Урок литературы в 8 классе 07.04.2020 г.
Русские поэты 20 века о родине, родной природе и о себе
Приветствую тебя, мой юный друг! Сегодня мы с тобой продолжим знакомство с литературой 20 века, в которой особое место занимает поэзия. Поэзия, находящая отклик в душе каждого, ведь темы, о которых мы поведём сегодня речь, близки сердцу русского человека: Родина, родная природа и безмерная любовь к своей отчизне.
Остановимся мы сегодня на творчестве лишь некоторых поэтов: И. Анненского, Д. Мережковского, Н. Заболоцкого и Н. Рубцова и постараемся в ходе анализа стихотворений
· выявить основные мотивы лирики;
· определить литературные приёмы и средства, используемые авторами для выражения своих чувств.
Твоими помощниками в работе будут учебник-хрестоматия, компьютер и, конечно, большое желание узнать что-то новое. Желаю успехов!!!
(Все стихотворения, о которых пойдёт речь, есть в твоём учебнике-хрестоматии)
Прочитать стихотворение И. Ф. Анненского «Снег»
Стихотворения Анненского отличает глубокая искренность, внимание к изменчивым, едва уловимым состояниям природы. Проследим это на примере стихотворения «Снег» (найди его в учебнике-хрестоматии и прочитай про себя)
Подумай, в какое время поэт видит снег? Какие приметы на это указывают?
Задание 1
Прочти внимательно стихотворение «Снег». Найди в нем примеры эпитетов и отметь их в предложенном ниже списке.
Старайся, так как за эту работу ты получишь свою первую оценку. Удачи!
· сверкающе-белый снег,
· уйти в облака,
· люблю снег,
· синий снег,
· сиреневый снег,
· нищенски синий лёд,
· открыв выси,
· заплаканный лёд,
· грузный полёт,
· ослабелый снег,
· усталый снег,
· точно стада в тумане,
· скользящий обрыв,
· непорочные сны,
· томительной грани,
· всесожженья весны,
· резанность линий
Ответ: ( сверкающе-белый снег, синий снег, сиреневый снег, нищенски синий лёд, заплаканный лёд, грузный полёт, ослабелый снег, усталый снег, скользящий обрыв, непорочные сны, томительной грани)
Уверена, ты справился хорошо.
7-8 примеров оценка «4», 9-11 оценка «5»
Итак, эпитеты, как ты знаешь, окрашивают стихотворение, создают его настроение или даже рисуют образы. Именно они помогли тебе представить картину, «нарисованную поэтом»
Ты доволен?
Страница 2
Любовь к родному краю – одна из тем лирики другого поэта 20 века, Д. Мережковского. Я предлагаю послушать его стихотворение «Родное»
Понравилось?
Задание 2
А теперь давай разберёмся в своеобразии этого стихотворения. Тебе необходимо будет заполнить пробелы текста-комментария, предложенного ниже. Выбери нужные примеры из «слов для справки» (смотри ниже) и перетащи их на место пробелов.
Слова для справки: эпитет, радости, вопросительный знак, метафора, сравнение, печали, олицетворение, многоточие, тире, гипербола, восклицательный знак.
Стихотворение проникнуто чувством__________. Это чувство создаётся и неторопливой интонацией, и такими средствами выразительности, как_________
(например, унылое, задумчивый, робкие, беспомощные слёзы), ________________(задумчивый, как осень), и особым синтаксисом: большинство предложений – назывные, «безглагольные», что придаёт ощущение покоя, неизменности. Необычна интонация за счёт таких знаков препинания, как __________, __________. Всё это помогает нам увидеть вместе с автором те самые «родные, печальные места»
ОТВЕТ: Стихотворение проникнуто чувством печали. Это чувство создаётся и неторопливой интонацией, и такими средствами выразительности, как эпитет
(например, унылое, задумчивый, робкие, беспомощные слёзы), сравнение (задумчивый, как осень), и особым синтаксисом: большинство предложений – назывные, «безглагольные», что придаёт ощущение покоя, неизменности. Необычна интонация за счёт таких знаков препинания, как восклицательный знак, многоточие. Всё это помогает нам увидеть вместе с автором те самые «родные, печальные места»
(Правильно выполненное задание оценивается в 5 баллов, одна ошибка – 4)
Надеюсь, тебе было несложно. Ещё с одним стихотворением Д. Мережковского ты сможешь познакомиться самостоятельно, оно называется «Не надо звуков».
Задание 3.
Человек и природа – явления одного порядка, они не противопоставлены друг другу, они вступают в перекличку. В природе всё мудро и гармонично устроено, природа пронизана любовью. Человеку надо постараться быть более чутким, научиться видеть и слышать красоту природы, понимать её язык. Именно об этом стихотворения Н. Заболоцкого.
Итак, ты познакомился с основными моментами биографии и творчества поэтов 20 века, отразивших в своей лирике любовь к Родине, к её прошлому и настоящему, к её красивейшей природе и человеку, способному всё это оценить.
Надеюсь, ты понял, что
· большая роль в стихотворениях отводится образам, образам-символам;
· спектр изобразительно-выразительных средств, используемых поэтами, велик, но основные приёмы – это эпитеты, олицетворения, сравнения, метафоры.
Полагаю, что какие-то стихотворные строки затронули струнки твоей души больше других, и ты выучишь понравившееся стихотворение наизусть.
Глоссарий
Авторская идея – главная обобщающая мысль художественного произведения, выражение авторской тенденции в раскрытии той или иной темы.
Ключевое слово – слово (словосочетание) из текста издания (другого документа), которое несет в данном тексте существенную смысловую нагрузку и может служить ключом при поиске соотв. информации.
Метафора -троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.
Образ — любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении. Он представляет собой результат осмысления художником какого-либо явления, процесса.
Образ-символ – символ традиционный – устойчивый, одноплановый и однозначный художественный образ, закрепленный традицией употребления.
Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы или явления
Синтаксис – (здесь) построение, порядок, составление
Сравнение -изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим
Статья для литературоведческого словаря – толкование какого-либо литературоведческого понятия, термина (возможна с примерами)
Эпитет – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным
Запись в тетради