На месте, где в наши дни стоит лишь пароход «Н.В. Гоголь», работал речной вокзал

 

Продолжим наши прогулки по бывшему Второму участку Молотовска-Северодвинска (начало см. в «ВС» №2 от 20 января). Сегодня перед нами улица Первых Причалов.

Она расположена на берегу Бычьей протоки. Собственно, протокой эта часть акватории была до начала 1950-х годов, когда в связи со строительством железобетонного моста на остров Ягры была отсыпана земляная дамба между Большим Чаячьим островом и материковой частью. Тогда Бычья протока превратилась в затон, открытый для судоходства со стороны дельты Северной Двины и перекрытый со стороны устья.

 

По генеральному плану Северодвинска 1959 года здесь должен был быть организован благоустроенный участок пассажирской пристани с речным вокзалом, привокзальной площадью, конечной остановкой рейсового автобуса. И пристань в 1950-1970-е годы действовала. Правда, не в таком масштабе, как предполагалось. На берегу реки был поставлен дебаркадер. В навигацию между Архангельском и Молотовском-Северодвинском ходили небольшие теплоходы. С конца 1950-х годов на линию вышли теплоходы «Москвич». «Москвичи» не получали собственные названия, для их идентификации использовалась комбинация из буквы М и порядкового номера судна, например М-223, как на одной из фотографий, предлагаемых вниманию читателей.

 

Пока в 1968 году не была открыта автомобильная трасса на Архангельск, сообщение с ним по воде в летний период очень популярно и удобно. Около трёх часов – и ты на месте, в областном центре, минуя обязательную для железнодорожного транспорта пересадку на левом берегу Двины. Однако и в речном пассажирском сообщении случались накладки. Бывали случаи, когда расписание не совпадало с приливами-отливами. Даже небольшой теплоход был вынужден ждать большой воды, чтобы причалить к дебаркадеру. Пассажиры возвращались домой гораздо позже намеченного времени.

 

Сейчас на улице Первых Причалов можно увидеть только колёсный пароход «Н.В. Гоголь» и рыбаков-любителей.

 

Да и само название улицы, строго говоря, не вполне соответствует действительности. Самые первые причалы посёлка Судострой, к которым подходили пароходы в первую навигацию, располагались ближе к Николо-Корельскому монастырю. Там же, у причалов, стояли две баржи, используемые под различные административные помещения. Вскоре был построен речной вокзал, изображения которого часто можно встретить на просторах Интернета и в краеведческой литературе.

 

Однако территорию около Николо-Корельского монастыря всё активнее использовал под свои нужды растущий завод, и в 1945 году существующая пристань была снесена. Несколько лет оборудованной речной пристани город не имел. И только в начале 1950-х годов была построена новая, но, как уже писалось выше, на берегу Бычьей протоки.

 

Анастасия ЦВЕТКОВА, научный сотрудник городского краеведческого музея

 


 

 

Родом со второго участка…»

24.01.2016

 

Второй участок. Конец 1930-х годов. Фото из фондов СКГМ

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: