Задание: читаем и конспектируем

      

 

Современные тенденции образования требуют все более углубленного изучения предмета «Музыка», о чем говорят требования, которые предъявлялись участникам Всероссийской Олимпиады школьников по искусству (МХК) 2013/2014 учебного года на школьном этапе в Москве в 9 – 11 кл. Высокий уровень ответов, включая стилевые особенности различных направлений искусства, вынуждают учителей музыки по-иному смотреть на преподавание музыки в СОШ. У большого количества программ цель одна - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры. В данной главе мы сделаем сравнительный анализ наиболее востребованных программ по музыке.

Начальная школа. Программа «Музыка 1-4 классы» под редакцией В. О. Усачевой и Л. В. Школяр (научный руководитель Д. Б. Кабалевский) в рамках образовательной Программы «2100». Эта работа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования и авторской программы для общеобразовательных учреждений. Перед тем, как начинать работать, необходимо понимать, какова цель этой работы. Вот цитата из пояснительной записки: «В изучении предмета «Музыка» учащимся важно ясно представлять цель предмета, а именно, что музыкальное произведение, представляющее настоящее искусство, – это мысль, выраженная в виде звуков, которая провозглашает духовно-нравственные ценности человечества». Есть расширенный список целей и задач:

Цели и задачи обучения музыке в 1 – 4 классах

 формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

 развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности, дикции, певческого голоса и дыхания;

 освоение музыкальных произведений и первичных знаний о музыке;

 овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации;

 воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально ценностного отношения к искусству.

Правильные слова, но не слишком ли далеко главная цель – воспитание? И воспитание музыкального вкуса не может быть важнее воспитания любви к Родине. Как же быть с главной и конечной целью, которую ставил перед учителями музыки и предметом «Музыка» Д.Б.Кабалевский? Вот она – «музыкой воспитывать человека. Через музыку учитель влияет на внутренний мир ребенка, его нравственность»(Д.Б.Кабалевский). Как быть с еще одной важной цитатой «музыкального учителя» - «Формирование осознанного отношения к музыке, на основе ее восприятия, т.е. мы должны учить детей слышать музыку и размышлять о ней. Эта задача тесно перекликаются с задачей формирования художественного вкуса».

 Общая тема уроков в 1 классе очень объемная: «Как услышать музыку?». Тему о «трех китах» авторы раскрывают во 2 классе, хотя почему не в 1? Как же мы научим учащихся размышлять о музыке, понимать ее, если самые основные понятия ученики за целый год так и не узнают? Современные первоклашки с большим интересом любят слушать и различать на слух музыку жанров песни, танца и марша. В программе 2 класса ученики узнают о «трех китах», но тема «Куда ведут нас «три кита» не развивается в «Песенность, танцевальность, маршевость», хотя это было бы очень логично. Продолжение темы «Три кита» ученики узнают в 3 классе. В конце учебного года ученикам 2 класса предлагается усвоить тему «Музыкальные формы», хотя в конце 3 года обучения ученики узнают о формах рондо и вариаций. Наверное, логично было бы изучить эту тему неразрывно, в целом, т.к. о других вариантах форм ученики узнали почти год назад. В сравнении эту работу проводить легче и интереснее для учащихся. Темы 4 класса совпадают с программой Д.Б.Кабалевского, хотя сегодняшние ученики начальной школы в состоянии понять музыку более серьезную, усвоить и понять темы более глубокие. Прослушав все 7 частей кантаты «Александр Невский», ученики 4 класса получат гораздо больше знаний о музыке, истории своей страны, исторических событиях и национальных героях! Проникнуться глубоким уважением к героям прошлого, которые были порой простыми крестьянами. Уже пора начинать учить заслуженно любить и уважать свою страну и ею гордиться, делая это как можно раньше, не откладывая это на годы вперед!

Следующая программа, которую мы будем анализировать, это рекомендованная Министерством образования РФ программа по музыке для 1-4 классов, авторы: Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина Е.Д. Критская, составленная в соответствии с ФГОС. Цели и задачи остались прежними (развитие музыкальной культуры), что и у предыдущих авторов. По-прежнему, воспитание не главная цель, хотя об этом еще в 70-е годы прошлого века Д.Б.Кабалевские говорил так: «На уроке музыки мы должны воспитывать не музыканта, а человека!». В разделе «Личностные результаты» у всех учеников с 1 по 4 класс на первом месте — чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Только темы уроков совсем не совпадают с этой замечательной задачей. Темы настолько часто меняются, настолько разрознены, что дают возможность ученикам лишь поверхностно узнать о музыке, не задерживаясь на теме хотя бы на 2 урока. Узнать о теме «Три кита» в 1 классе тоже не предполагается.

В преддверии праздника Дня Победы, такого важного для каждого, нет ни одной темы, похожей тематически. Напротив, темы уроков в апреле-мае – «Музыка в цирке», «Чудесная лютня», «Опера-сказка» и т.п. Когда же, на каких темах уроков в 1 классе авторы предлагают воспитывать патриотизм, любовь к Родине?

Темы уроков во 2 классе так часто меняются, что разобраться, успеть полюбить искусство балета ученикам некогда – всего один урок. Тему «Мир композитора. П.Чайковский. С. Прокофьев» авторы предлагают усвоить за 1 урок. То же самое и темами «Симфонич6еская сказка «Петя и волк» и «Сюита М.Мусоргского «Картинки с выставки». Эту музыку авторы тоже предлагают понять и полюбить второклассникам за 2 часа(1+1). Возникает вопрос – почему так поверхностно? И опять ни одной темы о таком значимом празднике День Победы. Не понятно, на каких уроках, каких темах ученики будут начинать учиться гордиться и любить свою Родину?

С чередованием тем уроков в 3 классе то же самое – по 1 уроку на темы «Кантата «Александр Невский», опера «Иван Сусанин», опера «Орфей и Эвридика», опера «Снегурочка», сюита «Пер Гюнт». Какие цели и задачи ставят перед учителем и учениками авторы, когда меняют темы столь часто, не понятно.

Тематика 4 класса не слишком отличается – за 1 урок опера «Хованщина», опять опера «Иван Сусанин» (2 урока), балет «Петрушка».

К сожалению, в данной программе нет закономерного развития, изучения важных музыкальных тем, таких, как «Музыкальные формы», «Средства музыкальной выразительности», «Вокальные и инструментальные жанры»… Поверхностное обучение даст такой же результат – поверхностное восприятие.

В 5 классе 2 основные темы – «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Это очень богатые, глубокие и объемные темы.

В 6 классе 2 темы – «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» и «Мир образов камерной и симфонической музыки». Шестиклассникам предложено начинать понимать полифоническую музыку (хорал, токката, фуга, канта, реквием) и музыку направления джаз (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки), мюзикл и рок-оперу. Это учащиеся, которым 13 лет, и они еще психически не смогут в большинстве своем усвоить этот материал. Делая вывод о программе 6 класса, можно сказать, что авторы не глубоко знают особенности 13-летних учащихся. Главная задача учителя – будить в учениках эмоции, переживания, чувства, а эти темы еще сложны для восприятия и понимания.

В программе 7 класса две темы - «Особенности драматургии сценической музыки» и «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки». В содержании данного курса не прослеживается взаимосвязи уроков между собой. На каждом занятии – новая тем. Научить учащихся рассуждать о музыке, осознать, прослушать, увидеть и полюбить оперу, балет или любое крупное музыкальное произведение невозможно за время одного урока. Д.Б. Кабалевский говорил о важности принципа связи музыки с жизнью, и в его программе этот принцип выведен в ранг первостепенного. Важно, чтобы ученики получили возможность брать от урока те знания, которые дадут ясную картину не только музыкальной жизни – вокальной, инструментальной - а в целом жизни нашего общества. Научить, почему рождались и менялись те или иные музыкальные направления, жанры, углубившись в историю, значит, расширить границы урока, кругозора, увлечений.

8 класс. Авторы программы предлагают ученикам в течение одного урока узнать и полюбить творчество одного из таких композиторов, как И.С.Бах, В.А.Моцарт, Л.Бетховен, Дж.Верди, Р.Вагнер, М.И.Глинка, С.В.Рахманинов, А.П.Бородин, М.П.Мусоргский. За 1 урок узнать о жизни и творчестве двух французских композиторов-импрессионистов К.Дебюсси и М.Равеле. И опять один урок дают авторы на изучение музыки таких направлений, как Джаз, Неоклассицизм, Рок-музыка.

Еще в конце прошлого столетия Ю.Б.Алиев, учитель музыки, практик, профессор, доктор педагогических наук выдвинул свою версию содержания и проведения уроков. По мнению Ю.Б.Алиева занятия нужно проводить 2 раза в неделю по 1 часу. Новизна была в более емком, глубоком и поэтапном изучении музыки, а именно, уже в 3 классе обширно изучать такие понятия, как «Музыкальные формы и жанры», в 5 классе изучать творчество русских композиторов, хронологично, начиная с М.И,Глинки, в 6 – творчество зарубежных композиторов, начиная с венских классиков. Ю.Б.Алиев предлагает, обновив репертуар хоровых произведений, очень серьезно заниматься вокально-хоровой работой, подчеркивая важную мысль, что не поющих детей нет. Так же профессор предлагает расширять диапазон творческих возможностей учащихся, занимаясь игрой на многих новых музыкальных инструментах, осваивая обновленный репертуар. Его девиз – «Каждый класс – хор, каждый класс – оркестр».

Есть следующая версия программы («Концепция музыкального образования школьников»), которую создала целая команда учителей-практиков (под общей редакцией Ю. Б. Алиева): Ю.Б.Алиев, В.К.Белобородова, Е.В.Николаева, Б.С.Рачина, С.Л. Старобинский. Новизна этой программы, как пишут авторы, в следующем: «В основу настоящей программы положена цель-идея воспитания чувств с помощью музыки». Предшествующие программы ставили другую цель - развитие музыкальной культуры школьников, что белее ясно, как цель. Отсюда и важное различие - темы программы носят иное и более глубокое содержание.

Особый интерес сегодня представляют предложения ведущих ученых – педагогов в области методики преподавания музыки, прежде всего Л.Н. Алексеевой. Ее программа обобщает лучшие достижения А. Апраксиной, Ю. Алиева, Н. Терентьевой, Н. Ветлугиной, развивает их связи с особенностями социальной ситуации сегодняшнего дня. В своей работе Л.Н. Алексеева доказывает целесообразность привлечения при слушании музыки не только произведения художественной литературы и живописи, а так же элементов музыкального движения (пластики), способствовать выражению впечатлений от музыки в детских рисунках. Программа построена по принципу минимакса, т.е. содержание программы удовлетворяет потребности всех, максимума, в том числе и музыкально-одаренных детей, не имеющих возможности учиться в музыкальных школах, а ученик сможет усвоить его по минимуму в зависимости от природных способностей. Тема первой четверти у первоклашек называется «Звук и смысл». Уже судя по названию можно понять, что разговор о музыке будет на высоком познавательном уровне. Изучая «Азбуку» музыкальных средств (тембры, динамику, высота, нюансы, ритмы, интонации, темпы, исполнительские приемы), ученики очень скоро научатся понимать, а значит, любить музыку. Содержание программы предусматривает духовно-нравственные и экологические беседы о жизни и искусстве. Обязательной рубрикой урока музыки введено музыкальное движение (прыжки – музыкальным прием стаккато, плавное движение руками – легато, танцевальные импровизации и пр.) и музыкальные игры, многообразные формы которых призваны восполнить существующий дефицит подвижности школьников, пагубно сказывающийся на здоровье детей. Впервые для первоклассников предложены музыкальные пальчиковые игры, способствующие развитию речи, мышления. Курс предполагает комплексность преподавания: естественную для данного возраста взаимосвязь музыки, речи, движения, изобразительного искусства. И все же цель программы - музыкально-эстетическое образование. Составитель программы предлагает очень глубоко изучать музыку, забывая о главном - воспитании, воспитании не музыканта, а человека.                  

Еще в прошлом веке О.А.Апраксина предложила в своей «Методике музыкального образования» сотрудничество с учителями-предметниками, изучая темы уроков параллельно. Например, темы по программе литературы изучать и на уроках музыки. Отличная идея, но в современных условиях при частой смене учебников и программ делать это очень непросто. 

Изучая программы, утвержденные Министерством образования и Науки РФ за последние 5 лет, наиболее продуманна программа для 5-9 классов авторов: В. В. Алеев (научный руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. Название программы более широкое – «Искусство. Музыка». Вот цитата из пояснительной записки к данной программе: «При сохранении подхода к музыке, как части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности — литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением».

Существует программа «Искусство. Музыка» авторы: В.В.Алеев (научный руководитель), Т.И.Науменко. Вот тематическое планирование уроков в 5 классе. Детям 11-12 лет.

Закономерности музыкального искусства: Интонация. Музыкальная речь. Музыкальные и речевые интонации. Выразительность и изобразительность. Общее представление об основных средствах музыкальной выразительности. Мелодия. Ритм. Темп. Динамика. Тембр. Лад. Всеобщность музыкального языка. Музыкальный образ. Музыкальная драматургия. Развитие музыки. Основные приемы музыкального развития.

Виды музыки: Музыка вокальная и инструментальная. Музыка сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса и хоры. Музыкальные инструменты. Оркестр и его разновидности. Музыка симфоническая и театральная; вокально- инструментальная и камерно- инструментальная.

Жанры и формы музыки: Песня, романс. Многообразие музыкальных форм. Одночастные, двухчастные и трехчастные формы. Вариации. Рондо. Концерт. Сюита. Кантата. Сонатно-симфонический цикл. Опера. Балет. Симфония.

Музыкальная классика: Музыка различных исторических эпох. Духовная музыка. Западноевропейская музыкальная культура. Русская музыкальная культура. Народно-песенные истоки русской профессиональной музыки. Национальные школы в музыкальном искусстве. Творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов».

Как видно, очень насыщенно т глубоко, возникает один вопрос – что учащиеся изучали в младшей школе на уроках музыки, если еще в 5 классе им нужно объяснять темы: «Интонация. Музыкальная речь. Музыкальные и речевые интонации. Выразительность и изобразительность. Общее представление об основных средствах музыкальной выразительности. Мелодия. Ритм. Темп. Динамика. Тембр. Лад. Всеобщность музыкального языка. Музыкальный образ. Песня, романс. Многообразие музыкальных форм. Одночастные, двухчастные и трехчастные формы. Вариации. Рондо»? Как практикующий педагог, могу с уверенностью сказать, что современные ученики просто нуждаются в интересных и емких понятиях, яркой, пускай сложной, но интересной музыке!

Вот темы для уроков, которые выдвигают авторы на уроках пред учениками 7 класса:

«1.   Содержание в музыке (4 часа).

«Магическая единственность» музыкального произведения; Музыку трудно объяснить словами; Что такое музыкальное содержание.

2. Каким бывает музыкальное содержание (4 часа).

Музыка, которую необходимо объяснить словами; Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского; «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада»; Когда музыка не нуждается в словах.

3. Музыкальный образ (3 часа).

Лирические образы в музыке; Драматические образы в музыке; Эпические образы в музыке.

4. О чем рассказывает музыкальный жанр (4 часа).

«Память жанра»; Такие разные песни, танцы, марши.

5. Что такое музыкальная форма (4 часа).

«Сюжеты» и герои» музыкальной формы; «Художественная форма – это ставшее зримым содержание»; От целого к деталям. Национальный компонент. Женщина, потрясшая мир – С. Губайдуллина.

6. Музыкальная композиция (8 часов).

Какой бывает музыкальная композиция; Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период); Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма); Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина – Глинки; Многомерность образа в форме рондо; Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича (вариации).

7. Музыкальная драматургия (7 часов).

Музыка в развитии; Музыкальный порыв; Движение образов и персонажей в оперной драматургии; Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»; Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии».

Из этого списка очень многие темы уже давно устарели для 7 класса, точнее говоря, данный материал необходимо было дать понять и прочувствовать еще в младшей школе. Вот они: «Такие разные песни, танцы, марши», «Что такое музыкальное содержание», «Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского», «Восточная» партитура Н.Римского-Корсакова «Шехеразада», «Лирические образы в музыке», «Драматические образы в музыке», «Эпические образы в музыке», «Что такое музыкальная форма», «Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период), «Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма), «Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина – Глинки, «Многомерность образа в форме рондо», «Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь». Современные ученики уже в первом классе услышат и увидят всё и все образы в музыке П.И.Чайковского «На тройке». Третьеклассники с увлечением усвоят большую часть этого содержания. Программа с очень серьезным содержанием не учитывает возрастные психологические и умственные особенности учащихся.

Рассмотрим программу «Музыка», которая составлена на основании Государственного стандарта начального образования под редакцией Д.Б.Кабалевского. Авторы: В.О.Усачева, Л.В.Школяр, В.А. Школяр. Составители программы предлагают учащимся 5 класса понять и полюбить музыку жанров кантаты, оперы и балета. При этом на каждый жанр по одному уроку. Следуя этой программе, ученики 8 класса в конце года должны за 1 час успеть понять и полюбить музыку в стиле джаз, за 1 час – мюзикл, за 1 час – оперетту, за 1 час – рок-оперу. Зачем же рекомендовать учителям работать по такой программе, результатом работы с которой будет отсутствие результата?

Исследование современных программ показало, что в преподавании музыки в современной школе серьезно не хватает фундаментальности, углубленного изучения темы. В связи с этим беседы о полезности, жизненной необходимости музыкальных произведений или произведений искусства неэффективны, да и невозможны, т.к. ученик не в состоянии в течение 1-2 уроков объять необъятное, понять замысел автора, сделать серьезные выводы. Темы уроков зачастую не продуманы, не связаны между собой, без линии развития. Урочная тематика не учитывает потребностей современного общества, жизни. Создатели программ давно не общались с учащимися, иначе не было бы столь примитивных и поверхностных тем в старших и младших классах, или, наоборот, в силу возрастных особенностей еще слишком сложных и непонятых. Конечно, очень не хватает второго часа, который дал бы возможность расширить слушательский репертуар, серьезно заниматься вокально-хоровой работой, глубже и полезнее дать возможность познакомиться с нотной грамотой, а при глубоком отношении к азбуке нот тема «Интонация» стола бы практической - глядишь, людей искусства стало бы больше.

В таком изложении искусство в душе ученика не оставит никакого следа, не заставит задуматься о жизни своей, страны. При таком поверхностном подходе к обучению ни о каком воспитании не может быть и речи, т.к. процесс воспитания продуманный, цельный и кропотливый, и урок в таком виде даст один результат – равнодушие к самому уроку, школе, людям и к жизни.

 

Домашнее задание:

конспект урока музыки по программе Е. Д. Критской, класс любой

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: