Изменение цвета раствора
Очень любопытно наблюдать химические эксперименты с самовоспламенением веществ, выделением большого количества дыма или неожиданным увеличением веществ в объёме. Однако так же интересно наблюдать опыты с изменением цветов взаимодействующих веществ. Один из таких опытов можно провести в домашних условиях.
Реактивы: вода (H2O),спиртовой раствор йода (I2), перекись водорода (H2O2), пищевая сода (NaHCO3).
Задание 1. Добавьте в воду спиртовой раствор йода, перемешайте и добавьте в полученную смесь перекись водорода. Напишите наблюдения реакции (если они есть) и уравнение реакции.
Задание 2. В ранее полученный раствор добавьте пищевую соду. Напишите наблюдения и уравнение реакции.
Задание 3. Поэкспериментируйте с количеством добавляемых реагентов. И сделайте общий вывод.
3
Ржавление железа
Общеизвестным примером коррозии металлов является ржавление железа.
Количество металлических материалов в человеческой жизни очень велико. Коррозии подвержены многие металлы и их сплавы. Стойкими против коррозии являются лишь благородные металлы: серебро, золото и платина. Она приводит к потере многих ценных качеств металла, такие как твёрдость, пластичность и др.
Реактивы: железо (Fe), вода (H2O), растительное масло, медная проволока (Cu), поваренная соль (NaCl).
Задание 1. Возьмите 5 пластиковых стаканчиков. В каждом из которых:
1. Половина заполнена водой
2. Полностью заполнен водой
3. Полностью заполнен раствором поваренной соли
4. Половина заполнена водой, другая растительным маслом
5. Полностью заполнен водой, а гвоздь обмотан медной проволокой
Задание 2. Напишите наблюдения реакций для каждого из растворов.
Вопросы и дополнительные задания:
1. Какое общее уравнение реакции есть у этих условий?
2. Объясните почему в разных условиях проведения опыта получаются разные результаты?
5
Разрушение алюминия
Алюминий – самый распространённый металл на земле. При обычных условиях он покрыт тонкой плёнкой и прочной оксидной плёнкой, которая препятствует его дальнейшему окисления.
Основной недостаток алюминия – малая прочность, как конструкционного материала. Поэтому его обычно сплавляют с небольшим количеством меди и магния (сплав называется дюралюминий)
Реактивы: вода (H2O), медный купорос (CuSO4·5H2O), поваренная соль (NaCl), алюминий (Al).
Задание 1. Добавить медный купорос и поваренную соль в пластиковый стакан, добавить воды и перемешать. Составьте уравнение реакции, при условии, что образовалась комплексная соль.
Задание 2. В полученный раствор поместите скомканную алюминиевую фольгу. Составьте уравнение реакции и его наблюдение.
Вопросы и дополнительные задания:
1. Из чего состоит осадок, полученный после проведения этого опыта?
2. В качестве получения какого газа можно использовать этот опыт?
3. Во втором задании какой металл замещается каким?
4. Дайте названия всем полученным вещества.
4
Дополнение. Природные индикаторы.
Лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин – известные и широко применяемые химические кислотно-основные индикаторы. Но и в растительном мире индикаторы тоже распространены.
Индикаторы из растительных материалов можно сделать, взяв 25 грамм сырья, измельчить его, залить 100 мл воды и прокипятить в течении 1-3 минут. Охладить и профильтровать полученную жидкость. Для предохранения от порчи можно добавить спирт в соотношении 2:1.
Задание. Возьмите несколько видов сырья и проверьте как он ведёт себя в щелочной, нейтральной и кислой среде. В качестве щелочной среды возьмите густой раствор мыла для рук, в качестве кислоты слабый раствор уксусной или, полученной в одном из предыдущих опытов, йодистой кислоты.
6