Методика обеспечения.
Группа.
Максименко Татьяны.
Понятие УУД учащихся. Способы формирования УУД на уроках в начальной школе (на основе ФГОС НОО).
Роль начальной школы.
• Интеграция.
• обобщение.
• осмысление новых знаний.
• умение связать новые знания с жизненным опытом.
Приоритетная цель школьного образования:
• развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебные цели;
• проектировать пути их реализации;
• контролировать и оценивать свои достижения.
Как достичь эту цель?
Благодаря системе формирования универсальных учебных действий.
Каким должен быть современный ученик?
• любознательной, интересующейся, активно познающей мир личностью;
• умеющей учиться, способной к организации собственной деятельности;
• уважающей и принимающей ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;
• доброжелательной, умеющей слушать партнёра, уважающей своё и чужое мнение;
• готовой самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
|
|
Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образования.
Новые социальные запросы определяют цели образования как:
общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование УУД, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Универсальные учебные действия.
- способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
- совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Достижение «умения учиться» предполагает освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:
· познавательные и учебные мотивы;
· учебную цель;
· учебную задачу;
· учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Функции универсальных учебных действий:
— обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
|
|
— создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе;
— обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Виды универсальных учебных действий:
• Личностные
• Регулятивные
• Познавательные
• Коммуникативные.
Личностные УУД.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Виды личностных действий:
• Смыслообразование
• Личностное, жизненное самоопределение
• Нравственно-этические.
Регулятивные УУД
обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности:
• целеполагание
• планирование
• прогнозирование
• контроль
• коррекция
• оценка
• саморегуляция
Познавательные УУД
• Общеучебные
• Логические
• Знаково-символические
• постановка и решение проблемы
Знаково-символические действия:
• замещение
• кодирование
• моделирование
• преобразование модели.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог.
• планирование сотрудничества
• постановка вопросов
• разрешение конфликтов
• управление поведением партнёра
• умение с точностью выражать свои мысли.
Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
- математика
-русский язык
-литературное чтение
-окружающий мир
-изобразительное искусство
-технология
-музыка
-физическая культура.
Учебный предмет «Литературное чтение».
• уважение к мнению собеседника
• умение чётко выражать свои мысли
• аргументировать своё мнение
• принимать позицию собеседника.
Учебный предмет «Окружающий мир».
- приготовь рассказ
-опиши устно
-объясни
Учебный предмет «Технология»
• планирование
• преобразование
• оценка продукта
• умение ставить задачи
• практические способы решения
• достижение результата.
Типовые задания, нацеленные на регулятивные универсальные учебные действия.
• «преднамеренные ошибки»;
• поиск информации в предложенных источниках;
• взаимоконтроль;
• взаимный диктант;
• диспут;
• «ищу ошибки»;
• КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
Основой развития коммуникативных умений является систематическое использование на уроках трёх видов диалога:
· диалог в большой группе (учитель – ученики);
• диалог в небольшой группе (ученик – ученики);
• диалог в паре (ученик – ученик).
Типовые задания, нацеленные на коммуникативные универсальные учебные действия:
• составь задание партнеру;
• отзыв на работу товарища;
• групповая работа по составлению кроссворда;
• диалоговое слушание
• «подготовь рассказ», «опиши устно», «объясни...» и т. д.
Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
• участие в проектах;
• подведение итогов урока;
• творческие задания;
• самооценка события, происшествия;
• дневники достижений.
Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
• «найди отличия» (можно задать их количество);
• «на что похоже?»;
• поиск лишнего;
• «лабиринты»;
• упорядочивание;
• «цепочки»;
• хитроумные решения;
|
|
• составление схем-опор;
• составление и распознавание диаграмм
• работа с разного вида таблицами;