Две основы глагола, Формообразование глагола

В отличие от других частей речи у глагола выделяется не одна, а две основы:

а) основа инфинитива — слыша-ть;
б) основа настоящего времени — слыш -ат.

Чтобы получить основу инфинитива, нужно отбросить суффиксы -ть, -ти: писать — писа -, любить — люби-. От основы инфинитива образуются формы прошедшего времени, включая причастие, при этом сохраняется гласная основы: услыш а -тъ, услыш а -л, услыш а -вший.

В большинстве случаев основа инфинитива совпадает с основой прошедшего времени. Не совпадают эти основы, если на конце инфинитива -чь: печь, но: пек-л-а, беречь, но: берег-л-а и др.

Чтобы получить основу настоящего времени, нужно отбросить окончание в форме 3-го л. мн. ч.: слышат — слыш -, читают (ю — [jу]) — читаj -.

От основы настоящего времени образуются личные окончания глагола настоящего времени, повелительного наклонения, причастия настоящего времени: pa6oтaj-yт, работай-те, работаj-ющ(ий).

В основе настоящего времени может быть чередование звуков: хо д ит — хо ж (д//ж); се к ут — се ч -ёт (к//ч).


Правописание частицы НЕ с глаголами.

1. С частицей НЕ пишется раздельно, если употребляется без неё (не было, не мог). 2. НЕ до…. (действие не закончено: не доел суп, не дочитал главу).   1. Слитно пишутся глаголы, не употребляющиеся без НЕ (ненавидеть, негодовать) 2. НЕДО… (выполнено меньше ста процентов, меньше нормы: недобрать баллов, недостаёт красок).

Трудные случаи.

Запомните некоторые слова -исключения с НЕ. Невзлюбить, неволить, негодовать, недомогать, нездоровится, неистовствовать, недоумевать, ненавидеть, несдобровать. Не путайте приставку НЕ- и частицу НЕ с приставкой НЕДО-, которая обозначает неполноту, недостаточность действия. Недобрать, недовесить, недоедать, недоплатить, недорабатывать, недосмотреть, недосолить, недоставать, недосыпать. Сравните. Дети постоянноне доедали суп (суп есть, но дети его не хотели кушать). В годы войны люди недоедали (то есть было мало еды).

 

 

1)  Перейдите по ссылке, прочитайте материал:  

А) http://old.pedcollege.tomsk.ru/moodle/mod/page/view.php?id=13765;

Б) http://old.pedcollege.tomsk.ru/moodle/mod/resource/view.php?id=13775

2) Просмотрите видеоурок: «Глагол как часть речи. Спряжение глаголов. Правописание окончаний, суффиксов глаголов».

· https://yandex.ru/video/preview/?filmId=14566895405211754038&text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%BB.%20%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B8%20%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%B0.%20%D0%A3%D0%BF%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%20%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%B0%20%D0%B2%20%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8.%20%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%D1%83%D1%84%D1%84%D0%B8%D0%BA%D1%81%D0%BE%D0%B2%20%D0%B8%20%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%87%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%B0.&path=wizard&parent-reqid=1586178990742493-1287976502635664059200197-production-app-host-man-web-yp-191&redircnt=1586178995.1

 

Практическое задание:

1. Прочитайте §49, 50 выполните следующее упражнение.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Определите спряжение глаголов.

 

I. 1. Онвыль...т, ма...тся, крас…т, бре...тся, чу...т, вытерп...т, разве...т, стел...т, зре...т, наверт...т, надо...т, держ...тся, заво...т, вымет...т, затрат...т, выкол...т, застел...т, стел...тся, разве...т, обступ...т, окуп...тся, се...т, задерж...тся, напо...т, гоня...т, прогон...т, удержива...т, удво...т, стерп...т, вытесн...т, прикле...тся, высид...т птенцов; (ты)выпад...шь, рассе...шь, разве...шь.

2. Обре...т, завис...т, мел...т, зижд...тся, стел...т, выздорове...т, обессиле...т, крикн...т, гон...т, брезж...т, вытр...т, ненавид...т.

3. Онидыш...т, вид...т, кле...т, брезж...т, стел...т, выйд...т, стукн...т, опротиве...т, обид...т, бор...тся, держ...тся, обескрове...т, опостыле...т.

II. 1. Если война продлится, агрессор обезлюд...т всю стра­ну. 2. Скоро наша деревня совсем обезлюде...т. 3. Потеря крови обессил...ла бойца. 4. От потери крови он обессил...л. 5. Крикн...те погромче, она плохо слыш...т. 6. Если вы кри­кн...те, она проснется. 7. Вытр...те ноги, мы помыли пол. 8. А не вытр...те ног, мы вас выгон...м.

 

2. Прочитайте §49, 50 выполните упр. 278, 287.

3. Не или недо? Спишите, раскрывая скобки, объясните устно правописание.

 

1) Шест (не)достает до дна. Ему (не)доставало времени. 2) Ребенок (не)досчитал до десяти. Экскурсовод (не)досчитался двух туристов. 3) Рабочий (не)выполнил норму. Завод (не)довыполнил месячный план. 4) Охотник (не)добрался до зимовки. Абитуриент (не)добрал один балл. 5) Больной (не)доедал обеда, потому что чувствовал (не)домогание. Ленинградцы в блокаду (не)доедали, (не)допивали. 6) (Не)доводи спор до ссоры. Ему (не)доводилось бывать в этих краях. 7) Мама (не)доливала чай до краев чашки. Продавщица систематически (не)доливала сироп.

Сфотографируйте свои работы и отправьте на электронную почту с указанием группы, фамилии, имени: zarema.ignatova.20@mail.ru

Примечание: теоретический материал представлен в учебнике

Автор: В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко 10-11 класс. Если файл не открывается, попробуйте скачать самостоятельно данный учебник.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: