Процесс обучения базируется на психолого-педагогических концепциях, которые называются часто также дидактическими системами. Можно выделить три принципиально отличающиеся между собой дидактические концепции:
1) традиционная;
2) педоцентрическая;
3) современная дидактическая система.
Разделение концепций на три группы производится на основе того, как понимается процесс обучения. В традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя. Дидактика Гербарта характеризуется такими понятиями, как управление, руководство учителя, регламентации, правила, предписания. Главный вклад Гербарта в дидактику состоит в вычленении этапов обучени я. Его схема такова: ясность – ассоциация – система – метод. Процесс обучения протекает от представлений к понятиям и от понятий к умениям теоретического характера. Практика в этой схеме отсутствует. Эти формальные уровни не зависят от содержания обучения, определяют ход учебного процесса на всех уроках и по всем предметам.
|
|
К началу XX в. рождаются новые подходы. Традиционная система подверглась критике за авторитарность, книжность, оторванность от потребностей и интересов обучающегося, за то, что данная система обучения лишь передает обучающемуся готовые знания, но не способствует развитию мышления, активности, творчества, подавляет самостоятельность ученика.
В основе педоцентрической концепции – деятельность обучающегося, главная роль отводится учению. Дьюи предлагал строить процесс обучения исходя из потребностей, интересов и способностей ученика, стремясь развивать умственные способности и разнообразные умения обучающихся, обучая их в «школе труда, жизни», когда учеба носит самостоятельный, естественный, спонтанный характер, получение знаний учениками происходит в ходе их спонтанной деятельности, т. е. «обучение через делание». Абсолютизация такой дидактики приводит к переоценке спонтанной деятельности обучающихся, к утрате систематичности обучения, к случайному отбору материала, к снижению уровня обучения.
Современную дидактическую концепцию создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, развивающее обучение, гуманистическая психология, когнитивная психология, педагогическая технология и педагогика сотрудничества.
ПРИНЦИПЫ И КРИТЕРИИ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Содержание образования - специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере. Содержание образования - тот конечный результат, к которому стремится учебное заведение, тот уровень и те достижения, которые выражаются в категориях знаний, умений, навыков, личностных качеств.Для определения содержания обучения, прежде всего, необходимо выполнение трех условий:
|
|
– установление некоторого объема достаточно стабильных фундаментальных и инструментальных знаний, необходимых для понимания и усвоения развивающихся областей науки, а также для приобретения соответствующих навыков и умений;
– выявление основных направлений, идей и тенденций развития соответствующих областей науки и техники;
– предъявление определенных требований к уровням общего и научного развития студентов, к их мировоззрению и кругозору, обеспечивающих их творческое развитие как специалистов и работников умственного труда.
Исходя из этих требований, при определении содержания высшего образования и профессиональной подготовки студентов исследователи проблем высшей школы и образования взрослых. рекомендуют, прежде всего, опираться на следующие отправные положения: изучение главных направлений развития науки и техники; моделирование профилей специалистов соответствующей области деятельности; установление необходимых критериев определения объема и глубины содержания предметов изучения; рассмотрение международных уровней и содержания соответствующих областей высшего образования. Объем, уровень и глубину содержания предметов обучения необходимо при этом устанавливать исходя из рассмотрения высшего образования не как стабильной, а как развивающейся системы, характеризующейся сочетанием непрерывного и дискретного. И относится оно как к системе в целом, так и ко всем ее компонентам, и в первую очередь к содержанию предметов и видов обучения.
ФУНКЦИИ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
Контроль - функция управления обучением, которая заключается в проверке и оценке степени достижения поставленных учебных целей. Контроль необходим для установления обратной связи в течение учебной деятельности и по ее результатам. Обратная связь является основой качественного управления обучением. Только опираясь на него, можно достичь рационального соотношения педагогического управления и самоуправления со стороны учащихся (студентов). Оперативная обратная связь способствует применению современных мер, предоставляющих педагогическому взаимодействию необходимой гибкости. Контроль позволяет определить не только достижения учащихся, но и выявить причины неудач и ошибок. Результаты контроля могут быть положены как в будущих действиях, обучаемых, в плане совершенствования изучения материала дисциплины, так и преподавателя с целью улучшения процесса преподавания и контроля знаний.