Как на горке, на горе,
Как на горке, на горе,
На широком на дворе,
Кто на санках,
Кто на лыжах.
Кто повыше,
Кто пониже,
Кто потише,
Кто с разбегу,
Кто по льду,
А кто по снегу.
С горки – ух, (понижаем голос, как будто съезжаем)
На горку – ух! (повышаем голос, как будто поднимаемся на гору)
Бух!
Захватывает дух!
(А.Прокофьева)
Читая выразительно стихотворение, старайтесь передать настроение.
Прочитать тихо, чуть громче, громко.
Увидел грача – весну встречай.
Произнесите, повышая и понижая голос, выделяя подчёркнутые слова.
Тон голоса – это эмоциональная окраска речи, которая помогает лучше передать свои и авторские чувства, отношение к тому, о чём говоришь или читаешь.
Прочитайте выразительно, выберите эмоциональную окраску для первых строк стихотворения (радость, сожаление, удивление). Сделайте выбор с позиций двух следующих строчек.
Быстро лето пролетело,
Наступил учебный год,
Но и осень нам немало
Дней хороших принесёт.
(В.И. Лебедев – Кумач)
Скажите «здравствуйте» с оттенком удивления, недоумения, радости, равнодушия, уверенности, возмущения.
Игра «Чья интонация богаче?»
Произнести фразу «иди сюда», стараясь не повторять ранее звучащую интонацию. Упражнение развивает и умение различать оттенки интонационного рисунка партнёра.
Чтение одного и того же предложения с интонацией вопроса, просьбы, одобрения, осуждения, порицания и других эмоциональных оттенков голоса.
Литература:
1. Кубасова О.В. Выразительное чтение. – М., 2001.
2.Одегова В.Ф. Развитие способности к чтению на уроках родного языка в начальной школе. – Н. Новгород, 1998
3.Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя. – М., «Аркти», 1999.
«РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ»
Методическое пособие для руководителей
Любительских театральных коллективов.
Составитель: Каныгина Галина Александровна,
педагог доп. образования,
художественный руководитель
образцового театра-студии «Кулиска».
. Сосновоборск, 2010 год.
I. «Разминка». Элементы аутотренинга.
Цель: Подготовить организм к работе, освободить от мышечных зажимов для ощущения полной свободы мышц, участвующих в процессе дыхания, звукообразования, артикуляции.
Упр.1. «Вспомнить – вообразить»
а) Вспомнить и вдохнуть запах моря (работает нижняя часть лёгких);
б) Вспомнить, представить, вообразить запах луга, клевера и т.д. (средняя часть лёгких);
в) Вспомнить (вообразить!) и вдохнуть запах гор (верхняя часть).
Упр. 2. «Сломались – растаяли»
а) Зажали ступни ног, голень, бёдра, подтянули ягодицы, напрягли мышцы рук, позвоночник и шею, лицо, после этого на вдохе руки через сопротивление пошли вверх, затем сразу «сломалось» одновременно с выдохом всё тело. При выдохе можно использовать звук «ха!»;
б) То же самое сначала, только на выдохе не «сломались», а «растаяли».
(Упр. Выполняется 5-6 раз).
Упр.3. «Разминка рук»
Всевозможные плавные манипуляции как кистей рук, так и работа рук «от локтя» и от «плеча». Работа и пластика пальцев рук связана с подвижностью голосовых связок!
(Упр. на «пластику рук».
Упр. 4. «Магнит» (2 варианта)
1.Работа в парах – один «магнит», другой – «кусочек железа». «Магнит» вытянутыми руками пытается «железо» заставить двигаться в различных положениях: сначала голова (освобождаем мышцы шеи), затем всё тело (вверх, вниз, в стороны).
2. То же самое выполняется с группой. Руководитель – «магнит», остальные – «кусочки железа» или гвозди.
Упр.5. «Булочник»
Исходный звук «М». Работа в парах.
Один садится на пол «тесто» - тело совершенно свободно, лёгкое, воздушное, как тесто, и «булочники» начинают месить», а потом уже и «лепить» человека. Затем меняются местами. Можно подключить звук «М». Следить за тем, чтобы челюсти были разомкнуты, но рот закрыт.
Упр. 6 «Шарик»
Исходный звук «Х»
У вас внутри шарик, куда он движется, та часть тела выпирает со звуком «Х» (при движении шарика тренируется длинный выдох со звуком, при остановке – короткий).
Упр. 7. «Водоросли»
Исходный звук – любой из сонорных.
Лежите на полу, руководитель даёт команду – идёт волна сбоку, сзади, спереди и т.д. Руки, ноги, тело реагируют на течение волны.
Упр. 8. «Свечки»
Исходный звук «Л» (раскрепощение плечевого пояса).
На ладошках воображаемые свечки. Не погасив их, выворачиваем руки вперёд, назад, в стороны со звуком «Л». Поднося к лицу, делаем короткий вдох и пробуем задуть их со звуком «Ф».
Упр.9. «ЭТАЖИ»
Плечи «подняли» на 1 этаж, 2, 3, 4, 5 в различных вариантах и различной последовательности, в дальнейшем можно подключить звук (сонорный) или любое звукосочетание с обильными гласными (алга, амма, анна)
Упр. 10 «ПРЕВРАЩЕНИЯ»
Даётся задание: «Я превращаюсь» в
- лакированный ботинок;
- рваный тапочек:
- хрустальную вазу;
- Ваньку-встаньку;
- Матрёшку деревянную;
- Варежку- накрывашку на заварник;
- мыльный пузырь и т.д.
Задача: почувствовать внутреннее состояние предмета и выразить его в пластике.
II. АРТИКУЛЯЦИЯ
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ
1. Опускание нижней челюсти «АМ»;
2. «Обезьянки» - челюсть вперёд – назад;
3. «Пила» - челюсть вправо- влево (плавно и медленно);
4. «Жернова» - круговые движения челюсти;
5. «Велосипед» - челюсть вперёд, вниз, вверх (по кругу), имитирующее движение педалей велосипеда.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ
1. «Арлекин» - губы в трубочку, затем в стороны «на улыбку»;
2. «Маятник» - губы в трубочку вперёд, затем отвести в сторону до предела, зафиксировать, затем в другую сторону;
3. «Мельница» - губы трубочку, круговые движения в одну, затем в другую сторону;
4. «Птенец» - одними губами, вытянутыми вперёд, произнести «Пить»;
5. «Бабушка» - натянуть губы на зубы, расслабить, снова повторить.
6. «К носу – к подбородку» - поочерёдно: верхняя губа к носу, открыть зубы, нижняя к подбородку – открыть зубы.
7. «Хоботок» - вытянуть губы хоботком, напрячь, затем расслабить. Подражаю я слону – губы хоботком тяну,
А теперь их опускаю и на место возвращаю.
Губы не напряжены и расслаблены.
8. «Лягушки» - движение губ соответствует артикуляции звука «и». Тянем губы прямо к ушкам,
Потяну – перестану и нисколько не устану!
Губы не напряжены и расслаблены.
9. «Орешек» - представим, что разгрызаем орешек, крепко сжаты зубы, челюсти напряжены. Разжать челюсти, рот приоткрыть, всё расслабить.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА
1. «Жало» - резко высунуть и спрятать кончик языка;
2. Круговые движения по альвеолам в одну стороны;
3. «Уколы» щёк языком;
4. «Стук» - со звуком Т постучать о стенки зубов, убыстряя удары;
5. «Леденец» - кончиком языка проводим от верхних зубов по нёбу до горла;
6. «Цокот» - пощёлкать языком;
7. «Трубочка – чашечка – ребро» - поставить соответственно язык;
8. «Зевающий лев» - высунуть язык полностью, чтобы потянулся корень языка и спрятать;
9. Пожевать язык; 10. Кончиком языка своё имя;
11. «Детский сад»- произвольное «болтание» языком со звуком.
III. ГЛАСНЫЕ ФОНЕМЫ
ТАБЛИЦА ГЛАСНЫХ
И – Э – А – О – У – Ы
И – Е – Я – Ё – Ю – И
И – Руки в стороны, ладони вверх - И
Губы растянуты в улыбке, зубы обнажены, между зубами
меньше мизинца, кончик языка у нижних зубов.
Э -Ладони в стороны, как бы раздвигают - Е
Губы растянуты меньше, форма овала, зубы слегка
обнажены, между ними большой палец, кончик языка
у нижних зубов.
А -Ладони показывают круг, но не сомкнуты – Я
Челюсть слегка опущена, между зубами два пальца, язык
лежит плоско, кончик у нижних зубов.
О -Ладони показывают круг, сомкнуты- Ё
Губы чуть выдвинуты вперёд и закруглены,
кончик языка слегка отходит от нижних зубов.
У- Ладони вверх и руки выбрасывают их вверх- Ю
Губы сильно выдвинуты вперёд, закруглены виде
воронки, язык ещё больше отходит назад.
Ы -Руки в стороны, ладони вверх - И
Речевой аппарат, как при И, но язык отходит от нижних
зубов.