Социалистический реализм (октябрь1917)

ДЕКАДЕНСТВО

В русской художественной культуре конца ХIХ – начала ХХ веков получило распространение ДЕКАДЕНСТВО, обозначающее такие явления в искусстве как отказ от гражданских идеалов и веры в разум, погружение в сферу индивидуалистических переживаний, оппозиция к общепринятой "мещанской" морали, культом красоты как самодовлеющей ценности, сопровождающимся нередко эстетизацией греха и порока, амбивалентными переживаниями отвращения к жизни и утонченного наслаждения ею и т.д.. Эти идеи были выражением социальной позиции части художественной интеллигенции, которая пыталась “уйти” от сложностей жизни в мир грез, ирреальности, а подчас и мистики. Но и таким образом она отражала в своем творчестве кризисные явления тогдашней общественной жизни.

(Слайд 3,4)

МОДЕРНИЗМ

Понятие “ МОДЕРНИЗМ ” (франц. moderne - новейший, современный) включало многие явления литературы и искусства ХХ в., рожденные в начале этого века, новые по сравнению с реализмом предшествующего столетия. МОДЕРНИЗМ - общее обозначение всех авангардистских направлений в культуре 20 века, программно противопоставивших себя традиционализму в качестве единственно истинного "искусства современности" или "искусства будущего".

СИМВОЛИЗМ

СИМВОЛИЗМ -направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х годов. Сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира ("от реального к реальнейшему") и его "нетленную", или трансцендентную красоту, символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов. В России символизм нередко мыслился как "жизнетворчество" - сакральное действо, выходящее за пределы искусства.

АКМЕИЗМ

АКМЕИЗМ (от греч. akme - высшая степень чего-либо, цветущая сила), течение в русской поэзии 1910-х гг. (С. М. Городецкий, М. А. Кузмин, ранние Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам); провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к "идеальному", от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии "естества"), точному значению слова. "Земной" поэзии акмеизма свойственны отдельные модернистские мотивы, склонность к эстетизму, камерности или к поэтизации чувств первозданного человека. Акмеисты стремились вернуть образу его живую конкретность, предметность, освободить его от мистической зашифрованности.

ФУТУРИЗМ

ФУТУРИЗМ (от лат. futurum - будущее), авангардистское направление в искусстве 1910 - 20-х гг., преимущественно в Италии и России. Стремясь создать "искусство будущего", декларировал отрицание традиционной культуры (наследия "прошлого"), культивировал эстетику урбанизма и машинной индустрии, характерно переплетение документального материала и фантастики. Футуризм провозглашал революцию формы, независимой от содержания, абсолютную свободу поэтического слова. Футуристы отказывались от литературных традиций.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ (ОКТЯБРЬ1917).

Правдивое, исторически- конкретное изображение действительности в ее революционном развитии.Основная задача: идейная переделка и воспитание трудящихся в духе социализма.Писатель – это «выразитель», «представитель», «учитель».Настоящие герои – борцы за идею, труженики, честные и справедливые люди, смелые и отважные.

 

 

Изучение нового материала

 Настоящую нежность не спутаешь
Ни с чем, и она тиха.
Ты напрасно бережно кутаешь
Мне плечи и грудь в меха.
И напрасно слова покорные
Говоришь о первой любви,
Как я знаю эти упорные
Несытые взгляды твои!

 

Одной из наиболее ярких представителей Серебряного века является Анна Ахматова.

 

Просмотр видеоурока по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=PJaUAkUgdpc          

 

 

https://www.youtube.com/watch?v https://www.youtube.com/watch?v=PJaUAkUgdpc =PJaUAkUgdpc

 

Запомнить:

Анна Андреевна Ахматова (1889 - 1966) – поэтесса, писательница, переводчик, критик. Родилась в Одессе.

Училась в Царскосельской гимназии, затем в Фундуклеевской гимназии Киева. Она посещала историко-литературные, женские курсы.

Впервые стихотворение Ахматовой было опубликовано в 1911 году. В 1910 году вышла замуж за Н. Гумилева, от которого в 1912 году родила сына Льва Николаевича. Творчество А. А. Ахматовой (А. А. Горенко, 1889–1966) занимает особое место в поэзии акмеизма. Ее первый поэтический сборник “Вечер” вышел в 1912 г. Критика

сразу же отметила отличительные черты ее поэзии: сдержанность интонаций, подчеркнутую камерность тематики, психологизм. Ранняя поэзия Ахматовой глубоко лирична, эмоциональна. Своей любовью к человеку, верой в его духовные силы и возможности она явно отходила от акмеистической идеи “первозданного Адама”. Основная часть творчества А. А. Ахматовой приходится на советский период.
Первые сборники А. Ахматовой “Вечер” (1912) и “Четки” (1914) принесли ей громкую известность. Замкнутый, узкий интимный мир отображается в её творчестве, окрашенном в тона грусти и печали.

Творчество Ахматовой затрагивает трагические темы. Например, поэма «Реквием» Ахматовой отображает нелегкую судьбу женщины, чьи близкие люди страдали от репрессий(первый муж был расстрелян). Для Анны Ахматовой стихи были возможностью рассказать людям правду.

Стихи Ахматовой о любви доказывают тонкое понимание ею всех граней человека. Анна Ахматова в стихотворениях проявляла высокую нравственность. Кроме того лирика Ахматовой наполнена размышлениями о трагедиях народа, а не только личными переживаниями. Несколько памятников поэтессе расположены в Санкт-Петербурге. А музей Ахматовой находится в Фонтанном доме.

В 1951 Анну Ахматову восстановили в Союзе писателей. В начале 1955 Ленинградское отделение Литфонда выделило Ахматовой дачный домик в писательском поселке Комарово. В СССР, и за рубежом стали публиковаться ее произведения. В 1962 Ахматова была номинирована на Нобелевскую премию по литературе.

В октябре 1965 вышел последний прижизненный сборник стихотворений Ахматовой "Бег времени".

Закрепление

 прочитайте стихотворение

А ты думал - я тоже такая,
Что можно забыть меня,
И что брошусь, моля и рыдая,
Под копыта гнедого коня.

Или стану просить у знахарок
В наговорной воде корешок
И пришлю тебе странный подарок -
Мой заветный душистый платок.

Будь же проклят. Ни стоном, ни взглядом
Окаянной души не коснусь,
Но клянусь тебе ангельским садом,
Чудотворной иконой клянусь,
И ночей наших пламенным чадом -
Я к тебе никогда не вернусь.

 Думаем и размышляем:

– Какой главный мотив стихотворения? (мотив любви)

– Кто лирический герой? (женщина, которая свою любовь переплавляет в ненависть, потому что так проще).

– Какие средства художественной выразительности использует поэтесса? (эпитет, метафора, анафора).

– Какой жанр напоминает это произведение? (запись автобиографии, дневника).

–Какие чувства испытывает героиня? (любовь, смятение, ненависть. Героиня нисколько не отметает любовь, она по-прежнему чувствует себя рожденной для нее, но она разрывает с прежней покорной каменной зависимостью от любви, и приобретает свою свободу и даже - некое господство над другими. Ее мучение переливается в мстительное предупреждение).

 

Как белый камень в глубине колодца,
Лежит во мне одно воспоминанье.
Я не могу и не хочу бороться:
Оно — веселье и оно — страданье.

Мне кажется, что тот, кто близко взглянет
В мои глаза, его увидит сразу.
Печальней и задумчивее станет
Внимающего скорбному рассказу.

Я ведаю, что боги превращали
Людей в предметы, не убив сознанья,
Чтоб вечно жили дивные печали.
Ты превращен в моё воспоминанье.

– На чем построен сюжет? (Воспоминания)

– Что напоминает это стихотворение? (Признание, отчаяние или мольба)

– Какая тема этого произведения? (Тема несчастной любви на грани с ненавистью).

– Есть ли что-то общее с предыдущим стихотворением? Какую особенность её стихотворений вы заметили?

 (Эмоциональность, прерванность. Эта особенность ахматовского стиха, полного недоговоренностей, намеков, уходящих в глубину подтекста, придает ее лирике истинную своеобразность. Героиня ахматовских стихов, чаще всего говорящая как бы сама с собой в состоянии порыва. Она не считает, естественно, нужным, да и не может дополнительно разъяснять и растолковывать нам все происходящее. Передаются лишь основные сигналы чувств, без расшифровки, без комментариев, наспех - по торопливой азбуке любви. Подразумевается, что степень душевной близости чудодейственно поможет нам понять как недостоющие звенья, так и общий смысл только что происшедшей драмы).

– Какие художественные средства помогают нам это понять? (эпитеты, метафора, сравнения, антитеза, возвышенная лексика).

 






























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: