Число конечных потребителей, регулярно покупающих порнопродукцию с участием детей, оценивается в 800 тыс. человек. 44% несовершеннолетних пользователей Интернета хотя бы раз подвергались в сети сексуальным домогательствам.

Распространение порнографии в Интернете – безусловно, наиболее значимая, но не единственная проблема, связанная с использованием Интернета несовершеннолетними. Угрозу представляют и экстремистские материалы, и иная опасная информация, которую дети бесконтрольно черпают из Интернета и могут использовать во вред себе и окружающим. Серьезной проблемой является интернет зависимость у детей и подростков, которая вызывает значительные психологические проблемы, трудно поддающиеся лечению.

Особо следует выделить проблему воздействия Интернета на формирование суицидальных склонностей у детей и подростков. Сегодня по общему числу суицидов Российская Федерация находится на шестом месте в мире - после Литвы, Кореи, Казахстана, Беларуси и Японии. Однако по количеству самоубийств среди подростков 15-19 лет Россия занимает первое место в Европе и одно из первых мест в мире. В среднем в стране ежегодно заканчивают жизнь самоубийством более 200 детей и 1,5 тысяч подростков.

Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита физического, умственного и нравственного развития несовершеннолетних, а также человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ - требование международного права (Рекомендации Европейского парламента и Совета ЕС от 20 декабря 2006 года о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства в Интернете, Рекомендации Rec (2006) 12 Комитета министров государствам-членам Совета Европы по расширению возможностей детей в новой информационно-коммуникационной среде от 27 сентября 2006 года и др.).

Международные стандарты в области информационной безопасности детей нашли отражение и в российском законодательстве: статья 51 Закона РФ «Об образовании», Федеральный закон от 25 июля 202 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Особо следует отметить принятый 29 декабря 2010 года Федеральный закон № 4Э6-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции. Указанный Закон вступает в силу с 1 сентября 2012 года.

Противодействие преступлениям в отношении несовершеннолетних, совершаемых с использованием информационных технологий, рассматривается на сегодняшний день в качестве одного из приоритетных направлений борьбы с преступностью. В структуре правоохранительных органов созданы и действуют специализированные подразделения по борьбе с преступлениями в информационной сфере. Органами прокуратуры осуществляется надзор за исполнением законодательства, регулирующего вопросы защиты несовершеннолетних от негативной информации, распространяемой в сети Интернет, посредством проведения проверок в детских учреждениях на предмет наличия защитных систем контентной фильтрации, внесения представлений в адрес руководителей органов и учреждений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: