Как на горке, на горе

Как на горке, на горе,

Как на горке, на горе,

На широком на дворе,

Кто на санках,

Кто на лыжах.

Кто повыше,

Кто пониже,

Кто потише,

Кто с разбегу,

Кто по льду,

А кто по снегу.

С горки – ух, (понижаем голос, как будто съезжаем)

На горку – ух! (повышаем голос, как будто поднимаемся на гору)

Бух!

Захватывает дух!

(А.Прокофьева)

Читая выразительно стихотворение, старайтесь передать настроение.

Прочитать тихо, чуть громче, громко.

Увидел грачавесну встречай.

Произнесите, повышая и понижая голос, выделяя подчёркнутые слова.

Тон голоса – это эмоциональная окраска речи, которая помогает лучше передать свои и авторские чувства, отношение к тому, о чём говоришь или читаешь.

Прочитайте выразительно, выберите эмоциональную окраску для первых строк стихотворения (радость, сожаление, удивление). Сделайте выбор с позиций двух следующих строчек.

Быстро лето пролетело,

Наступил учебный год,

Но и осень нам немало

Дней хороших принесёт.

(В.И. Лебедев – Кумач)

Скажите «здравствуйте» с оттенком удивления, недоумения, радости, равнодушия, уверенности, возмущения.

Игра «Чья интонация богаче?»

Произнести фразу «иди сюда», стараясь не повторять ранее звучащую интонацию. Упражнение развивает и умение различать оттенки интонационного рисунка партнёра.

Чтение одного и того же предложения с интонацией вопроса, просьбы, одобрения, осуждения, порицания и других эмоциональных оттенков голоса.

 

Литература:

1. Кубасова О.В. Выразительное чтение. – М., 2001.

2.Одегова В.Ф. Развитие способности к чтению на уроках родного языка в начальной школе. – Н. Новгород, 1998

3.Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя. – М., «Аркти», 1999.

 

«РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ»

 

Методическое пособие для руководителей

Любительских театральных коллективов.

 

Составитель: Каныгина Галина Александровна,

педагог доп. образования,

художественный руководитель

образцового театра-студии «Кулиска».

 

. Сосновоборск, 2010 год.

 

 

I. «Разминка». Элементы аутотренинга.

Цель: Подготовить организм к работе, освободить от мышечных зажимов для ощущения полной свободы мышц, участвующих в процессе дыхания, звукообразования, артикуляции.

Упр.1. «Вспомнить – вообразить»

а) Вспомнить и вдохнуть запах моря (работает нижняя часть лёгких);

б) Вспомнить, представить, вообразить запах луга, клевера и т.д. (средняя часть лёгких);

в) Вспомнить (вообразить!) и вдохнуть запах гор (верхняя часть).

Упр. 2. «Сломались – растаяли»

а) Зажали ступни ног, голень, бёдра, подтянули ягодицы, напрягли мышцы рук, позвоночник и шею, лицо, после этого на вдохе руки через сопротивление пошли вверх, затем сразу «сломалось» одновременно с выдохом всё тело. При выдохе можно использовать звук «ха!»;

б) То же самое сначала, только на выдохе не «сломались», а «растаяли».

(Упр. Выполняется 5-6 раз).

Упр.3. «Разминка рук»

Всевозможные плавные манипуляции как кистей рук, так и работа рук «от локтя» и от «плеча». Работа и пластика пальцев рук связана с подвижностью голосовых связок!

(Упр. на «пластику рук».

Упр. 4. «Магнит» (2 варианта)

1.Работа в парах – один «магнит», другой – «кусочек железа». «Магнит» вытянутыми руками пытается «железо» заставить двигаться в различных положениях: сначала голова (освобождаем мышцы шеи), затем всё тело (вверх, вниз, в стороны).

2. То же самое выполняется с группой. Руководитель – «магнит», остальные – «кусочки железа» или гвозди.

Упр.5. «Булочник»

Исходный звук «М». Работа в парах.

Один садится на пол «тесто» - тело совершенно свободно, лёгкое, воздушное, как тесто, и «булочники» начинают месить», а потом уже и «лепить» человека. Затем меняются местами. Можно подключить звук «М». Следить за тем, чтобы челюсти были разомкнуты, но рот закрыт.

Упр. 6 «Шарик»

Исходный звук «Х»

У вас внутри шарик, куда он движется, та часть тела выпирает со звуком «Х» (при движении шарика тренируется длинный выдох со звуком, при остановке – короткий).

Упр. 7. «Водоросли»

Исходный звук – любой из сонорных.

Лежите на полу, руководитель даёт команду – идёт волна сбоку, сзади, спереди и т.д. Руки, ноги, тело реагируют на течение волны.

Упр. 8. «Свечки»

Исходный звук «Л» (раскрепощение плечевого пояса).

На ладошках воображаемые свечки. Не погасив их, выворачиваем руки вперёд, назад, в стороны со звуком «Л». Поднося к лицу, делаем короткий вдох и пробуем задуть их со звуком «Ф».

Упр.9. «ЭТАЖИ»

Плечи «подняли» на 1 этаж, 2, 3, 4, 5 в различных вариантах и различной последовательности, в дальнейшем можно подключить звук (сонорный) или любое звукосочетание с обильными гласными (алга, амма, анна)

Упр. 10 «ПРЕВРАЩЕНИЯ»

Даётся задание: «Я превращаюсь» в

- лакированный ботинок;

- рваный тапочек:

- хрустальную вазу;

- Ваньку-встаньку;

- Матрёшку деревянную;

- Варежку- накрывашку на заварник;

- мыльный пузырь и т.д.

Задача: почувствовать внутреннее состояние предмета и выразить его в пластике.

II. АРТИКУЛЯЦИЯ

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ

1. Опускание нижней челюсти «АМ»;

2. «Обезьянки» - челюсть вперёд – назад;

3. «Пила» - челюсть вправо- влево (плавно и медленно);

4. «Жернова» - круговые движения челюсти;

5. «Велосипед» - челюсть вперёд, вниз, вверх (по кругу), имитирующее движение педалей велосипеда.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ

1. «Арлекин» - губы в трубочку, затем в стороны «на улыбку»;

2. «Маятник» - губы в трубочку вперёд, затем отвести в сторону до предела, зафиксировать, затем в другую сторону;

3. «Мельница» - губы трубочку, круговые движения в одну, затем в другую сторону;

4. «Птенец» - одними губами, вытянутыми вперёд, произнести «Пить»;

5. «Бабушка» - натянуть губы на зубы, расслабить, снова повторить.

6. «К носу – к подбородку» - поочерёдно: верхняя губа к носу, открыть зубы, нижняя к подбородку – открыть зубы.

7. «Хоботок» - вытянуть губы хоботком, напрячь, затем расслабить. Подражаю я слону – губы хоботком тяну,

А теперь их опускаю и на место возвращаю.

Губы не напряжены и расслаблены.

8. «Лягушки» - движение губ соответствует артикуляции звука «и». Тянем губы прямо к ушкам,

Потяну – перестану и нисколько не устану!

Губы не напряжены и расслаблены.

9. «Орешек» - представим, что разгрызаем орешек, крепко сжаты зубы, челюсти напряжены. Разжать челюсти, рот приоткрыть, всё расслабить.

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

1. «Жало» - резко высунуть и спрятать кончик языка;

2. Круговые движения по альвеолам в одну стороны;

3. «Уколы» щёк языком;

4. «Стук» - со звуком Т постучать о стенки зубов, убыстряя удары;

5. «Леденец» - кончиком языка проводим от верхних зубов по нёбу до горла;

6. «Цокот» - пощёлкать языком;

7. «Трубочка – чашечка – ребро» - поставить соответственно язык;

8. «Зевающий лев» - высунуть язык полностью, чтобы потянулся корень языка и спрятать;

9. Пожевать язык; 10. Кончиком языка своё имя;

11. «Детский сад»- произвольное «болтание» языком со звуком.

 

 

III. ГЛАСНЫЕ ФОНЕМЫ

ТАБЛИЦА ГЛАСНЫХ

 

И – Э – А – О – У – Ы

 

И – Е – Я – Ё – Ю – И

И – Руки в стороны, ладони вверх - И

Губы растянуты в улыбке, зубы обнажены, между зубами

меньше мизинца, кончик языка у нижних зубов.

 

Э -Ладони в стороны, как бы раздвигают - Е

Губы растянуты меньше, форма овала, зубы слегка

обнажены, между ними большой палец, кончик языка

у нижних зубов.

 

А -Ладони показывают круг, но не сомкнуты – Я

Челюсть слегка опущена, между зубами два пальца, язык

лежит плоско, кончик у нижних зубов.

 

О -Ладони показывают круг, сомкнуты- Ё

Губы чуть выдвинуты вперёд и закруглены,

кончик языка слегка отходит от нижних зубов.

У- Ладони вверх и руки выбрасывают их вверх- Ю

Губы сильно выдвинуты вперёд, закруглены виде

воронки, язык ещё больше отходит назад.

 

Ы -Руки в стороны, ладони вверх - И

Речевой аппарат, как при И, но язык отходит от нижних

зубов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: