Область применения стандарта

СТАНДАРТ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИ НКО.

Методические рекомендации по применению

Рабочая группа экспертов: Эльвира Алейниченко, Вячеслав Бахмин, Иван Бегтин, Александра Болдырева, Ольга Евдокимова, Ирина Ефремова-Гарт, Дмитрий Поликанов.

Организовано: АНО “Информационная культура” и Ассоциацией грантодающих организаций «Форум Доноров» при поддержке Фонда Кудрина по развитию гражданских инициатив

ТЕЗАУРУС

Прозрачность – это открытость и доступность информации об организации, достаточной для понимания ее стейкхолдерами того зачем существует организация, как она управляется, какие используются инструменты, предпринимаются усилия для достижения целей, чем обусловлен этот выбор, кем и с помощью каких ресурсов, какие понятные, измеримые и очевидные результаты получаются.

Информационная открытость – доступность информации об организации, в соответствии с предлагаемым стандартом

Страница раскрытия – страница с информацией об организации на порталах, агрегирующих информацию об НКО (федерального, регионального или муниципального уровней) в соответствии с данным стандартом.

ОБРАЩЕНИЕ ГРУППЫ РАЗРАБОТЧИКОВ:

Разговор о необходимости развития культуры информационной открытости как некоммерческих организаций, так и грантодающих структур, об определении более четких ориентиров и стандартов следования принципам прозрачности и открытости ведется не первый год. Доверие общества к некоммерческим организациям – один из ключевых факторов их успешной деятельности, фундамент эффективной реализации миссии и целей. Однако очень трудно доверять тому, с чем практически не знаком: нам важно понимать, что делает та или иная организация, для чего она была создана, кому и как оказывает помощь. Поэтому каждый раз, поднимая вопрос доверия, речь заходит о прозрачности.

Прозрачность - это доступность информации об организации, достаточной для понимания ее стейкхолдерами того, что и почему предпринимается для достижения целей. Прозрачность становится одним из базовых принципов коммуникации организации с внешней средой, обеспечивая обратную связь и развитие. Именно от доступности информации об организации во многом зависит доверие общества и государства к некоммерческому сектору в целом, а значит и его поддержка, а также личное участие граждан. Определение понятия «прозрачности» организации формируется постепенно, расширяясь и трансформируясь вместе с развитием сектора.

Активизация дискуссий на эту тему, возрастающая готовность сектора к следованию принципам прозрачности и отчетности (число публичных годовых отчетов, поступивших на конкурс «Точка отсчёта», возросло в 2017 году в 2 раза по сравнению с последним годом проведения – 2013), особое внимание к информационной открытости НКО крупнейших грантодающих структур (Фонд президентских грантов, Комитет общественных связей г.Москвы) свидетельствует о том, что назрела необходимость в формализации стандартов информационной открытости и включении их в повседневную практику саморегулирования сектора. И очень важно, чтобы эти стандарты были инициированы сектором изнутри, стали элементом его саморегулирования, а не жестко закрепленными законодательством нормами.

В данной рабочей версии документа сформулированы предлагаемые стандарты информационной открытости деятельности некоммерческих организаций и грантодающих структур. Мы приглашаем экспертное сообщество к живому обсуждению этих предложений с целью сформировать позицию, разделяемую большинством лидеров мнений в секторе, и предложить их в качестве ориентира для тех организаций, которые считают информационную открытость необходимой составляющей своей деятельности. Мы рассчитываем, что будет создана официальная коалиция организаций, разделяющих данный стандарт и придерживающихся в своей деятельности предложенных рекомендаций.

Предполагается дополнительная разработка программного обеспечения, позволяющего автоматизировано агрегировать информацию с сайтов и страниц раскрытия НКО на единый Портал, что должно минимизировать усилия НКО по соблюдению стандарта

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………………2

Область применения стандарта………………………………………………………………...3

Разделы стандарта……………………………………………………………………………….3

Сведения о некоммерческой организации

1-й уровень открытости (базовый)…………………………………………………………...4

2-й уровень открытости (расширенный)…………………………………………………….5

3-й уровень открытости (полный)……………………………………………………………7

Сведения об участниках процесса открытого конкурсного и внеконкурсного финансирования …………………………………………………………………………………8

Паспорт проекта………………………………………………………………………………….8

Приложение № 1………………………………………………………………………………..10

 

ВВЕДЕНИЕ

Открытость некоммерческих организаций в последние годы стала одной из ключевых тем в обеспечении прозрачности распределения как государственных средств, так и средств частных доноров. Одним из подходов к обеспечению прозрачности является выработка общих принципов информационной открытости.

 Данный стандарт представляет базовые требования, применимые к некоммерческим организациям любого вида и типа. Дальнейшее его развитие предполагает учет специфики деятельности организаций, их организационно-правовых форм и требований, накладываемых этими факторами.

Цель стандарта – сформулировать разделяемые основной частью сообщества и рекомендуемые к применению требования к информационной открытости деятельности НКО, позволяющие обеспечить необходимую для значимого внешнего окружения прозрачность деятельности сектора на основе саморегулирования.

 

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СТАНДАРТА

Применение стандарта предполагается для всех некоммерческих организаций, готовых добровольно обеспечивать собственную прозрачность.

 Следование стандарту осуществляется через размещение необходимой информации в сети интернет на сайтах организации либо странице раскрытия – странице с информацией об организации на порталах, агрегирующих информацию об НКО (федерального, регионального или муниципального уровней) в соответствии с данным стандартом.

Для систематизации сведений об организациях, добровольно придерживающихся требований стандарта, создается портал ____. В случае, если об организации уже размещена информация в сети интернет, на данном портале организация заполняет структурированную специальным образом «Карточку организации» с указанием ссылок на конкретные интернет страницы, где размещена та или иная информация. Если организация ранее нигде не публиковала о себе информацию в открытых источниках сети интернет, она имеет возможность заполнить на портале «Карточку организации» актуальной информацией и получить тем самым собственную страницу раскрытия в соответствии со стандартом.

Размещение информации в «Карточке организации» автоматически включает организацию в агрегированный на портале ___список организаций, добровольно придерживающихся стандарта информационной открытости с присвоением статуса «информация предоставлена». Организация получает соответствующий электронный баннер для размещения на своем сайте, если таковой имеется. В случае, если организация планирует получить заверение экспертов о соответствии предоставленной информации стандарту, она может отправить соответствующий запрос. После экспертной проверки организации присваивается статус «информация проверена». Организация получает соответствующий электронный баннер для размещения на своем сайте, если таковой имеется.

Разделы стандарта

1) Сведения о некоммерческой организации – предлагается для некоммерческих организаций любого типа. Предполагает один из трех уровней предоставления информации на сайте организации либо на страницах раскрытия в сети интернет, каждый из последующих уровней включает предыдущие.

2) Сведения об участниках процесса открытого конкурсного и внеконкурсного финансирования – является дополнительным к первому и предлагается для использования организациями-донорами, а также государственными и муниципальными структурами, осуществляющими открытое конкурсное финансирование некоммерческих организаций, и организациями-получателями средств.

В частности, данный раздел стандарта рекомендован для использования органами государственной и муниципальной власти или специально созданными структурами, финансирующими некоммерческие организации за счет государственных и муниципальных средств через открытый конкурсный процесс, а также любыми финансирующими структурами и их получателями при открытом 4 внеконкурсном финансировании уставной деятельности организации и/или её административных расходов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: