1. Проблема взаимодействия (интеракции) в социальной психологии.
2. «Психологическое содержание взаимного обмена действиями.
3. Обзор теорий взаимодействия, сложившихся в зарубежной и отечественной социальной психологии.
4. Типы взаимодействия.
Задание 1.
Определите тип транзакции (используя понятия транзакций, позиций Ребенок, Взрослый, Родитель):
Врач:
– Вы когда-нибудь будете выполнять мои рекомендации?
Пациент:
– Я сам знаю, что нужно моему организму.
Задание 3.
На вопрос «Который час?» дайте ответ из разных состояний «Я» партнера.
Задание 4.
Отреагируйте на реплику с позиции Взрослого, Ребенка, Родителя: «Вы что, за свои слова отвечать не можете?». Докажите, что Ваши позиции существенно отличаются.
Задание 5.
Определите характер транзакции:
– Мне еще надо реферат сделать к завтрашнему дню.
– Вечно ты все делаешь в последнюю минуту.
Задание 5. Выбрать правильный вариант ответа.
1. Центральная мысль интеракционистской концепции состоит в том, что:
|
|
а) личность формируется в общении и механизмом ее становления является интериоризация;
б) личность формируется во взаимодействии с другими личностями и механизмом этого процесса является установление соответствия действий личности тем представлениям о ней, которое складывается у окружающих;
в) личность формируется в процессе воспитания и важнейшим условием ее позитивного развития является базовое доверие;
г) важнейшим условием развития личности является безусловное и безоценочное принятие;
д) основным механизмом развития личности являются подражание и идентификация;
е) все ответы не верны.
2. Согласно теории Т. Парсона, элементами структуры единичных действий, из которых складывается взаимодействие, являются:
а) деятель, «другой», нормы, ценности, ситуация;
б) потребность, мотив, цель, операции;
в) трансакционный стимул, реакция, ситуация;
г) вербальная информация, невербальная информация, контекст;
д) все ответы верны;
е) верны ответы В и Г.
3. Термин «интерактивная сторона общения» обозначает:
а) совокупность феноменов, выражающих суть взаимодействия людей;
б) аспект коммуникативного процесса;
в) внутреннюю, психологическую структуру деятельности;
г) активность членов группы по поддержанию ее целостности;
д) верны ответы Б и В;
е) все ответы верны.
4. Психологическое заражение – это:
а) особый механизм социального восприятия;
б) особый механизм влияния;
в) специфическая форма социальной памяти;
г) один из феноменов группообразования;
д) механизм повышения групповой сплоченности;
е) процесс повышения эмоциональной напряженности в группе.
|
|
5. Функциональная единица взаимодействия – акт, по мнению Мида, состоит из четырех фаз:
а) узнавание, приветствие, информационный контакт, выход из контакта;
б) фаза встречи, фаза узнавания, фаза уточнения ситуации, фаза действия, фаза завершения;
в) фаза побуждения, фаза уточнения ситуации, фаза непосредственного действия, фаза завершения;
г) фаза убеждения, фаза соглашения, фаза принятия решения, фаза действия;
д) потребность, оценка возможностей, поведение, выход из контакта;
е) мотивация, интеракция, оценка результатов, эмоциональный отклик.
9. Стратегия взаимодействия – это:
а) совокупность доминирующих особенностей поведения человека в отношениях с другими людьми;
б) типичная форма эмоционального реагирования на нестандартные ситуации общения;
в) совокупность когнитивных процессов, порождаемых ситуацией общения;
г) образ возможного поведения, существующий до ситуации общения;
д) совокупность когнитивных, эмоциональных и поведенческих реакций, воспроизводимых индивидом независимо от ситуации;
е) стереотипная последовательность коммуникативных актов, характерная для человека.
6. Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому называется:
а) соперничество;
б) конкуренция;
в) компромисс;
г) приспособление;
д) верны ответы А и Б;
е) верны ответы Б и Г.
7. Стремление субъектов взаимодействия идти на взаимные уступки и реализовывать свои интересы с учетом интересов противоположной стороны, называется:
а) сотрудничество;
б) кооперация;
в) избегание;
г) компромисс;
д) альтруизм;
е) приспособление.
8. В схеме наблюдения Р. Бейлса область негативных эмоций включает:
а) солидарность, снятие напряжения, согласие;
б) предложение, указание, мнение, ориентацию других;
в) просьбу об информации, просьбу высказать мнение, просьбу об указании;
г) несогласие, создание напряженности, демонстрация антагонизма;
д) верны ответы Б и Г;
е) верны ответы А и В.
9. Синонимом понятия «конформизм» является термин:
а) приспособленчество;
б) подчиненность;
в) зависимость.
9. Суггестор — это человек, который осуществляет:
а) передачу информации;
б) внушение;
в) подвергается внушению.
Задание 14. Пройти методику ДМО Лири