Проблема развития способностей и одарённости в педагогической теории Я. А. Коменского

РЯсМП 06.04.2020

Практическое занятие

Анализ конспектов уроков

Теоретическая часть

Прочитать теоретический материал

Источники:

Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для вузов / Т. И. Зиновьева [и др.]; под редакцией Т. И. Зиновьевой. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 468 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06987-7. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450290 (дата обращения: 03.04.2020).

С. 131-134

Выписать определения понятий по теме

Практическая часть

Анализ конспектов уроков с. 201-204. (материал и вопросы в задании прилагаются на указанных страницах)

Зиновьева, Т. И. Методика обучения русскому языку. Практикум: учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. И. Зиновьева, О. Е. Курлыгина, Л. С. Трегубова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 319 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08274-6. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452677 (дата обращения: 04.04.2020).

Домашнее задание.

Тест по теме «Методика орфографии»

С. 204-207

 

 

ММВсП 07.04.2020

Проблема развития способностей и одаренности в педагогической теории Я.А. Коменского (практическое занятие)

Теоретическая часть

Задание: прочитать теоретический материал

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ОДАРЁННОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Я.А. КОМЕНСКОГО

© 2011 Е.Е. Антонова, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Педагогика» Житомирский государственный университет имени Ивана Франко, Житомир (Украина)

Ключевые слова: способности; одаренность; типология одаренных учащихся; условия обучения одаренной молодежи.

Аннотация: в статье анализируются взгляды выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского на проблему природы человеческих способностей. Характеризуются его предложения относительно организации процессов воспитания и образования одарённой личности.

Интерес к проблеме одаренности на разных этапах развития европейской цивилизации развивался не равномерно. История школы и педагогической мысли знала, как вспышки интереса к воспитанию одаренных детей, так и почти абсолютное отсутствие такой заинтересованности. Анализ исторической, педагогической, философской литературы, произведений клас- сиков педагогики позволяют проследить тенденции в разработке данной проблемы в зависимости от уровня экономического и социального развития общества, уровня развития научных знаний, общего уровня раз- вития производительных сил человечества.

Определенный интерес в контексте разработки проблемы обучения и воспитания одаренной личности представляет собой Эпоха Возрождения в Европе, которая характеризовалась возвращением общества к идеям античного мира относительно идеала развития личности. Проблематика одаренности волновала многих европейских ученых того времени. В частности, испанский медик Хуан Уарте в 1575 году публикует труд "Исследования способностей к наукам", где формулирует ряд теоретических положений, которые могут считаться предпосылками к формированию в будущем психологии одаренности, в том числе и психологии творческой одаренности. Книга Х. Уарте вызывала интерес не только в Испании, где она неоднократно переиздавалась, но и за ее пределами, поскольку была переведена почти на все европейские языки. Это объясняется не только стилем книги, глубиной рассмотрения вопросов, смелостью и острым умом, но и социальной значимостью поставленных в ней проблем. Название книги "Examen de indenios paralassciencius" переводится и как "испытание", и как "исследование" способностей. Свою книгу автор начинает словами: "Для того, чтобы труды мастеров были наилучшими, чтобы они были полезными для государства, необходимо установить такой закон: пусть столяр не занимается земледелием, а ткач - архитектурой; пусть юрист не занимается лечением, а медик адвокатским делом; пусть каждый занимается лишь тем искусством, к которому он имеет природное умение, и откажется от всех других". Следовательно, в те времена считалось, что способности личности настолько ограничены, что она может овладеть лишь одним делом. Никто не может знать в совершенстве два искусства без того, чтобы он не был несовершенным в одном из них. Х. Уарте выдвигает требование, чтобы "никто не был одновременно врачом и юристом, ведь человеческая природа не может одновременно хорошо овладеть двумя искусствами или двумя науками". В развитии общефилософской и психологической мысли книга Х. Уарте значительную роль не сыграла, однако привлекла внимание к учению о способностях и связала понятие способности с определенными видами деятельности [329, с. 22; 504].

В целом же идеи эпохи Возрождения, в частности

возвращение к идеалу гармоничного и всестороннего духовного и физического развития человека, способствовали повышению интереса к развитию всех способностей и одаренности ребенка. Однако деятелями этого периода не предлагаются специальные методы или способы воспитания одаренных детей, ведь основным направлением образования становится нацеленность на "обучение всех всему".

Именно на времена Реформации, великой крестьянской войны и ряда других восстаний против господства феодалов, и католической церкви, буржуазных революций в Нидерландах и Англии приходится жизнь и творчество чеха по национальности и геополита по духу Яна Амоса Коменского (1592-1670). Этот «последний из могикан» великих гениев Возрождения намного опередил свое время, став основателем педагогики нового времени и сделав значительный вклад в развитие философской мысли Европы.

Поскольку для каждой педагогической системы первоочередным является вопрос о том, что представляет собой ребенок и в чем должны заключаться задания воспитания, Я.А.Коменский уделяет много внимания раскрытию природы ребенка и его способностей. Анализируя природу ребенка, он признает, что человек от рождения наделен естественными данными в виде таланта и разных способностей, которые могут быть усовершенствованными и развитыми путем воспитания. От рождения у человека существуют четыре задатка: ум, с суждением и памятью, воля, способность двигаться и язык. Для этих задатков есть соответствующие органы: мозг, сердце, рука и язык, которые и необходимо прежде всего совершенствовать. Однако дети не одинаковы по своей природе и по темпам своего развития. "у одних способности острые, у других - тупые, у одних - гибкие и податливые, у других - твердые и упрямые; одни стремятся к знаниям ради знаний, другие увлекаются скорее механической работой. Из этого двойного рода способностей возникает их шестикратное сочетание" [1, с. 231].

На основе наличия и развития у ребенка соответствующих способностей и сочетания их с определенным типом характера Я.А.Коменский выделяет шесть групп детей:

1. Ученики с острым умом, которые податливы педагогическому влиянию и стремятся к знаниям; они больше всех других особенно пригодны к занятиям. Им ничего не нужно, кроме научного питания; растут они сами, как благородные растения. Нужна только умеренность, чтобы не позволять им слишком спешить, чтобы они не ослабели и не истощились преждевременно.

2. Дети, владеющие острым умом, но медленные, хотя и послушные. Им нужно только пришпоривание.

3. Ученики с острым умом, которые стремятся к знаниям, но отличаются непослушанием и упрямством. Таких в школах обычно ненавидят и в большинстве случаев считают безнадежными; однако, если их должным образом воспитывать, из них, как правило, выходят большие люди" [5, с. 105-106]. Я. Коменский приводит примеры для подтверждения последнего утверждения, правда использует при этом искусственное перенесение методов дрессировки животных на процесс воспитания человека (история о коне Александре Македонского Буцефала, который был слишком диким и не поддавался ни одному ездоку до Александра, а также о великом афинском полководце Фемистокле, который был очень непослушен в юные годы). Обращается выдающийся педагог и к мнению Плутарха о том, что "много отличных природных дарований погибает по вине их наставников, которые коней превращают в ослов, не умея управлять высоким духом и свободными созданиями" [5, с. 106].

Эта третья группа учеников больше всего напоминает поведение одаренных детей в соответствии с результатами исследований современных ученых, которые и сегодня пытаются из непослушных и упрямых, но одаренных детей на основе "правильного воспитания" развить выдающуюся личность ("одаренных детей временами тяжело учить, с ними не просто жить, но воспитывать их вообще невозможно" (Johnson and Roth, 1985). Как в капле воды, в этой фразе отображаются те ощущения и социальные стереотипы, которые ученые пытаются, если не преодолеть, то по крайней мере ослабить еще и сегодня.

4. Дети послушные и любознательные, но медленные и вялые; их надо подбадривать, чтобы они не падали духом. Никогда к ним не следует предъявлять слишком строгие требования, необходимо относиться к ним доброжелательно и терпеливо. "Пусть они позже придут к цели, зато они будут более крепки, как бывает с поздними плодами. Эти ученики, как правило, жизнеспособнее (приспособленные к жизни), чем даровитые, и если они один раз что-то усвоили, то не так легко забывают" [3, с. 41].

5. Дети тупые и, кроме того, безразличные и вялые, которых "еще можно исправить", но с "большим терпением, рассудительностью и умом".

6. Дети тупые с испорченной и злобливой натурой. Этих учеников Я. Коменский считает "безнадежными", но учителей призывает не отчаиваться, а "пытаться устранить у таких учеников, хотя бы упрямство". Если же это не удается, то следует оставить это дело. "Не плодородную почву не следует ни обрабатывать, ни трогать" [5, с. 107]. Однако детей таких очень мало, пишет Я.А. Коменский. Редкость таких детей великий педагог объясняет "божьей благодатью".

Понятно, что разработанная Я. Коменским типология не может считаться последовательной научной типологией, представленные им критерии выделения типа - любознательность, леность, упрямство и тому подобное - являются чертами, которые сами представляют результат воспитания и среды в широком понимании. Но сама постановка вопроса о типологии детей удачна, ряд типичных черт (острота ума, темперамент) подмечен правильно [4, с. 128].

Заслуживает внимания объяснение Я. Коменским существующей разницы в способностях людей, которые он определяет, как "отступление от естественной гармонии или ее недостатки, так же как болезни тела проявляются в излишке влаги или сухости, теплоты или холода" [5, с. 107].

Острота ума, по мнению выдающегося мыслителя, это ни что другое как "тонкость и подвижность жизненного духа в мозге, которая чрезвычайно быстро распространяется через органы чувств и с огромной поспешностью проникает в мнимые вещи. Если эта скорость не сдерживается в определенной степени умом, то дух рассеивается, а мозг остается или ослабленным, или тупым". Я. Коменский делает вывод, что "умы, которые рано развиваются, чаще или забираются преждевременной смертью, или тупеют» [5, с. 107]. Таким образом, выдающийся педагог считает необходимым найти такие методы работы с ребенком, которые бы привели способности к среднему уровню, то есть, к "норме": "при недостатках человеческого духа наилучшим методом будет лечение, при котором становятся умереннее излишки и недостаток одаренности и все приводится к гармонии и приятной догово- ренности". Именно поэтому, Я. Коменский предлагает метод обучения, приспособленный к средним способностям (которые чаще всего встречаются) для того, чтобы "сдерживать преждевременное истощение наиболее одаренных и подгонять медленных" [5, с. 107].

Таким образом, Я.А.Коменский воспринимает одаренность как отклонение от нормы, которое вряд ли принесет ее владельцу что-то хорошее.

Объясняя природу человеческих способностей, Я. Коменский обращается прежде всего к Богу, утверждая вслед за Сенекой, что каждому человеку свойственны "врожденные семена всех наук, однако Бог, как учитель, выводит способности из таинственных глубин" [1, с. 197]. Необходимо отметить, что в вопросе врожденности задатков Я. Коменский демонстрирует непоследо вательность. В "Великой дидактике" он посвящает идее врожденных способностей целую главу (глава V), при этом в §9 ссылается на Аристотеля, приводя его мысли относительно сравнения души ребенка с "чистой доской, на которой еще ничего не написано, но можно написать все", а в §10 считает удачным сравнение мозга, - этой "мастерской мыслей", с "воском, на котором отражается печать или из которого вылепляют фигурки" [1, с. 194]. Такой дуализм мыслей связан прежде всего с мировоззрением выдающегося ученого, в котором удивительным образом переплетаются стихийный материализм (сенсуализм) и глубокая вера у Бога (мы не должны забывать, что Я. Коменский прежде всего был духовным лицом); и во-вторых, уровень развития науки того времени не позволял глубже проникнуть в природу человеческой психики.

 Анализируя произведения выдающегося педагога, приходим к выводу, что Я.А.Коменский, ориентируясь прежде всего на детей со средним уровнем способностей, все же считает необходимым обращать на детей одаренных особенное внимание, утверждая, что "намного большего воспитания требуют люди талантливые, так как активный ум, не будучи занятым чем-то полезным, займется ненужным, пустым и пагубным. Чем более плодородно поле, тем более оно дает чертополоха и терновника. Так и выдающийся ум, если его не засеять семенами мудрости и благотворительности, как действующая мельница, если в неё не подсыпать зерна, то есть материала для перемалывания, стирает сама себя,.. так и подвижный ум, лишенный серьезной работы, будет вообще наполняться мизерным, пустым и вредным содержимым и станет причиной собственной гибели" [3, с. 19].

Я. Коменский глубоко уверен, что то, "чем дети рождаются, ни от кого не зависит, но, чтобы они путем правильного воспитания стали добрыми, - это зависит от нас" [5, с. 107]. Великий педагог пишет, что "всех людей следует вести к одним и тем же предметам мудрости, нравственности и благотворительности". Ведь, "как бы не отличались люди один от другого способностями, все они владеют одной и той же человеческой природой, имеют одни и те же органы" [5, с. 107]. Я.А.Коменский был убеждён, что все дети должны учиться в школе вместе, где бы более "тупые перемешивались с более умными, более медленные с более скорыми, упрямые с послушными и учились бы по одним и тем же правилам и примерам до тех пор, пока они будут нуждаться в руководстве. А после окончания школы пусть каждый познает и усваивает науки с той скоростью, с которой он может" [5, с. 108]. Однако, здесь речь идет только о школе родного языка, где должны учиться, по мнению Я. Коменского, все дети обоего пола и разных состояний. Ведь выдающийся педагог считал преждевременным на шестом году жизни решать, к какому виду деятельности имеет склонность ребенок - к наукам или ремеслу: "в этом возрасте еще недостаточно проявляются умственные способности и наклонности; и то, и другое лучше выяснить позже" [3, с. 96]. Латинская школа была назначена Я. Коменским для тех "отроков, устремления которых оказались выше, чем дело ремесленника".

В академии же должны вступать "только избранные умы, цвет общества", а всех других выдающийся педагог предлагает направлять к "плугу, ремеслу и торговле, принимая во внимание их природные склонности" [3, с. 105]. "Нужно, однако, следить за тем, - предупреждал великий педагог, - чтобы академики воспитывали только трудолюбивых, честных и способных людей. Они не должны терпеть лжестудентов, которые, подавая другим вредный пример бездеятельности и розкошества, переводят родительское имущество и теряют свои годы". Для зачисления в академию Я. Коменский требует от молодых людей проявления необычных умственных способностей и начерчивает пути и средства их выявления. Он предлагает по окончании латинской школы устраивать публичные экзамены. На основе этих экзаменов директор школы мог бы определить, кого из выпускников следует направлять для дальнейшего образования в академию, а кого назначать к другим профессиям. Из тех, кто способен продолжать учебу в академии, директор должен определить, кто наиболее пригоден к деятельности богослова, а кто к деятельности юриста или медика. При этом принимаются во вниманию также потребности церкви и государства [4, с. 146].

Обобщая взгляды Я.А.Коменского на природу способностей личности можно сформулировать некоторые выводы. Проблема природы и развития способностей личности исследовалась выдающимся чешским педагогом достаточно глубоко. По его мнению, каждый человек в определенной степени наделен природными данными в виде таланта и способностей от самого своего рождения. При этом Я. Коменский уверен, что способности могут быть усовершенствованы и развиты путем воспитания. Выдающийся мыслитель признает существование неравенства в наделении человека определенными способностями, на основе чего им осуществлена попытка создания оригинальной типологии детей. Первопричину существования такой разницы в способностях объясняет божьим назначением каждой личности. При этом выдающегося педагога характеризует оптимистичная вера в ребенка и его возможности. Взгляды Я. Коменского на природу способностей характеризуются противоречивостью, которая объясняется характером его мировоззрения и недостаточным уровнем развития науки того времени. Одаренность рассматривается им как отклонение от нормы, которое должно быть компенсировано правильным воспитанием и возвращено к среднему уровню. При этом выдающийся педагог формулирует ряд предложений относительно организации воспитания и обучения как одаренных детей, так и таких, которые отстают в своем развитии.

Педагогические идеи великого дидакта пережили своего творца на несколько веков. И если бы на его книгах не стояли даты семнадцатого века, их можно было бы принять за современные педагогические произведения, настолько они актуальны и жизнеспособны сегодня.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Коменский Я.А. Великая дидактика //Избранные педагогические сочинения. - М., 1955. - С. 164 - 392.

2. Коменский Я.А. О культуре природных дарований //Избранные педагогические сочинения. - М., 1955. - С. 449-479.

3. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж. -Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие /сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. - М.: Педагогика, 1989. - С. 6-137.

4. Кравец В. История классической зарубежной педагогики. - Тернополь, 1996. - 436 с.

5. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Под ред А.И.Пискунова. - М., 1981. - С. 80-192.

Задание:

1. Дать определение следующим терминам (с опорой на прочитанное):

«Одаренность», «Способности»

2. В чем заключается проблема развития способностей личности по Я.А. Коменскому?

3. Каковы взгляды Я. Коменского на природу способностей человека?

4. Почему одаренность рассматривается Я.А. Коменским как отклонение от нормы?

5. Какие группы детей Я.А.Коменский выделяет на основе наличия и развития у ребенка соответствующих способностей и сочетания их с определенным типом характера?

6. Кого из известной музыкальной личности вы считаете одаренной? А кого просто способными? (приведите примеры музыкальных класскиов и современной музыки)

7. Кто по-вашему есть одаренный человек? Способный? Объясните своими словами

 

Домашнее задание

 

Сочинить песенку к любому известному детскому стихотворению.
Источник: https://poemata.ru/poets/barto-agniya/razgovor-s-mamoy/

Например:


Агния Барто

Разговор с мамой

Сын зовёт: „Агу, агу!" - Мол, побудь со мною.

А в ответ: — Я не могу, Я посуду мою.

Но опять: „Агу, агу!"

- Слышно с новой силой.

И в ответ: — Бегу, бегу, Не сердись, мой милый!

Начало формы

Конец формы

Саша Черный

Слон

— Слоник-слоник, настоящий слон живой,

— Отчего ты все качаешь головой?

— Оттого что, потому что, потому,

— Все я думаю, дружок, и не пойму…

Не пойму, что человек, такой малыш

— Посадил меня в клетушку, словно мышь…

Ох, как скучно головой весь день качать!

Лучше бревна дали б, что ли, потаскать…

— Слоник-слоник, не качай ты головой!

 Дай мне лучше поскорее хобот свой…

Я принес тебе из бархата слона,

Он хоть маленький, но милый.

Хочешь? На!

Можешь мыть его, и нянчить, и лизать…

Ты не будешь головой теперь качать?

 

РЯсМП 08.04.2020

Практическое занятие


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: