П Л А Н
ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО БИОХИМИИ
Для студентов 2-го курса педиатрического факультета
На весенний семестр 2020 учебного года.
ТЕМА № 5 ОБМЕН БЕЛКОВ И АМИНОКИСЛОТ.
Занятие № 1. (3 часа). Химический состав желудочного сока. Переваривание
белков в желудочно-кишечном тракте. Методы анализа желудочного сока.
1. Контроль готовности студентов к занятию.
2. Обсуждение темы занятия.
3. Практическая часть:
а) количественный анализ желудочного сока в норме: определение общей кислотности, свободной, связанной и общей соляной кислоты.
б) определение кислотности желудочного сока при гиперхлоргидрии,
гипохлоргидрии и ахлоргидрии.
в) обнаружение молочной кислоты и крови в желудочном соке.
4. Контроль решения ситуационных задач.
5. Оформление практической работы.
Занятие № 2. (3 часа). Механизм биосинтеза белка. Внутриклеточный обмен
аминокислот: трансаминирование, окислительное дезаминирование и
|
|
образование биологически активных аминов.
1. Контроль готовности студентов к занятию.
2. Обсуждение темы занятия.
а) Подготовительные стадии биосинтеза белков - активация аминокислот.
б) Участие различных видов РНК в синтезе белка на рибосомах.
в) Окончательное достраивание белков, роль шаперонов.
г) Примеры влияния антибиотиков на биосинтез белка.
3. Тестовый контроль усвоения темы.
4. Контроль решения ситуационных задач.
Занятие № 3. (3 часа). Механизм связывания и удаления аммиака из организма.
Диагностическое значение определения мочевины в крови и моче.
1. Контроль готовности студентов к занятию.
2. Обсуждение темы занятия.
3. Тестовый контроль усвоения темы.
4. Практическая часть:
а) Количественное определение мочевины в сыворотке крови (тетрадь для
оформления протоколов № 2).
5. Оформление практической работы.
Занятие № 4 (3 часа). Коллеквиум на тему: «Обмен белков и аминокислот».
ТЕМА № 6. ОБМЕН НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ И ХРОМОПРОТЕИНОВ.
Занятие № 5. (3 часа). Распад и синтез нуклеотидов. Механизм репликации и
транскрипции. Повреждения генов. Мутации. Злокачественная
трансформация клеток. Применение онкомаркеров в медицине.
1. Контроль готовности студентов к занятию.
2. Обсуждение темы занятия.
3. Тестовый контроль усвоения темы
4. Практическая часть:
|
|
а) Количественное определение мочевой кислоты в сыворотке крови (тетрадь для
оформления протоколов № 2).
б) реакция на гомогентизиновую кислоту в моче.
в) обнаружение фенилпировиноградной кислоты в моче.
г) обнаружение фруктозы в моче (реакция Селиванова).
5. Оформление практической работы.
6. Контроль решения ситуационных задач.
Занятие № 6. (3 часа). Обмен хромопротеинов. Биохимические показатели при желтухах.
1. Контроль готовности студентов к занятию.
2. Обсуждение темы занятия.
3. Практическая часть:
а) Определение концентрации билирубина в сыворотке крови.
б) чтение анализов крови.
4. Контроль решения ситуационных задач.
ТЕМА № 7. МИНЕРАЛЬНЫЙ ОБМЕН.
Занятие № 7. (3 часа). Роль воды, натрия, калия, кальция, магния, железа и фосфора в
организме человека. Регуляция КОС в организме.
1. Контроль готовности студентов к занятию.
2. Обсуждение темы занятия.
а) роль ионов калия в возникновении потенциала покоя. Влияние внеклеточного
уровня калия на величину потенциала покоя клетки. Связь с аритмиями сердца и
его остановкой при гиперкалиемии.
б) участие ионов натрия в возникновении потенциала действия.
в) участие трансмембранного градиента натрия в поддержании внутриклеточного
рН, транспорта аминокислот и глюкозы внутрь клеток.
г) роль кальция в качестве посредника гормональных сигналов.
д) кальций, как аллостерический регулятор ключевых ферментов метаболизма.
е) система натрий-кальциевого обмена. Ее роль в поддержании физиологической
концентрации кальция внутри мышечных клеток.
ж) особенности всасывания и депонирования железа в организме.
з) роль магния и фосфора.
3. Оформление практической работы.
Занятие № 8. (3 часа). Семинар на темы: «Обмен нуклеиновых кислот и порфиринов».
«Минеральный обмен. КОС и его регуляция».
1. Контроль готовности студентов к занятию.
2. Обсуждение темы занятия.
3. Практическая часть:
а) чтение анализов крови.
4. Контроль решения ситуационных задач.
Зав. каф. биохимии
профессор В.В. Алабовский
П Л А Н
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
«Введение в патохимию и лабораторный анализ» для студентов 2-го курса педиатрического факультета на весенний семестр 2020 года.
ТЕМА № 1. ПАТОХИМИЯ РЕГУЛЯЦИИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ.
Занятие № 1. (3 часа). Современные лабораторные технологии. Оптические свойства
веществ. Использование ферментов в качестве аналитических реагентов.
Теория и практика иммуно-ферментных методов анализа.
1. Контроль готовности студентов к занятию.
2. Обсуждение темы занятия.
3. Практическая часть: Демонстрация центрифуг, магнитной мешалки,
поляриметра, рефрактометра, ион-селективных электродов, рН-метра, ФЭКа,
спектрофотометра, устройств для иммуноферментного анализа.
4. Контроль решения ситуационных задач.
Занятие № 2. (3 часа). Механизм действия гормонов. Строение и биохимические
эффекты гормонов центральных эндокринных желез.
1. Контроль готовности студентов к занятию.
2. Обсуждение темы занятия.
3. Тестовый контроль усвоения темы.
4. Практическая часть:
а) качественные реакция на инсулин, окситоцин и вазопрессин.
5. Оформление практической работы.
Занятие № 3. (3 часа). Строение и механизмы действия гормонов периферических
эндокринных желез. Введение в лабораторную диагностику
|
|
эндокринных заболеваний у детей.
1. Контроль готовности студентов к занятию.
2. Обсуждение темы занятия.
3. Тестовый контроль усвоения темы.
4. Практическая часть:
а) качественная реакция на адреналин и норадреналин;
б) обнаружение 17-кетостероидов в моче.
5. Оформление практической работы.
6. Контроль решения ситуационных задач.
Занятие № 3. (3 часа). Коллеквиум по теме: «Регуляция обмена веществ, гормоны».
ТЕМА № 2. ОСОБЕННОСТИ БИОХИМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ОРГАНАХ
И ТКАНЯХ. ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ МЕТАБОЛИЗМА.
Занятие № 4. (3 часа). Биохимия почек. Физико-химические свойства и состав мочи.
1. Контроль готовности студентов к занятию.
2. Обсуждение темы занятия.
3. Практическая часть:
а) определение pH мочи.
б) обнаружение хлоридов, сульфатов и фосфатов в моче.
4. Контроль решения ситуационных задач.
5. Оформление практической работы.