Тема 3. Взаимопонимание и социальное познание

Тема 1. Общепсихологическая характеристика общения.

1. Сущностная характеристика процесса общения.

2. Функции общения.

3. Виды общения.

4. Общение и общительность

5. Психология манипуляции

6. Директивное общение

7. Диалогическое общение

Решить следующие задачи:

Задание 1. Решить следующие задания:

1. Общение – это:

а) процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов; б) процесс установления и развития контактов между людьми; в) производство индивидами их общего; г) все ответы верны; д) верны ответы А и В; е) верны ответы Б и В.

2. Опосредованное общение – это

а) прямое естественное общение, когда субъекты взаимодействия общаются посредством речи, паралингвистических и невербальных средств коммуникации; б) общение, опосредованное невербальными средствами коммуникации; в) общение с использованием исключительно вербальных средств; г) общение на очень близкой (до 1,5 метров) дистанции; д) все ответы верны; е) все ответы не верны.

3. Опосредованное общение:

а) происходит в ситуациях, когда субъекты отделены друг от друга временем или расстоянием; б) обеспечивается при помощи различных средств (телефон, письмо и т.д.); в) характеризуется неполным психологическим контактом; г) характеризуется затрудненной обратной связью; д) все ответы верны; е) все ответы не верны.

4. Общение – это полифункциональный процесс. В зависимости от критерия, выделяют различные функции. По какому критерию выделены следующие функции общения: контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, эмотивная, установления отношений, оказания влияния? а) цель общения; б) уровень общения; в) количество участников общения; г) социальная значимость общения; д) полезность общения; е) продолжительность общения.

Задание 2. психологические задачи

1.. Общение – это полифункциональный процесс. В зависимости от критерия, выделяют различные функции. По какому критерию выделены следующие функции общения: контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, амотивная, установления отношений, оказания влияния?

Задание 3. Вставить пропущенное слово, либо завершить предложение.

1. В1. Содержанием коммуникативного аспекта общения является ___________ информации.

2. В2. Основным средством общения является ______________________________.

3. В3. Громкость речи, темп, тембр, особенности произнесения звуков являются ______________________ средствами передачи информации.

 

Задание 4. Решить проблемную ситуацию

1. Напишите способы сопротивления манипулятивному общению.

2. Приведите примеры (не менее 5) манипулятивного, директивного и диалогического общения.

3. Что помогает и что мешает вам взаимодействовать с окружающими?

 

Задание 5.

Объясните психологический смысл высказывания.

«У тебя не будет второго шанса произвести первое впечатление»

Задание 6. Пройти методику диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов.

Тема 2. Коммуникация в общении

1. Представление о коммуникации как о процессе и структуре

2. Коммуникатор. Аудитория коммуникации

3. Типы коммуникации

4. Массовая коммуникация

5. Вербальные средства коммуникации

6. Невербальные средства коммуникации

Решить следующие задачи:

Задание 1. Выбрать правильный вариант ответа.

1. Коммуникативные барьеры непонимания возникают:

а) вследствие принадлежности субъектов общения к разным социальным слоям;

б) в связи с различными знаковыми средствами передачи со- общения; в) вследствие разного уровня развития и владения речью;

г) при различиях в идеологии и различиях в представлениях о структуре и смысле власти;

д) верны только ответы Б и В;

е) все ответы верны.

2. К коммуникативным барьерам непонимания относятся:

а) фонетический;

б) семантический;

в) стилистический;

г) логический;

д) верны только ответы Б и Г;

е) все ответы верны.

3. Коммуникативные барьеры отношений возникают, если:

а) в процессе контакта возникают негативные чувства;

б) в процессе контакта возникают негативные эмоции;

в) взаимодействующие стороны испытывают симпатию друг у друга;

 г) если участники общения являются носителями разных субкультур;

д) все ответы верны;

 е) верны ответы А и Б.

28. К невербальным видам коммуникации относятся:

а) оптико-кинетическая система знаков;

б) паралингвистическая система знаков;

в) экстралингвистическая система знаков;

г) верны ответы Б и В;

д) верны ответы А и Б; е) все ответы верны.

29. Психологическое заражение – это:

а) особый механизм социального восприятия;

б) особый механизм влияния;

в) специфическая форма социальной памяти;

г) один из феноменов группообразования;

д) механизм повышения групповой сплоченности;

е) процесс повышения эмоциональной напряженности в группе.

Задание 2.

Какой из аргументов к личности коммуникатора, на Ваш взгляд, более убедительный и почему?

1. Это говорила моя тетя.

2. Я узнал это от нашего начальника.

3. Это говорил немецкий профессор.

4. Да каждый умный человек так говорит.

5. Было по первому каналу (ТВ).

Задание 3.

Опишите различия между следующими системами знаков как средствами общения:

1. Цвета светофора.

2. Азбука Морзе.

3. Родной язык.

4. Топографическая карта местности

Задание 4.

Задание 5.

Инструкция: В заданиях необходимо вставить пропущенное слово, либо завершить предложение.

1. Содержанием коммуникативного аспекта общения является ___________ информации.

2. Основным средством общения является ______________________________.

3. Громкость речи, темп, тембр, особенности произнесения звуков являются ______________________ средствами передачи информации.

4. Жесты, мимика, пантомимика – это _______________________ система знаков.

5. Процесс и результат самовосприятия человека в социальном контексте называется ______________________________.

6. Способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают, друг друга называются - _____________________________.

Тема 3. Взаимопонимание и социальное познание

1. Понятие социальной перцепции, ее формы.

2. Механизмы взаимопонимания.

3. Роль социальной аттракции в межличностном общении.

4. Процесс формирования впечатлений.

5. Феномен каузальной атрибуции. Структура атрибутивного процесса. Ошибки атрибуции. Фундаментальная ошибка атрибуции.

6. Имидж личности

Решите следующие задания:

1. Форма межличностной перцепции, при которой восприя­тие образа человека определяет система эмоциональных от­ношений к нему:

а) сенсорная;

б) ментальная;

в) виртуальная;

г) эмоциональная.

2. Форма межличностной перцепции, при которой восприя­тие образа человека происходит в сравнении с признаками другого человека:

а) абсолютная;

б) ассоциативная;

в) проективная;

г) индивидуальная

3. В процессе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов:

а) эмоциональная оценка другого;

б) интерпретация его поведения и попытка понять причины его поведения;

в) построение стратегии воздействия на собеседника;

г) построение собственной стратегии поведения;

д) верны ответы А и Б;

е) все ответы верны.

4. Термин «интерактивная сторона общения» обозначает:

а) совокупность феноменов, выражающих суть взаимодействия людей;

б) аспект коммуникативного процесса;

в) внутреннюю, психологическую структуру деятельности ;

г) активность членов группы по поддержанию ее целостности;

д) верны ответы Б и В;

е) все ответы верны.

5. Идентификация:

а) является одним из способов понимания другого человека;

б) выражается в уподоблении себя другому человеку;

в) является одним из механизмов усвоения опыта ;

г) как понятие наиболее глубоко разработано в психоанализе;

д) верны ответы Б и В;

е) все ответы верны.

6. Идентификация:

а) является одним из способов понимания другого человека;

б) выражается в уподоблении себя другому человеку;

в) является одним из механизмов усвоения опыта;

г) как понятие наиболее глубоко разработано в психоанализе;

д) верны ответы Б и В;

е) все ответы верны.

Ответ: д) верны ответы Б и В;

7. В социальной психологии под рефлексией понимается:

а) познание субъектом самого себя;

б) осознание действующим субъектом того, как он воспринимается партнером по общению;

в) бессознательное стремление откликнуться на проблемы другого человека;

г) аффективно окрашенное понимание себя в контексте социальных отношений;

д) принятие позиции другого человека;

е) все ответы верны.

8. Приписывание индивиду причин поведения называется:

а) социальная рефлексия;

б) когнитивный диссонанс;

в) социальная категоризация;

г) идеосинкразический кредит;

д) социальная стратификация;

е) все ответы не верны.

9. Приписывание одним индивидом другому тех или иных причин поведения происходит на основе:

а) сходства поведения этого другого с каким-нибудь лицом, известным первому;

б) анализа собственных мотивов, предполагаемых в подобной ситуации;

в) принципа подобия с известным;

г) аналогий;

д) сложившихся схем каузальной атрибуции;

е) все ответы верны.

10. Если наблюдатель является экстерналом, то причины поведения индивида, которого он наблюдает, будут видеться ему:

а) в личностных особенностях наблюдаемого;

б) индивидуальных особенностях наблюдаемого;

в) индивидуально-психологических особенностях наблюдаемого;

г) в особенностях наблюдаемого как субъекта деятельности;

д) в особенностях наблюдаемого как социального субъекта;

е) во внешних обстоятельствах.

11. К эффектам социальной перцепции относятся:

а) эффект первичности;

б) эффект края;

в) эффект недавности;

г) эффект Зейгарник;

д) верны ответы А и В;

е) все ответы не верны.

12. Сопереживание, вчувствование, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека, называется:

а) идентификацией;
б) эмпатией;
в) рефлексией;
г) экстраверсией.

Задание 13. Проанализируйте отрывки представленные ниже, определите типовую схему перцепции, систематические ошибки социального восприятия.

«Удивительное дело, какая полная бывает иллюзия того, что красота есть добро Красивая женщина говорит глупости, ты слушаешь и не слышишь глупости, а слышишь умное Она говорит, делает гадости, а ты видишь что- то милое Когда же она не говорит ни глупостей, ни гадостей, а красива, то сейчас уверяешься, что она чудо как умна и нравственна» (Л.Н Толстой. «Крейцерова соната» [100, т 12, с.148]).

«Красота производит совершенные чудеса. Все душевные недостатки в красавице вместо того, чтобы произвести отвращение, становятся как-то необыкновенно привлекательны» (Н.В.Гоголь. «Невский проспект» [27, т. 1, с.463]).

«На нем был черный фрак, побелевший уже по швам, панталоны летние... под истертым черным галстуком на желтоватой манишке блестел фальшивый алмаз, шершавая шляпа, казалось, видела и вёдро и ненастье.

Встретясь с этим человеком в лесу, вы приняли бы его за разбойника; в обществе _ за политического заговорщика; в передней — за шарлатана, торгующего эликсирами или мышьяком» (А.С.Пушкин. «Египетские ночи»).

«Что приличествует Юпитеру, то не приличествует быку» (гласит древняя поговорка).

Задание 14. Пройти методику Опросник Басса-Дарки

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: