Самостоятельная работа как составляющая образовательного процесса обучения

Важное значение имеет повышение роли самостоятельной работы студентов, которая позволяет развивать творческий подход и исследовательские навыки. Самостоятельная работа как часть процесса самообразования имеет принципиальное методологическое значение. Установка на «добывание» знаний является залогом постоянного улучшения профессионализма в будущем. Самостоятельная познавательная деятельность студента предполагает его умение ориентироваться в новой ситуации, самостоятельно видеть и ставить проблему, находить подходы и пути ее решения. В зависимости от места и времени проведения самостоятельная работа студента (СРС), характера руководства ею со стороны преподавателя и способа контроля за её результатами выделяются следующие виды:

–СРС во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, лабораторных работ);

–СРС под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, зачётов и экзаменов;

–Внеаудиторную СРС при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера.
  СРС приобретает особую актуальность при изучении специальных дисциплин, поскольку стимулирует студентов к работе с необходимой литературой, вырабатывает навыки принятия решений. С этой точки зрения, перспективным представляется разработка одного большого задания коллективом из нескольких студентов, поскольку такой подход прививает навыки коллективного творчества. Такой вид занятий подразумевает распределение ролей и оценку трудоёмкости отдельных работ. Что требует от преподавателя педагогических знаний в области деловых игр. Имитируемый в форме деловой игры реальный процесс (производственный, социальный, культурный), увлекает студентов и становится для них своеобразным проектированием деятельности. Они легче приобретают знания, лучше понимают те процессы, в которых участвуют.
Формы СРС Могут быть следующими: ·

–рефераты (по дисциплинам гуманитарного и социально-экономического блока); –семестровые задания (по общетехническим и специальным дисциплинам); – курсовые работы (по общетехническим и специальным дисциплинам); –курсовые проекты (по общетехническим и выпускающим кафедрам); ·

аттестационные работы бакалавра, специалиста, магистра.

 При организации СРС большую роль играет создание мотивации студентов. Различают три вида мотивации:  

1. Внешнюю мотивацию – зависимость профессиональной карьеры от результатов учёбы в вузе.

2. Внутреннюю мотивацию - склонности студента, его способности к учёбе в вузе. Ею можно управлять в период довузовской подготовки путём использования тестов при выборе специальности.

3.Процессуальную (учебную) мотивацию. Проявляется в понимании студентом полезности выполняемой работы. Требуется психологическая настройка студента на важность выполняемой работы как в плане профессиональной подготовки, так и в плане расширения кругозора, эрудиции специалиста. Необходимо показать студенту, что результаты СРС помогут ему лучше понять лекционный материал. Большой эффект даёт включение заданий для СРС составной частью курсовой, а тем более дипломной работы.



ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ВОПРОС 36

БЛОЧНО - МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЯ

Блочно-модульное обучение – метод обучения, при котором содержание учебного материала и организация его изучения заключается в модули. Модули представляют собой логически завершенные части содержания учебного материала, подлежащие изучению за определенный промежуток времени. Блочно-модульное обучения позволяет достаточно просто перерабатывать и обновлять учебный материал, оценить творческий потенциал студента, его умения самостоятельного получения новых знаний.

Внедрение блочно-модульного обучения требует:

1) изменений в организации работы студентов;

2) разработки соответствующего дидактического обеспечения;

3) подготовки лабораторной базы;

4) организации системы контроля знаний.

Структурные элементы обучающего модуля:

1) информационное обеспечение – реализуется в форме лекций, практических, самостоятельных и лабораторных работ;

2) дидактическое обеспечение – автоматизированная база данных, пакет прикладных программ;

3) базовый компонент – группа взаимосвязанных фундаментальных понятий дисциплины;

4) вариативная часть – позволяет изменять и обновлять содержание без снижения качества подготовки;

5) практическое обеспечение – практические рекомендации для использования полученных навыков, знаний и умений при прохождении практики, дипломном проектировании и т. д.;

Система контроля, используемая при блочно-модульном обучении имеет свои особенности:

1) семестровый контроль заменяется на рейтинговый (проведение рейтингового контроля способствует определению рейтинга учащегося по какому-либо предмету, помогает понять, на каком уровне знаний находится ученик. Все виды учебной деятельности оцениваются в баллах, цель студента – набрать максимальное количество баллов, которые в сумме определяют интегральный индекс);

2) возрастает роль промежуточного, текущего контроля (практические, курсовые и экзаменационные работы).

К преимуществам модульного обучения относятся:

1) реализация принципов сознательности и активности в обучении;

2) гибкость структуры модуля;

3) системность в определении содержания курса;

4) усиление мотивации и заинтересованности учащегося в результатах обучения развитие самодисциплины и самооценки;

5) стимуляция равномерной учебную работы обучаемых;

6) улучшение психологического климата;

7) обеспечение эффективного контроля за ходом учебного процесса;

8) сокращение сроков изучения дисциплин;

КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Контекстное обучение — это обуче­ние, в котором на языке наук с помощью всей системы форм, методов и средств, традиционных и новых, динамически моде­лируется предметное и социальное содержание профессио­нальной деятельности, осуществляется трансформация учебной деятельности студента в профессиональную деятельность спе­циалиста.

В контекстном обучении моделирование усваиваемой студентами профессиональной деятельности осуществляется с помощью трех ти­пов взаимосвязанных моделей: семиотической, имитационной, соци­альной. С их помощью осуществляется формирование не только пред­метной, но и социальной компетентности специалиста.

Семиотическая модель содержит учебные тексты (лекционные, учебные задачи и задания); присвоение знаний индивидуальное; еди­ница работы — речевое действие.

Имитационная модель содержит модели профессиональных ситуа­ций; присвоение — через самостоятельное мышление; единица рабо­ты — «профессиональноподобное» действие.

Социальная модель содержит пробл/ситуации работы в интерактивных группах; единица работы — поступки.

Основная цель контекстного обучения — формирование в рамках учебной деятельности студента его профессиональной деятельности как будущего специалиста.

Содержание контекстного обучения отбирается из двух источни­ков: содержания изучаемых наук и содержания будущей профессио­нальной деятельности, представленной в виде модели деятельности специалиста — его функций, проблем, задач, компетенций. Содержа­ние обучения задается в виде учебных текстов (знаково-), однако со­держащаяся в них информация задает предметный и социальный кон­тексты (-контекстное) будущей жизни и деятельности учащегося.

В контекстном обучении выделяют три базовые формы деятельнос­ти:

–учебная деятельность академического типа (информационная лекция и др.); но уже здесь на проблемной лекции, например, намечается контекст будущей профессиональной деятельности:

–квазипрофессиональная деятельность: имитационная, ролевая, деловая игра и другие игровые формы организации учебной дея­тельности. Хотя игра остается аудиторной формой занятий, но в ней воссоздается предметное, социальное и психологическое содержание профессионального труда специалиста — контекст профессиональной деятельности;

–учебно-профессиональная деятельность, в которой студент выпол­няет функции специалиста: производственная практика, написа­ние курсовых и дипломных работ и др. На этом этапе происходит трансформация учебной деятельности в профессиональную.

Контроль в контекстном обучении используется как традицион­ный (зачеты, экзамены, контрольные и другие работы), так и специфический: аттестационные производственные ситуации, деловые игры, самоконтроль по точным и понятным для студента критериям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: