Тема 4. Интерактивная сторона общения

1. Проблема взаимодействия (интеракции) в социальной психологии.

2. «Психологическое содержание взаимного обмена действиями.

3. Обзор теорий взаимодействия, сложившихся в зарубежной и отечественной социальной психологии.

4. Типы взаимодействия.

Задание 1.

Определите тип транзакции (используя понятия транзакций, позиций Ребенок, Взрослый, Родитель):

Врач:

– Вы когда-нибудь будете выполнять мои рекомендации?

Пациент:

– Я сам знаю, что нужно моему организму.

Задание 3.

На вопрос «Который час?» дайте ответ из разных состояний «Я» партнера.

Задание 4.

Отреагируйте на реплику с позиции Взрослого, Ребенка, Родителя: «Вы что, за свои слова отвечать не можете?». Докажите, что Ваши позиции существенно отличаются.

Задание 5.

Определите характер транзакции:

– Мне еще надо реферат сделать к завтрашнему дню.

– Вечно ты все делаешь в последнюю минуту.

Задание 5. Выбрать правильный вариант ответа.

1. Центральная мысль интеракционистской концепции состоит в том, что:

а) личность формируется в общении и механизмом ее становления является интериоризация;

б) личность формируется во взаимодействии с другими личностями и механизмом этого процесса является установление соответствия действий личности тем представлениям о ней, которое складывается у окружающих;

в) личность формируется в процессе воспитания и важнейшим условием ее позитивного развития является базовое доверие;

г) важнейшим условием развития личности является безусловное и безоценочное принятие;

д) основным механизмом развития личности являются подражание и идентификация;

е) все ответы не верны.

2. Согласно теории Т. Парсона, элементами структуры единичных действий, из которых складывается взаимодействие, являются:

а) деятель, «другой», нормы, ценности, ситуация;

б) потребность, мотив, цель, операции;

в) трансакционный стимул, реакция, ситуация;

г) вербальная информация, невербальная информация, контекст;

д) все ответы верны;

е) верны ответы В и Г.

3. Термин «интерактивная сторона общения» обозначает:

а) совокупность феноменов, выражающих суть взаимодействия людей;

б) аспект коммуникативного процесса;

в) внутреннюю, психологическую структуру деятельности;

г) активность членов группы по поддержанию ее целостности;

д) верны ответы Б и В;

е) все ответы верны.

4. Психологическое заражение – это:

а) особый механизм социального восприятия;

б) особый механизм влияния;

в) специфическая форма социальной памяти;

г) один из феноменов группообразования;

д) механизм повышения групповой сплоченности;

е) процесс повышения эмоциональной напряженности в группе.

5. Функциональная единица взаимодействия – акт, по мнению Мида, состоит из четырех фаз:

а) узнавание, приветствие, информационный контакт, выход из контакта;

б) фаза встречи, фаза узнавания, фаза уточнения ситуации, фаза действия, фаза завершения;

в) фаза побуждения, фаза уточнения ситуации, фаза непосредственного действия, фаза завершения;

г) фаза убеждения, фаза соглашения, фаза принятия решения, фаза действия;

д) потребность, оценка возможностей, поведение, выход из контакта;

е) мотивация, интеракция, оценка результатов, эмоциональный отклик.

9. Стратегия взаимодействия – это:

а) совокупность доминирующих особенностей поведения человека в отношениях с другими людьми;

б) типичная форма эмоционального реагирования на нестандартные ситуации общения;

в) совокупность когнитивных процессов, порождаемых ситуацией общения;

г) образ возможного поведения, существующий до ситуации общения;

д) совокупность когнитивных, эмоциональных и поведенческих реакций, воспроизводимых индивидом независимо от ситуации;

е) стереотипная последовательность коммуникативных актов, характерная для человека.

6. Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому называется:

а) соперничество;

б) конкуренция;

в) компромисс;

г) приспособление;

д) верны ответы А и Б;

е) верны ответы Б и Г.

7. Стремление субъектов взаимодействия идти на взаимные уступки и реализовывать свои интересы с учетом интересов противоположной стороны, называется:

а) сотрудничество;

б) кооперация;

в) избегание;

г) компромисс;

д) альтруизм;

е) приспособление.

8. В схеме наблюдения Р. Бейлса область негативных эмоций включает:

а) солидарность, снятие напряжения, согласие;

б) предложение, указание, мнение, ориентацию других;

в) просьбу об информации, просьбу высказать мнение, просьбу об указании;

г) несогласие, создание напряженности, демонстрация антагонизма;

д) верны ответы Б и Г;

е) верны ответы А и В.

9. Синонимом понятия «конформизм» является термин:

а) приспособленчество;

б) подчиненность;

в) зависимость.

9. Суггестор — это человек, который осуществляет:

а) передачу информации;

б) внушение;

в) подвергается внушению.

Задание 14. Пройти методику ДМО Лири


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: