Инструктивная карточка для группы №2

Задание №1. Показать диссоциацию и изменение окраски индикатора на примере хлороводородной (HCI) и уксусной (CH3COOH) кислот. Налейте в 2 пробирки по 1 мл хлороводородной (HCI) и уксусной (CH3COOH) кислот, добавьте в каждую пробирку по капле индикатора- метилового оранжевого. Обратите внимание на изменение окраски индикатора в растворах кислот. Сделайте вывод. Задание №2. Проведите химические реакции хлороводородной (HCI) и уксусной (CH3COOH) кислот с оксидами металлов (оксидом цинка). Насыпьте в 2 пробирки небольшое количество оксида цинка и добавьте по 1 мл кислот. Наблюдайте за происходящими изменениями в пробирках. Напишите уравнения происходящих реакций.

Инструктивная карточка для группы №3.

Задание№1. Показать диссоциацию и изменение окраски индикатора на примере хлороводородной (HCI) и уксусной (CH3COOH) кислот. Налейте в 2 пробирки по 1 мл хлороводородной (HCI) и уксусной (CH3COOH) кислот, добавьте в каждую пробирку по капле индикатора- метилового оранжевого. Обратите внимание на изменение окраски индикатора в растворах кислот. Сделайте вывод.

Задание№ 2. Проведите химические реакции хлороводородной (HCI) и уксусной (CH3COOH) кислот с основаниями (NaOH- гидроксид натрия). Прилейте в 2 пробирки по 1 мл гидроксида натрия, добавьте по капле фенолфталеина, обратите внимание на изменение окраски индикатора, затем добавьте в каждую пробирку по 1мл хлороводородной (HCI) и уксусной (CH3COOH) кислот. Отметьте наблюдаемые явления, напишите уравнения реакций. Сделайте выводы.

Инструктивная карточка для группы №4.

Задание №1. Показать диссоциацию и изменение окраски индикатора на примере хлороводородной (HCI) и уксусной (CH3COOH) кислот. Налейте в 2 пробирки по 1 мл хлороводородной (HCI) и уксусной (CH3COOH) кислот, добавьте в каждую пробирку по капле индикатора- метилового оранжевого. Обратите внимание на изменение окраски индикатора в растворах кислот. Сделайте вывод. Задание № 2. Показать взаимодействие хлороводородной (HCI)и уксусной (CH3COOH) кислот с солями(CaCO3- карбонатом кальция). Налейте в 2 пробирки по 1 мл кислот, добавьте по кусочку карбоната кальция. Наблюдайте за происходящими изменениями в пробирках.

Напишите уравнения происходящих реакций. Сделайте вывод

ФМ – Разминка для глаз

Вращательные движения глазами: сначала в левый угол. Потом на межбровье, затем в правый угол, потом на кончик носа (повторить столько раз, сколько возможно не дышать после выдоха)

Выполнив лабораторный опыт, учащиеся обсуждают его результаты в группе, делают выводы, записывают уравнения реакций. Затем каждая группа у доски представляет результаты своей работы, записывает уравнения реакций, делает выводы, а остальные учащиеся записывают уравнения реакций в своих тетрадях.

Учитель. Есть ещё одно свойство кислот, о котором мы не сказали. Назовите его. Откройте стр.186 учебника (это способность кислот взаимодействовать со спиртами).

Мы рассмотрели свойства неорганических и органических кислот. Сделайте выводы. Какими общими химическими свойствами обладают кислоты?

(Кислый вкус, действие на индикаторы, электрическая проводимость, взаимодействие с металлами, основными и амфотерными оксидами, основаниями и солями, образование сложных эфиров - презентация).

Почему кислоты и неорганические и органические обладают общими свойствами?

Учитель. В качестве закрепления проведём тест

Выбери правильный ответ.

1 вариант.

А-1 С какими из приведённых веществ не будет взаимодействовать соляная кислота: а)Al б)Hg в)Zn А-2 В какой цвет окрасится лакмус в растворе соляной кислоты: а)синий б)малиновый в)красный А-3 Реакция взаимодействия кислот со щелочами называется: а)замещения б)нейтрализации в)соединения А-4 В результате взаимодействия соляной кислоты с нитратом серебра выпадает: а)чёрный осадок

б)красный осадок

в) белый осадок

А-5

За общие свойства кислот отвечает:

а) ион водорода

б) ион металла

в) ион кислотного остатка.

Вариант

А-1. С какими веществами реагирует уксусная кислота:

А) оксид магния б) углекислый газ в) соляная кислота

2.Реакция этерификации – взаимодействие кислоты с

А) металлом б) спиртом в) основанием

А-2 Кислотные остатки карбоновых кислот имеют заряд

А)-2 б)+1 в)-1

А-3. Самая сильная предельная одноосновная кислота

А)муравьиная б)уксусная в) пропионовая

А-4.

Первые представители кислот при н.у. по агрегатному состоянию

А)твердые б)газы в) жидкости

А-15. Кислотам изомерны

А)спирты б)сложные эфиры в) альдегиды

Демонстрируем правильные ответы, учащиеся осуществляют самопроверку, выставляют себе оценку: за каждый правильный ответ – 1 балл.

Домашнее задание: §22,упр.5,6, стр.188,

Упр.7,8., стр.188- индивидуально

Рефлексия.

Выразите своё отношение к уроку, выбрав предложения или добавив свои:

1.На уроке я узнал(а) много нового.

2.Мне это пригодится в жизни.

3.На уроке было над чем подумать

4. На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы.

5.На уроке было интересно.

Справочный материал.

Физические свойства. Кислоты бывают жидкие и твердые. Некоторые имеют запах и цвет. Кислоты отличаются различной растворимостью в воде. Низшие кислоты с числом атомов углерода до 3 - легкоподвижные бесцветные жидкости с характерным резким запахом, смешиваются с водой в любых соотношениях. Большинство кислот с 4-9 атомами углерода - маслянистые жидкости с неприятным запахом. Кислоты с большим количеством атомов углерода - твёрдые вещества, нерастворимые в воде. Угольная кислота. Открывая бутылку лимонада, «Пепси-колы», или любого другого газированного напитка, мы также сталкиваемся с кислотой. Как часто предательски вырывается она из бутылки, разбрызгивается она из бутылки, разбрызгиваясь вокруг. Это происходит потому, что молекулы ее крайне неустойчивы, а в бутылке она находится под большим давлением, когда мы открываем крышку, она сразу разлагается H2CO3=H2O+CO2 Угольная кислота - это тот редкий случай вещества, формулу которого принято считать условной, то есть такой молекулы практически не существует. Серная кислота широко используется в промышленном производстве. Она оказывает вредное воздействие на глаза и вызывает ожоги кожи. Другой сильной кислой является соляная кислота. Она получается при соединении серной кислоты и поваренной соли, используется в производстве различных химических соединений и при очистке поверхностей металлов Не мало дел у соляной кислоты. В желудке она активирует фермент пепсиноген, разлагающий белки, попавшие с пищей, на составные части. Кроме того, она сильный бактерицид. У птиц, питающихся падалью, кислотность желудочного сока поразительно высокая, это помогает им расплавляться с миллиардами микробов. Азотная кислота – также сильная кислота и тоже оказывает вредное воздействие на глаза и кожу. Борная кислота, с другой стороны, является слабой кислотой. В природе она встречается в Италии. Она используется при изготовлении керамики, цементов, косметики. Иногда ее используют для борьбы с микробами, но она недостаточно эффективна.

Мышьяковая кислота используется при производстве дезинфицирующих средств. Фосфорная кислота в виде солей является основным конструкционным материалом костей, зубов, ногтей. Общее количество кислот, вырабатываемое ежедневно нашим организмом велико и соответствует по кислотности двум-трем литрам концентрированной соляной кислоты

Задание 4 группе. Вам предстоит сегодня совершить путешествие в мир органических кислот. Расскажите об известных вам органических кислотах (презентация), их значении в жизни человека. Органические кислоты не настолько сильны, как неорганические. Уксусная кислота содержится в уксусе, её можно получить при брожении яблочного сидра. При образовании сахара в молоке образуется молочная кислота. Она окисляет молоко, но также используется в производстве сыра. Немало кислот в нашей пище. Фрукты, овощи, молочные продукты содержат яблочную, лимонную, молочную, винную кислоту. Даже синильная кислота, которая считается сильнейшим ядом, знакома каждому, кто лакомился ядрышками слив, вишен или миндаля. Нитрил миндальной кислоты, содержащийся в ядрышках, взаимодействует со слюной при жевании и образует синильную кислоту. Применение аминокислот способствует поддержанию крепкого здоровья, их мы получаем с белковой пищей. Апельсины, лимоны и грейпфруты содержат аскорбиновую кислоту – это химическое название витамина C. Никотиновая кислота присутствует в печени, мясе домашней птицы, говядине, она препятствует развитию кожных болезней. Аскорбиновая, фолиевая, никотиновая и другие кислоты являются витаминами. Гиалуроновая кислота - основной компонент смазки всех трущихся частей в наших суставах.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: