Культура против религии

О книге


Культура и религия - Тэнасе Александру

Каково взаимоотношение культуры и религии? Чем объяснить, что культурное наследие прошлого сплошь и рядом связано с религиозной идеологией? Какую роль играла религия в развитии культуры? Возможно ли существование культуры без религии? На эти вопросы читатели найдут ответ в глубокой и интересной книге видного современного румынского ученого, которая впервые издается на русском языке.

Книга рассчитана на самые широкие круги читателей.

Культура и Религия

Издательство Политической литературы

Москва 1977

37

Т96

Вступительная статья и примечания доктора философских наук, профессора В. А. Карпушина

Перевод с румынского М. Ф. Солодухиной

Тэнасе А.

Т96 Культура и религия. Пер. с румын. М., Политиздат, 1977.

127 с. с ил.

Т

10509-109

Заказ Союзкниги

 
079 (02) - 77

37+2

© Политиздат, 1975 г.

Александру Тэнасе

Культура и религия

Заведующий редакцией А. В. Белов

Редакторы Н. А. Баранова, Т. И. Трифонова

Младший редактор Г. И. Жарикова

Художник Н. С. Филиппов

Художественный редактор В. А. Тогобицкий

Технические редакторы Ю. А. Мухин, Н. П. Межерицкая

Подписано в печать с готовых диапозитивов 17 января 1977 г. Формат 84х901/32. Бумага офсетная № 1. Условн. печ. л. 5,60. Учетно-изд. л. 5,45. Тираж 100 тыс. экз. Заказ 679. Цена 44 коп.

Политиздат. 125811, ГСП, Москва, А-47, Миусская пл., 7.

Диапозитивы изготовлены в типографии изд. "Звезда", г. Пермь, ул. Дружбы, 34.

Отпечатано с готовых диапозитивов в типографии изд-ва "Уральский рабочий", г. Свердловск, пр. Ленина, 9.

Культура против религии

Книга известного румынского ученого, крупного специалиста в области теории культуры, директора Института философии Академии общественных и политических наук СРР профессора Александру Тэнасе "Культура и религия" посвящена сравнительно мало разработанному вопросу о соотношении культуры и религии.

В современной атеистической литературе обычно ставится на обсуждение вопрос лишь о религии и культуре нашего времени, при этом обосновывается тезис, что культура исключает религию, а религия представляет собою нечто противоположное культуре.

С такой постановкой вопроса, естественно, не соглашаются ни деятели церкви, ни верующие, ни идеалистически мыслящие теоретики культуры, представители разных направлений современной буржуазной философии. Поэтому вопрос о соотношении культуры и религии становится полем ожесточенной идеологической борьбы. Атеисты в этой борьбе защищают культуру от притязаний религии, а богословы и философствующие теологи предпринимают попытки вернуть культуру под влияние религии и церкви. При этом возникает много далеко не простых вопросов. Входила ли религия в состав культуры, и если входила, то какую роль она играла в культуре, в ее истории? Почему начался процесс секуляризации культуры, т. е. ее высвобождения из-под эгиды религии и церкви? Способно ли буржуазное общество довести этот процесс до конца? И если не способно, то почему? Наконец, возможно ли существование и развитие культуры без религии, на началах атеизма? Как решается данная проблема в практике социалистического и коммунистического строительства? Все эти вопросы не академические, их ставит сама жизнь, практика культурной жизни развитого социалистического общества, решение их затрагивает самые насущные задачи коммунистического воспитания.

В предлагаемой вниманию читателя книге А. Тэнасе все эти вопросы обсуждаются с позиций марксистского мировоззрения и с учетом современной практики социалистического строительства в Румынской социалистической республике. Именно потому, что теоретические и исторические проблемы книги А. Тэнасе тесно связаны с практическими потребностями современного социалистического общества, эта книга представляет несомненный интерес для массового читателя нашей страны, живо интересующегося духовной жизнью народов братских социалистических стран и теоретическими проблемами культуры. Она будет служить также и целям атеистического воспитания советских людей, углубляя их познание теоретических вопросов культуры и научного атеизма.

На культуру иногда смотрят как на собрание исторических и современных ценностей, созданных людьми в исторически менявшихся системах духовного производства. При этом материальные ценности, играющие роль фундамента общественной жизни, рассматриваются особо, как общественное явление, стоящее вне культуры, но оставляющее основу ее существования и развития.

Такой взгляд на культуру, получивший распространение в советской литературе 40-50-х годов, является во многих отношениях правильным, но он совершенно не достаточен для полной характеристики культуры. Ценностная характеристика культуры упускает из виду самое существенное в культуре, а именно человека и его творчество. Эта характеристика фиксирует лишь готовый результат творческого процесса, выступающий в виде культурной ценности. Но при этом упускается процесс культурного творчества, по-разному совершающийся в различных обществах, не рассматривается в качестве элемента культуры и сам человек, всегда являющийся субъектом того творческого процесса, в котором создаются и осваиваются явления культуры.

Таким образом, если мы хотим получить более полное представление о культуре, то в этом случае нам придется принять во внимание три группы социальных явлений:

во-первых, центральным явлением культуры выступает сам человек, производящий и осваивающий культурные ценности, а так как тип творческой личности зависит от характера общества, от исторических условий и особенностей взаимоотношения личности и общества, то обязателен исторический подход к пониманию и характеристике человека как субъекта культурного процесса любого исторического периода;

во-вторых, явлением культуры конечно же следует считать культурные ценности, которые в разные эпохи истории были самыми разнообразными, но всегда при этом включали в себя ценности познавательные, художественные, нравственные, а также на протяжении большей части истории цивилизации включали в себя явления мифологические и религиозные; таким образом, исторический взгляд на культуру неизбежно сталкивает нас с теоретической проблемой взаимоотношения религии и культуры, с проблемой оценки содержания и значения религиозных явлений в истории мировой культуры;

наконец, в-третьих, громадную роль в обществе играют процессы освоения ценностей культуры, их распределения, воспроизводства и умножения, передачи опыта и накопленных ценностей новым поколениям, т. е. все процессы собственной жизни культуры, ее экстенсивного распространения, регионального синтеза путем взаимодействия с другими культурами, и интенсивного роста, развития в истории поколений; при этом ясно, что жизнь культуры невозможна без учреждений, соответствующих различным формам и областям культуры (театры, университеты, библиотеки и т. д.).

Итак, сферу культуры составляют: человек как субъект культурного процесса, культурные ценности, являющиеся объективированными человеческими способностями и талантами, и механизм духовного производства, определяющий, какие ценности культуры и как создаются, осваиваются, распределяются и воспроизводятся в данном обществе.

Ясно, что все три слоя социальных явлений, составляющих содержание культуры, находятся в историческом развитии: меняются жизнь людей, содержание культурных ценностей и характер механизма духовного производства. Ясно также, что в классовом обществе все эти три момента культуры приобретают классовый характер, который проявляется с тем большей силой, чем более проникают в эти явления культуры идеологические доминанты, характерные для каждой исторической эпохи.

Одной из идеологических доминант культуры на протяжении веков существования классовых обществ являлась религия, с помощью которой господствующие классы ставили себе на службу механизм духовного производства. Вот почему для решения проблемы соотношения культуры и религии обязательна классовая точка зрения, а именно марксистско-ленинская партийность, только лишь с позиций которой возможно верное уяснение сути этой проблемы как в историческом плане, так и применительно к современности.

В рекомендуемой вниманию читателя книге А. Тэнасе вопрос о культуре и религии рассматривается и в историческом, и в современном плане; при этом анализ проблем дается с позиций марксистской партийности, что и придает книге идеологическую ценность.

Автор показывает, что в условиях первобытного общества имел место синкретический характер культуры, что означало не расчлененность материального и духовного производства, а в дальнейшем - нерасчлененность форм общественного сознания той эпохи. Синкретический характер культуры означал, что религия в форме анимизма, тотемизма или магических представлений была слита с примитивным искусством и нравственностью древнейшего общества, а все вместе эти формы общественного сознания еще не обособились от самого процесса материального производства - охоты, скотоводства и земледелия.

Анализируя сложный исторический процесс развития отношений культуры и религии, автор уделяет большое внимание проблеме статуса человека в культуре. Он показывает, что соотношение светских и религиозных моментов в культуре являлось выражением драматической напряженности самой культуры, творец и носитель которой - человек на протяжении истории нуждался и в идеале Прометея, как символе своего гордого вызова небу, и в "помощи богов", чтобы иллюзорно преодолеть свое бессилие перед стихийными силами природы и непонятными ему законами развития общества; он нуждался и в идеале Фауста, с его мятежным и непокорным умом, и в Мефистофеле, как воплощении того зла, которое веками было, по выражению Маркса, двигателем мировой истории.

С этих позиций автор оценивает значение такого документа истории мировой культуры, как Библия. Он показывает, что содержание ее необычайно ярко и глубоко выражает всю остроту драматической напряженности противоречия между светским и религиозным аспектами культуры. Драматизм отношений данных аспектов культуры имеет свою логику развития. Это логика постепенного, но неуклонного вытеснения религии из сферы культуры.

Далее автор в весьма обобщенных представлениях прослеживает зарождение истоков светского духа культуры и развитие светского духа культуры Возрождения в рационализме просветителей, например энциклопедистов, буржуазных атеистов. При этом автор широко пользуется фактическим материалом, почерпнутым из исследований Э. Кассйрера и И. Хейзинги, посвященных культуре Возрождения и средневекового общества. Идеологические основы этих исследований - теория символических форм Кассйрера и романтическая иллюзия о возрождении ценности средневекового человека в наше время у Хейзинги,- конечно, чужды духу марксистско-ленинской теории культуры. Автор учитывает это и использует из указанных сочинений лишь фактический историко-культурный материал, мало известный или совсем неизвестный массовому читателю.

Книга А. Тэнасе завершается противопоставлением социалистического гуманизма всему религиозному мировосприятию и философским очерком о человеке как субъекте культурного творчества, о светской мотивации культурного творчества, о вытеснении религии из всех сфер современной культуры. Автор показывает, что секуляризация культуры в условиях капитализма наталкивается неизбежно на непреодолимые границы: само буржуазное общество нуждается в религии и церкви и не способно полностью освободить всю культуру от влияния религии и церкви. И лишь социалистический строй, порождающий совершенно новый исторический тип культуры, внутренне связанной с атеизмом, и новый тип культурно-исторического развития, который последовательно исключает и вытесняет религию и церковь из всех сфер жизни общества, способен до конца решить задачу освобождения культуры и всей цивилизации человечества от влияния религии и церкви.

Книга вдумчивого румынского ученого-марксиста, боевого атеиста, интернационалиста и друга Советского Союза А. Тэнасе вызовет, несомненно, большой интерес у советского читателя и будет хорошим подспорьем в благородном деле борьбы за торжество культуры социализма над вредным пережитком прошлой истории человечества, каким является религия.

Заместитель председателя

Научного совета

по истории мировой культуры АН СССР

доктор философских наук, профессор

В. А. Карпушин

От автора

На современном этапе борьбы с буржуазной идеологией за утверждение в сознании масс марксистско-ленинского мировоззрения важное место принадлежит научно-атеистической пропаганде, работе по освобождению человеческого сознания от религиозных догм и фетишей.

Эта работа не даст желаемых результатов, если в ней не будут учтены методологические указания, сформулированные в трудах классиков марксизма, и особенно в работах В. И. Ленина.

В. И. Ленин подчеркивал, что борьба с религией не может ограничиваться абстрактной "книжной" пропагандой, что она требует опоры на новую социальную практику. В. И. Ленин выступал также против ограниченности просветительского подхода к данному вопросу, указывая на то, что ошибочно видеть причину устойчивости религии лишь в невежестве масс. Вместе с тем он указывал на значение культуры в построении нового общества и формировании материалистического мировоззрения масс. В речи на III Всероссийском съезде комсомола "Задачи союзов молодежи" В. И. Ленин сказал: "Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество"*. Перефразируя эти слова, можно сказать, что нельзя стать убежденным атеистом (которым, впрочем, должен быть коммунист), не переработав с позиций гуманизма, диалектического и исторического материализма всего наиболее ценного, что было создано мировой культурой. Не следует забывать положения В. И. Ленина о необходимости использования в атеистической работе наследия философов-материалистов XVIII-XIX вв., союза с современными учеными-естествоиспытателями и использования трудов прогрессивных представителей буржуазной науки и культуры, выступающих с критикой религии.

*(В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 41, стр. 305.)

Современные естественные и общественные науки предоставляют весьма веские, часто неоспоримые аргументы для опровержения религиозных догм, но без поддержки со стороны других форм культуры (искусства, литературы) они не смогут вытеснить религию из жизни и сознания людей.

С помощью рациональных аргументов науки можно оспаривать религию как догматическую систему, но "тяжелая артиллерия" науки оказывается гораздо менее эффективной, когда речь идет о преодолении религиозной психологии, т. е. определенных, связанных с верой в сверхъестественное, переживаний, чувств, состояния духа. В борьбе за освобождение сознания людей от религиозных пережитков необходим весь арсенал мыслей и образов, прославляющих человека и рациональные ценности всей культуры. Я считаю, что в стратегии научно-атеистического воспитания еще далеко недостаточно используется потенциал искусства и художественной литературы. А ведь в преодолении психологических корней религии именно гуманистическое искусство и литература являются самыми надежными союзниками атеистической пропаганды.

Итак, в научно-атеистическом воспитании необходимо использовать все, что в сфере общественной и научной деятельности или в художественном творчестве способствует утверждению достоинства и свободы человека, что помогает бороться не только против догм религии и антинаучных выводов теологов, но и против раболепства и покорности людей перед этими догмами.

В настоящей книге, которая вышла в свет в Румынии в 1973 г., мною была сделана попытка внести свой скромный вклад в исследование религиозных явлений с точки зрения специалиста по истории культуры. Насколько эта попытка удалась, пусть судят читатели.

Я от всего сердца благодарю Издательство политической литературы ЦК КПСС за перевод на русский язык и издание в Советском Союзе моего скромного труда и с волнением жду отзывов на него взыскательных советских читателей.

А. Тэнасе


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: