Феномен «профессиональной усталости»

Постоянная погруженность воспитателя в общество маленьких детей не только тормозит его личностное развитие и самораскрытие, но и вызывает определенный эмоциональный фон напряжения, раздражения, пресыщения, который называется феноменом «профессиональной усталости».

Одна из форм снятия напряжения — это бегство от детей, т.е снижение контроля. Педагог периодически стремится вырваться в другой мир, где можно реализовать себя как взрослого человека, потребность в общении с себе подобными. Часто можно наблюдать, как воспитатели начинают делать что-то, что от них никто не требует (мастерят, читают пособия и т.д.) или на прогулке, предоставив детей самим себе, воспитатель общается с коллегой. И это не всегда пренебрежение профессиональными обязанностями.

Стремление снять стресс может выражаться в случаях наказания детей, грубого порицания. И возникает 2 крайности, чтобы избежать эмоционального напряжения, педагог либо усиливает давление на детей при вполне гуманистической идеологии, либо предпочитает фронтальные занятия с детьми, излишнюю заорганизованность или полное попустительство, безразличие при чисто авторитарных установках.

Таким образом, из всего выше сказанного, мы видим, что на педагога и его эффективность труда оказываю влияние периодически возникающие чувство напряжения, связанное с необходимостью внутренней настройки на определенное поведение, мобилизации всех сил на активные и целесообразные действия.

Исходя из этого, разработаны программы, основной задачей которых является:

1. необходимость ознакомления мед. Персонала со способами и приемами саморегуляции эмоциональных состояний, т.к эффективность работы связана прежде всего с эмоциональным настроем работника.

2. необходимость перестройки субъективных отношений человека с окружающими, т.е контролировать нужно не только себя, но и отношения с другими людьми.

3. необходимость стимулирования у медиков позитивных мыслей о себе и развитие положительной Я-концепции. Ведь у человека, положительно воспринимающего себя, есть уверенность в себе, удовлетворенность своей профессией, эффективность работы, стремление к самореализации. Чувствуя себя уверенно, врач автоматически становится благожелательным к пациентам. А  врач с проблемами, который смотрит на работу через призму своих стрессов и тревог, обращается к авторитарному стилю как к средству психологической защиты.

Универсальных методик выхода из стресса нет. Это многоуровневое воздействие: это и медикаментозное лечение, и музыка, и чтение литературы, и психометоды. Большинство методов направлено на саморазвитие человека и основаны на 4-х принципах или способах саморегулирования.

1. Релаксация. В основе лежит сосредоточение на своем внутреннем мире, освобождение от излишнего нервного напряжения или наоборот, обеспечение возможности собраться.

Релаксация необходима:

— Для подготовки тела и психики к углубленному самопознанию, самовнушению. — В стрессовых моментах, конфликтных ситуациях, требующих выдержки, самообладания. Основа релаксации это связь: наше тело расслабляется по мере того, как успокаивается мозг, а мозг успокаивается, когда расслабляется тело.

Методики: правильное дыхание, ощущение тепла, тяжести тела, сосредоточение внимания на предмете.

2. Концентрация. Чтобы почувствовать свое внутреннее состояние можно сосредоточиться на своих внутренних ощущениях, своих мыслях и образах, которые возникают в сознании. В основе концентрации лежит управление вниманием.

 

А) умение фокусировать внимание на определенном внимании.

Б) развитие произвольного внимания с помощью волевого усилия.

В) умение сосредоточиться на разных внутренних процессах.

Г) умение переключаться с внутренних процессов на внешние и наоборот. По-другому это называется медитация.

3.Визуализация. Она помогает человеку активировать его эмоциональную память, воссоздать те ощущения, которые он испытывает и таким образом обогатить и освежить свои чувства, развить интуицию. С помощью визуализации мы заставляем работать подсознание.

4.Самовнушение. Это утверждение от первого лица в настоящем времени. Способ создать положительный образ себя и закрепить этот образ с помощью слов. При самовнушении должны быть позитивные жизненные утверждения. Должны использоваться краткие формулировки — «я хочу, я буду, я есть». В последнее время на основе этих методов создаются различные комбинированные программы. В их основе лежат способы самосохранения и развития психики человека.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: