Тема урока « Зрительный анализатор. Орган зрения, ее строение и функция»

Класс биология

Для урока приготовьте учебники, тетради, ручки, линейку, простой карандаш, зеркальце, телефоны.

Записать в тетрадях тему и дату. Найти в учебнике стр 305 (уч.Колесов Д.В.) или стр 194 (уч.Пасечник В.В.)

Тема урока «Зрительный анализатор. Орган зрения, ее строение и функция»

Учитель: Как же устроен наш орган зрения?

Перечислите структуры, которые относятся к вспомогательному аппарату органа зрения.

Учащиеся: (брови, веки, ресницы, слезная железа, слезный проток, глазодвигательные мышцы, нервы и кровеносные сосуды).

2) Эксперимент 1.

Учитель: Ответить на вопрос: в каких направлениях возможно движение глаз? (подвигайте глазами) Сколько мышц приводит в движение глазное яблоко? Перемещаются ли оба глаза совместно?

(Ответ: Глазные мышцы обеспечивают произвольные движения глазного яблока и действуют таким образом, что оба глаза перемещаются совместно и направлены в одну и ту же сторону, 6 мышц: четыре прямые и две косые).

Учитель: Какие Защитные приспособления имеет глаз?

(А знаете ли вы, что глаз совершает от 2 до 5 мигательных движений в минуту? Длительность мигания примерно 0,4 секунды).

(А знаете ли вы, что при плаче может выделиться до двух чайных ложек слезной жидкости. Со слезами из организма выводятся яды (токсины), которые вырабатываются во время стресса. В 1909 г. П.Н. Лащенков открыл в слезной жидкости есть  лизоцим, вещество способное убивать микробы).

3) Строение глазного яблока. Рассмотрите внимательно рисунок.

 

4) В тетрадях сделать таблицу «Строение глаза»

 

Часть глазного яблока Особенности строения Значение
Белочная оболочка (склера) Наружная, плотная, непрозрачная Защищает внутренние структуры глаза, поддерживает форму
Роговица Тонкая, прозрачная Сильная «линза» глаза
Сосудистая оболочка Средняя оболочка, черная, пронизана сетью кровеносных сосудов Питающая глаз, свет, проходя сквозь нее, не рассеивается
Радужная оболочка (радужка) Содержит пигмент меланин Светонепроницаема. Ограничивает количество света, попадающего в глаз на сетчатку. Определяет цвет глаз
Зрачок Отверстие в радужной оболочке, окруженное радиальными и кольце­выми мышцами Регулирует количество света, попадающего на сетчатку
Хрусталик Двояковыпуклая линза, прозрачное, эластичное образование За счет изменения кривизны фокусирует изображение
Стекловидное тело Прозрачная желеобразная масса Заполняет внутреннюю часть глаза, поддерживает сетчатку
Сетчатая оболочка (сетчатка) Внутренняя оболочка глаза, тонкий слой клеток зрительных рецепторов: палочки (130 млн) колбочки (7 млн) Зрительные рецепторы формируют изображение; колбочки ответственны за цветопередачу
Желтое пятно Скопление колбочек в центральной части сетчатки Область наибольшей остроты зрения
Слепое пятно Место выхода зрительного нерва Месторасположение канала для передачи зрительной информации в мозг

 

Физкультминутка. Зрительная гимнастика.

 

5). Лабораторная работа 4. «Изучение изменения размера зрачка»

Цель работы:

1.выявить изменение размера зрачка в зависимости от освещенности. Смотрите на зеркало и меняйте освещение, например, включайте и выключайте фонарик телефона, направив в сторону глаза, и держите 5 сек. Наблюдайте за зрачком.

2. Сформулируйте вывод о причинах изменения размера зрачка

(Зрачок, рефлекторно расширяется и сжимается, пропуская в глаз необходимое количество света).

6). Сетчатка.

Учитель: «Словно рыбачья сеть, закинутая на дно глазного бокала и ловящая солнечные лучи!» - так представлял себе древнегреческий врач Герофил сетчатку глаза. Сетчатка - именно сеть, и именно ловящая отдельные кванты света, где расположены зрительные рецепторы: палочки и колбочки.

7). Эксперимент №2 .

Цель эксперимента: 1.обнаружение слепого пятна. Рис 136 на стр.308 учебника Колесова.

Ход эксперимента:

Учитель: Повторим опыт Мариотта. Закрыть левый глаз, а правым фиксируйте нарисованный на рисунке черную точку  на расстоянии 25 см. Фигура человека исчезнет.

Учитель: Объясните, почему это происходит?

Учащиеся: Изображение человека попало на слепое пятно, в котором отсутствуют зрительные рецепторы, поэтому он  стал невидим.

Записать в тетради. В сетчатке есть слепое пятно, где нет рецепторов, это место выхода зрительного нерва из глазного яблока.

Кроме того, есть еще желтое пятно - место, где больше всего рецепторов.

 

8). Глаз как оптическая система

Учитель: Еще в 19 веке Геймгольц считал, что моделью глаза является фотокамера.

Роговица преломляет лучи проходящего света и пропускает их дальше через зрачок, который выполняет ту же роль, что и диафрагма фотоаппарата, на хрусталик. Хрусталик обладает способностью изменять свою оптическую силу - аккомодировать - точно так же, как наводится резкость в фотоаппарате, это позволяет глазу видеть одинаково хорошо и вблизи, и вдаль. Затем лучи света проходят через стекловидное тело и попадают на сетчатку по функции очень похожую на фотопленку. Свет преломляется в оптической системе глаза, в результате на сетчатке возникает уменьшенное и перевернутое изображение наблюдаемого предмета. Первым, кто это доказал, построив ход лучей в оптической системе глаза, был И. Кеплер.

Учитель: Почему же мы тогда не видим все вокруг нас перевернутым вверх ногами?

Учитель: В своё время английский поэт Уильям Блейк верно подметил:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: