Важное значение имеет повышение роли самостоятельной работы студентов, которая позволяет развивать творческий подход и исследовательские навыки. Самостоятельная работа как часть процесса самообразования имеет принципиальное методологическое значение. Установка на «добывание» знаний является залогом постоянного улучшения профессионализма в будущем. Самостоятельная познавательная деятельность студента предполагает его умение ориентироваться в новой ситуации, самостоятельно видеть и ставить проблему, находить подходы и пути ее решения. В зависимости от места и времени проведения самостоятельная работа студента (СРС), характера руководства ею со стороны преподавателя и способа контроля за её результатами выделяются следующие виды:
–СРС во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, лабораторных работ);
–СРС под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, зачётов и экзаменов;
–Внеаудиторную СРС при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера.
СРС приобретает особую актуальность при изучении специальных дисциплин, поскольку стимулирует студентов к работе с необходимой литературой, вырабатывает навыки принятия решений. С этой точки зрения, перспективным представляется разработка одного большого задания коллективом из нескольких студентов, поскольку такой подход прививает навыки коллективного творчества. Такой вид занятий подразумевает распределение ролей и оценку трудоёмкости отдельных работ. Что требует от преподавателя педагогических знаний в области деловых игр. Имитируемый в форме деловой игры реальный процесс (производственный, социальный, культурный), увлекает студентов и становится для них своеобразным проектированием деятельности. Они легче приобретают знания, лучше понимают те процессы, в которых участвуют.
Формы СРС Могут быть следующими: ·
|
|
–рефераты (по дисциплинам гуманитарного и социально-экономического блока); –семестровые задания (по общетехническим и специальным дисциплинам); – курсовые работы (по общетехническим и специальным дисциплинам); –курсовые проекты (по общетехническим и выпускающим кафедрам); ·
аттестационные работы бакалавра, специалиста, магистра.
При организации СРС большую роль играет создание мотивации студентов. Различают три вида мотивации:
1. Внешнюю мотивацию – зависимость профессиональной карьеры от результатов учёбы в вузе.
2. Внутреннюю мотивацию - склонности студента, его способности к учёбе в вузе. Ею можно управлять в период довузовской подготовки путём использования тестов при выборе специальности.
|
|
3.Процессуальную (учебную) мотивацию. Проявляется в понимании студентом полезности выполняемой работы. Требуется психологическая настройка студента на важность выполняемой работы как в плане профессиональной подготовки, так и в плане расширения кругозора, эрудиции специалиста. Необходимо показать студенту, что результаты СРС помогут ему лучше понять лекционный материал. Большой эффект даёт включение заданий для СРС составной частью курсовой, а тем более дипломной работы.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ВОПРОС 36
БЛОЧНО - МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЯ
Блочно-модульное обучение – метод обучения, при котором содержание учебного материала и организация его изучения заключается в модули. Модули представляют собой логически завершенные части содержания учебного материала, подлежащие изучению за определенный промежуток времени. Блочно-модульное обучения позволяет достаточно просто перерабатывать и обновлять учебный материал, оценить творческий потенциал студента, его умения самостоятельного получения новых знаний.
Внедрение блочно-модульного обучения требует:
1) изменений в организации работы студентов;
2) разработки соответствующего дидактического обеспечения;
3) подготовки лабораторной базы;
4) организации системы контроля знаний.
Структурные элементы обучающего модуля:
1) информационное обеспечение – реализуется в форме лекций, практических, самостоятельных и лабораторных работ;
2) дидактическое обеспечение – автоматизированная база данных, пакет прикладных программ;
3) базовый компонент – группа взаимосвязанных фундаментальных понятий дисциплины;
4) вариативная часть – позволяет изменять и обновлять содержание без снижения качества подготовки;
5) практическое обеспечение – практические рекомендации для использования полученных навыков, знаний и умений при прохождении практики, дипломном проектировании и т. д.;
Система контроля, используемая при блочно-модульном обучении имеет свои особенности:
1) семестровый контроль заменяется на рейтинговый (проведение рейтингового контроля способствует определению рейтинга учащегося по какому-либо предмету, помогает понять, на каком уровне знаний находится ученик. Все виды учебной деятельности оцениваются в баллах, цель студента – набрать максимальное количество баллов, которые в сумме определяют интегральный индекс);
2) возрастает роль промежуточного, текущего контроля (практические, курсовые и экзаменационные работы).
К преимуществам модульного обучения относятся:
1) реализация принципов сознательности и активности в обучении;
2) гибкость структуры модуля;
3) системность в определении содержания курса;
4) усиление мотивации и заинтересованности учащегося в результатах обучения развитие самодисциплины и самооценки;
5) стимуляция равномерной учебную работы обучаемых;
6) улучшение психологического климата;
7) обеспечение эффективного контроля за ходом учебного процесса;
8) сокращение сроков изучения дисциплин;
КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Контекстное обучение — это обучение, в котором на языке наук с помощью всей системы форм, методов и средств, традиционных и новых, динамически моделируется предметное и социальное содержание профессиональной деятельности, осуществляется трансформация учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста.
В контекстном обучении моделирование усваиваемой студентами профессиональной деятельности осуществляется с помощью трех типов взаимосвязанных моделей: семиотической, имитационной, социальной. С их помощью осуществляется формирование не только предметной, но и социальной компетентности специалиста.
|
|
Семиотическая модель содержит учебные тексты (лекционные, учебные задачи и задания); присвоение знаний индивидуальное; единица работы — речевое действие.
Имитационная модель содержит модели профессиональных ситуаций; присвоение — через самостоятельное мышление; единица работы — «профессиональноподобное» действие.
Социальная модель содержит пробл/ситуации работы в интерактивных группах; единица работы — поступки.
Основная цель контекстного обучения — формирование в рамках учебной деятельности студента его профессиональной деятельности как будущего специалиста.
Содержание контекстного обучения отбирается из двух источников: содержания изучаемых наук и содержания будущей профессиональной деятельности, представленной в виде модели деятельности специалиста — его функций, проблем, задач, компетенций. Содержание обучения задается в виде учебных текстов (знаково-), однако содержащаяся в них информация задает предметный и социальный контексты (-контекстное) будущей жизни и деятельности учащегося.
В контекстном обучении выделяют три базовые формы деятельности:
–учебная деятельность академического типа (информационная лекция и др.); но уже здесь на проблемной лекции, например, намечается контекст будущей профессиональной деятельности:
–квазипрофессиональная деятельность: имитационная, ролевая, деловая игра и другие игровые формы организации учебной деятельности. Хотя игра остается аудиторной формой занятий, но в ней воссоздается предметное, социальное и психологическое содержание профессионального труда специалиста — контекст профессиональной деятельности;
–учебно-профессиональная деятельность, в которой студент выполняет функции специалиста: производственная практика, написание курсовых и дипломных работ и др. На этом этапе происходит трансформация учебной деятельности в профессиональную.
Контроль в контекстном обучении используется как традиционный (зачеты, экзамены, контрольные и другие работы), так и специфический: аттестационные производственные ситуации, деловые игры, самоконтроль по точным и понятным для студента критериям.
|
|