Симптомы эмоционального выгорания

К физическим относятся:

- усталость;

- чувство истощения;

- восприимчивость к изменениям показателей внешней среды;

- астенизация;

- частые головные боли расстройства желудочно-кишечного тракта;

- избыток или недостаток веса;

- одышка;

- бессонница.

К поведенческим и психологическим:

- работа становится все тяжелее, а способность выполнять ее все меньше;

- профессионал рано приходит на работу и остается надолго;

- поздно появляется на работе и рано уходит;

- берет работу на дом;

- чувство неосознанного беспокойства;

- чувство скуки;

- снижение уровня энтузиазма;

- чувство обиды;

- чувство разочарования;

- неуверенность;

- чувство вины;

- чувство невостребованности;

- легко возникающее чувство гнева;

- раздражительность;

- человек обращает внимание на детали;

- подозрительность;

- чувство всемогущества (власть над судьбой пациента);

- ригидность;

- неспособность принимать решения;

- дистанционирование от пациентов и стремление к дистанционированию от коллег;

- повышенное чувство ответственности за пациентов;

- растущее избегание;

- общая негативная установка на жизненные перспективы;

- злоупотребление алкоголем и (или) наркотиками.

 

 

Профилактика

Профилактика должна проводиться в комплексе, как правило, с внутренней работы. Для начала, надо принять суть, что никто никому ничего не должен: помогать, тянуть, толкать, развлекать, и т. д. На протяжении всей жизни формировать и поддерживать:

 

интерес к жизни.

интерес к человеку как к таковому.

интерес к культуре.

 

- наличие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные качества;

- способность эмоциональной эмпатии и понимания людей;

- гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей учащихся;

- умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении; умение управлять собой, своим психическим состоянием, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение снимать мышечные зажимы;

- способность к спонтанности (неподготовленной коммуникации);

- умение прогнозировать возможные профессиональные ситуации, последствия своих воздействий;

- хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;

- способность к импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применение различных приемов воздействия, “приспособлений” и “пристроек”).

Существенную роль играют 3 фактора:

1. личностный.

2. ролевой.

3.организационный.

Личностный фактор: возраст, пол, семейное положение, стаж, образование, социальное положение, напрямую несвязанное с эмоциональным выгоранием, а вот чувство значимости на рабочем месте, карьерное продвижение, автономия и уровень контроля со стороны руководства является определяющим. Значимость работы имеет большее влияние, так как понятно, что чувствует человек, по его мнению, выполняющий бесполезную работу. Испытывающие недостаток автономии больше подвержены выгоранию. Наиболее подвержены те, кто реагирует на стресс агрессивно несдержанно, стрессогенный фактор вызывает у них чувство подавленности, унижения. Так же быстрее сгорают трудоголики, так как полностью посвящают себя работе.

Ролевой фактор, т.е. работа в коллективе с высоким уровнем конкуренции, низкими организационными моментами, несогласованностью между отдельными подразделениями.

Организационный фактор — развитию сгорания способствую неопределенность или недостаток ответственности. Администрация может смягчить синдром э.в если создаются рациональные схемы поощрения, профессионального роста, повышения мотивации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: