Диагностика уровня музыкального восприятия

В.И. Петрушин полагает, что назначение диагностики музыкального восприятия младших школьников связано с исследованием музыкальности ребенка, изучением ее индивидуальной структуры [38, с.104]. Результаты диагностики позволят педагогам грамотно развивать музыкальное восприятие ребенка в логике его индивидуального развития, его индивидуальных возможностей.

Сегодня существуют различные подходы к диагностике музыкального восприятия младших школьников.

В диагностике, предложенной Н.А. Ветлугиной, есть много идей, которые требуют возрождения и возвращения в современную практику школы. Так, например, при изучении музыкальных способностей особое внимание уделялось поведению детей, описанию их индивидуальных особенностей, проявлений музыкальности, которые составлял воспитатель, наблюдая за ребенком в повседневной жизнедеятельности и в процессе музыкальных занятий. Для диагностики исследователем использовались музыкальные игры и игровые задания, организованные в форме занятий с небольшой подгруппой детей (3 – 4 человека). Позднее для диагностики музыкального восприятия детей создавались специальные музыкальные пособия, к которым, следует отнести «Музыкальный букварь» Н.И. Кончаловского, заслуживающий высокой педагогической оценки. Именно это пособие рекомендуют использовать прежде всего педагогам дошкольного образования и родителям, стремящимся изучить музыкальность ребенка, понять ее особенности.

К способам обследования музыкальных явлений Н.А. Ветлугина относит:

вслушивание, узнавание свойств музыкальных звуков; сравнивание их по сходству и контрасту; различение их выразительного значения; их воспроизведение с одновременным слуховым контролем в певческих интонациях, игре на инструментах, выразительных ритмических движениях; комбинирование звуковых сочетаний; сопоставление с принятыми эталонами.

Показатели проявления музыкального восприятия детей в процессе различных видах музыкальной деятельности по Н.А. Ветлугиной следующие:

1. Способность воспринимать музыку, чувствовать ее ритмическую выразительность, непосредственно и эмоционально откликаясь на нее, выражающаяся:

– в заинтересованном, внимательном слушании музыки, о чем можно судить при наблюдении внешнего поведения детей;

– в различении изменений в музыке, чередования ее выразительных средств;

– в улавливании линии развития художественных образов, последовательности «музыкального рассказа».

2. Способность выразительно, непринужденно, ритмично двигаться под музыку, проявляющаяся:

– в увлеченности движением под музыку, в готовности выполнять поставленные задачи, связанные с музыкой и движением;

– в непосредственной, искренней передаче игрового образа, в попытках воплотиться в этот образ, в поисках правдивых, естественных движений, соответствующих характеру музыки и сюжету игры;

– в произвольности движений (умении подчинять их ритму музыки, «укладывать» во времени и пространстве, проявляя при этом быструю реакцию, инициативу, находчивость);

– в ритмичности движений, свидетельствующей о правильных ощущениях метроритмической пульсации, ритмического рисунка, акцентов, сильных долей метра, музыкальной формы; в проявлении творческой инициативы, выдумки, выражающейся в придумывании, «сочинении» отдельных элементов игры.

3. Способность оценивать красивое в музыке и движении, ритмическую выразительность, проявлять музыкальный вкус в пределах, возможных для данного возраста, которая выражается:

– в свободном различении характера музыки и связи его с характером движения;

– в правильном различении формы произведения, наиболее ярких средств его выразительности в сочетании с аналогичными особенностями движения;

– в способности дать вербальную характеристику музыке;

– в оценке качества движений у себя и у своих сверстников.

О.П. Радынова также дает несколько рекомендаций по организации диагностической процедуры: во-первых, до начала диагностики педагог должен знать ситуацию развития ребенка, уточнить условия, в которых существует ребенок, его индивидуальные особенности; во-вторых, диагностику следует проводить в привычной для ребенка обстановке. Педагогу важно быть доброжелательным в общении с детьми, помогать ему сориентироваться в заданиях посредством простых и понятных вопросов. Выслушивать ребенка педагог должен до конца, не перебивая и не поправляя его ответы. В ходе диагностики необходимо широко использовать наглядный материал. Действия педагога в процессе диагностики должны осуществляться четко по соответствующему алгоритму.

Исследователь современных проблем музыкального воспитания детей Ю.Б. Алиев уточнял, что традиционно используемые методы в диагностике музыкальных способностей проверяют и оценивают «не музыкальные способности, как думают взрослые, а определенные навыки воспроизведения мелодии голосом; не музыкальную память, которая у ребенка еще не может быть полноценно сформирована, а непроизвольные слуховые представления; и, что бывает не столь уж редко, не музыкально-ритмическое чувство, а чувство метра». Ведущими критериями музыкальности современного ребенка Ю.Б. Алиев считал яркое эмоциональное переживание музыки, интерес к ней, желание заниматься музыкальной деятельностью [41, с.115].

Учитывая рекомендации данных авторов по диагностике музыкального восприятия младших школьников, мы выделяем следующие уровни музыкального восприятия.

 

Уровни развития музыкального восприятия у младших школьников

Виды музыкальной деятельности Уровни Высокий уровень восприятия музыки Средний уровень восприятия музыки Низкий уровень восприятия музыки Слушание Дети тщательно вслушиваются в каждую фразу музыкального произведения, различают жанры, характер, Способны к подробному анализу музыкального произведения, понимают связь между отдельными музыкальными фразами, чувствуют смену настроения в музыке, динамику музыкального образа и средств его воплощения. Ребенку присуща способность внимательно прослушать музыкальное произведение, но он не готов вслушиваться в интонационные ходы, различать средства выразительности, определять смену настроения, динамику музыкального образа. Ученики не умеют сосредоточенно прослушать музыкальное произведение до конца, отвлекаются, не проявляют интереса к его звучанию. У них нет представления о единстве музыкального образа и средств его воплощения, нет навыка анализа музыкального произведения. Пение У детей яркое, выразительное, эмоциональное исполнение музыки различного характера, они могут выделить и пропеть фрагменты, имеющие доминирующее значение для эмоционального содержания музыки. Ребенок хорошо воспринимает на слух и поет знакомую мелодию, но затрудняется в исполнении новой, недавно услышанной мелодии. Ребенок неадекватно воспринимает и передает содержание мелодии. Музыкально-ритмические движения Ребенок самостоятельно и четко передает настроение музыкального произведения в движении. Ребенок затрудняется передать характер музыки в движении, требует помощи педагога в дополнительном объяснении, показе, повторе. Ребенок не может технически точно, легко и выразительно выполнить гимнастические и имитационные движения под музыку.

 

Практическое задание:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: