Инструктивная карточка для группы №1

Тема: «Кислоты неорганические и органические»

Цель: Систематизировать и обобщить знания о номенклатуре, классификации и свойствах неорганических и органических кислот, их роли в повседневной жизни человека.

Задачи:

Образовательные: выработать представление о наличие общих химических свойств кислот.

Развивающие: развить умения пользоваться лабораторным оборудованием, проводить химический эксперимент, работать со справочной литературой, анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы, умения работать в группе, совершенствовать умения учащихся применять знания на практике.

Воспитательные: воспитать самостоятельность, аккуратность, ответственность.

Ход урока.

Курс химии 11 класса предполагает обобщение, систематизацию и углубление ранее полученных знаний. Сегодня мы будем с вами говорить об удивительных веществах, с которыми очень часто встречаемся в своей повседневной жизни. Начнём урок с разминки. Я буду задавать вам вопросы, а вы постарайтесь быстро на них отвечать.

Разминка

1.Она образуется в мышцах при интенсивной работе (молочная кислота)

2.Она слабая, но является сильным ядом; содержится в ядрышках слив, вишен, семенах яблок и черемухи (синильная)

3.Ее используют для изготовления сухих супов, киселей, так как она способна обволакивать частички и не давать им склеиваться друг с другом (кремниевая)

4.Она является пластификатором, поэтому применяется для приготовления лака для ногтей, лака для волос (лимонная)

5.Она – отличный консервант, в большом количестве содержится в клюкве и бруснике, поэтому они могут очень долго храниться без дополнительных условий (бензойная)

6.Она является природным витамином С (аскорбиновая)

7. Ее содержат помидоры (салициловая)

8.Мухоморы содержат эту кислоту; лоси, поедая мухоморы, излечиваются от внутренних паразитов (иботеновая)

9. Является важным ингредиентом популярной Кока-колы. Она приятного вкуса и ее используют для приготовления мармелада, пастилы (ортофосфорная).

10. Известный датский физик лауреат Нобелевской премии Нильс Бор в 1943 году, спасаясь от гитлеровских оккупантов, вынужден был покинуть Копенгаген. Но у него хранились две золотые Нобелевские медали его коллег- немецких физиков-антифашистов Джеймса Франка и Макса фон Лауэ (медаль самого Бора была вывезена из Дании раньше). Не рискуя взять медали с собой, учёный растворил их в «царской водке» и поставил ничем не примечательную бутылку подальше на полку, где пылилось много таких же бутылок и пузырьков с различными жидкостями. Что такое «царская водка»? (смесь азотной и соляной кислот 1:3) Вернувшись после войны в свою лабораторию, Бор прежде всего нашёл драгоценную бутылку. По его просьбе сотрудники выделили из раствора золото и заново изготовили две медали. Учитель: О чём сегодня на уроке пойдёт речь?

Записываем тему урока (презентация). Эпиграфом к нашему уроку я взяла следующие слова: «Я слушаю - и забываю, вижу- и запоминаю, я делаю- и понимаю». Давайте попробуем составить портрет кислоты. Удивительный факт: ботаникам известно более восьмисот видов растений, вырабатывающих синильную кислоту и использующих ее как оружие межвидовой борьбы. И муравьи, и крапива содержат муравьиную кислоту, которая при соприкосновении сильно обжигают кожу. Некоторые жуки выстреливают парами серной кислоты. Какое свойство кислот положено в основу их названия? Да, кислый вкус.

Сегодня мы с вами будем работать в группах. В каждой группе назначим одного ученика в качестве консультанта. Группа получает задание, после выполнения которого члены группы отчитываются о проделанной работе. При выполнении заданий вы можете воспользоваться справочной литературой, различными пособиями, которые лежат у вас на столах. Задание 1 группе. Дайте определение понятия «кислоты», исходя из их состава, с точки зрения теории электролитической диссоциации. ( Кислоты – это сложные вещества, имеющие в своем составе водород, способный замещаться на металл. Кислоты – электролиты, которые при диссоциации образуют катионы только одного типа – гидратированные ионы водорода).Учитель добавляет: в 1923 году появилась протолитическая теория кислот и оснований Брёнстеда – Лаури, которая расширила представление о кислотах. Согласно этой теории кислоты – это молекулы или ионы, которые являются в данной реакции донорами катионов водорода, то есть отдают их (презентация).

Задание 2 группе. Все существующие ныне кислоты неорганические и органические классифицируют. По таблице на стр. 182 учебника расскажите

1) По каким признакам классифицируют кислоты?

2) Какие группы кислот выделяют?

3) Приведите примеры (презентация).

Задание 3 группе. Перечислите известные вам физические свойства кислот. Охарактеризуйте известные вам неорганические кислоты (презентация).

(По истечении нескольких минут группы отчитываются о своей работе, представляя найденную информацию, учащиеся делают записи в тетрадях. Одновременно представляем презентацию. Проводим небольшую викторину по распознаванию кислот.

1.Содержится в желудочном соке, в соленых огурцах. Применяется при дублении кожи, для подкисления безалкогольных напитков, ее соли называются лактатами.

2. В природе встречается в виде кислых солей калия и натрия в щавеле, кислице, лишайниках. Ее соли называют оксалатами.

3. Находится в выделениях желез муравьев, в иглах ели, в ворсинках жгучей крапивы и в поте животных

Учитель. Как видите, этот непростой рассказ о кислотах можно продолжать долго. Некоторые из них опасны для человека, но полезны в промышленности. Другие необходимы для жизнеобеспечения человека и присутствуют в пищевых продуктах. Есть кислоты, которые вырабатываются нашим организмом и необходимы для его жизнедеятельности (презентация).

Учитель. А теперь вспомним химические свойства кислот. Продолжаем работать в группах.

На партах находятся учебник, реактивы на подносе. Учащиеся в группах выполняют лабораторные опыты. Обращаем внимание на необходимость соблюдать правила безопасного поведения при обращении с веществами и лабораторным оборудованием.

Инструктивная карточка для группы №1.

Задание №1. Показать диссоциацию и изменение окраски индикатора на примере хлороводородной (HCI) и уксусной (CH3COOH) кислот. Налейте в 2 пробирки по 1 мл хлороводородной (HCI) и уксусной (CH3COOH) кислот, добавьте в каждую пробирку по капле индикатора- метилового оранжевого. Обратите внимание на изменение окраски индикатора в растворах кислот. Запишите уравнения диссоциации кислот, сделайте вывод.

Задание № 2. Показать взаимодействие этих кислот с металлами, стоящими в ряду напряжения до водорода(Zп – цинком), провести химическую реакцию: поместите в 2 пробирки по 2 гранулы цинка, прилейте по 1 мл кислот. Наблюдайте за происходящими изменениями в пробирках. Напишите уравнения происходящих реакций.

Повторите по учебнику(стр.183) особенности взаимодействия серной и азотной кислот с металлами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: