Автомобили, также как и другие колесные машины, должны обеспечивать требуемые показатели эффективности торможения не только в начале, но и в течение всего периода эксплуатации, при любом сочетании внешних воздействий и внутренних возмущений в тормозном управлении.
Внутренние изменения (возмущения) в тормозном управлении могут быть обратимыми и необратимыми, а также – устранимыми в результате технического обслуживания или ремонта. К числу обратимых изменений, оказывающих влияние на эффективности торможения машины, относится изменение коэффициента трения тормозных пар [14, 21]. Это связано с нагревом тормозных пар в результате интенсивных, частых или длительных торможений, а также – попаданием влаги или грязи. Оценку способности тормозного управления адаптироваться к указанным изменениям проводят при тормозных испытаниях [24].
Оценку эффективности торможения при нагретых тормозах осуществляют в процессе испытаний. Кроме того, предусмотрен специальный этап испытаний – определение термонагруженности и эффективности охлаждения тормозных механизмов. В стандарте [24] предусмотрен также этап испытаний, заключающийся в определении остаточной эффективности и восстанавливаемости «мокрых» тормозных механизмов. К числу необратимых изменений, влияющих на эффективность торможения, относятся изменение свойств рабочего тела (жидкости или воздуха), используемых в тормозном приводе. Эти изменения оказывают влияние на увеличение времени срабатывания тормозного привода, снижение приводного давления и тормозных моментов на колёсах.
|
|
Уменьшение значений передаточной функции тормозного привода может быть вызвано образованием паровых пробок, отложений или вмятин на внутренних поверхностях трубопроводов. Для пневматического тормозного привода представляет опасность образования конденсата.
К числу изменений в тормозном управлении, устраняемым при техническом обслуживании или ремонте, относятся увеличенный зазор между поверхностями тормозной пары и недопустимый износ последних.
Применение дисковых тормозов вместо барабанных позволило увеличить стабильность показателей эффективности торможения [9, 22].
2.1. Общие сведения и классификация тормозов
и основные требования к тормозным устройствам.
При эксплуатации различают служебные (рабочие) и экстренные (аварийные или предохранительные) торможения. Служебные торможения обеспечивают преднамеренную остановку и регулирование скорости машины или механизма при нормальных условиях эксплуатации. Экстренные торможения, служащие для предотвращения аварии или наезда, производятся внезапно, без предварительного снижения скорости, с максимальным замедлением. При эксплуатации самоходных транспортных средств число экстренных торможений не превышает 5-10 % от общего числа торможений. Интенсивность экстренных торможений составляет более 150 % от интенсивности служебных торможений.
|
|
К тормозным устройствам предъявляются следующие основные требования: высокая надежность и стабильность действия; достаточный тормозной момент для заданных условий работы; плавность торможения; быстрое замыкание и размыкание тормозов; прочность и долговечность элементов; простота конструкции, определяющая малую стоимость изготовления; удобство осмотра, регулирования и замены износившихся деталей; устойчивость регулирования; минимальный износ трущихся элементов; температура поверхности трения, в процессе работы, не должна превышать предельную, установленную для устройств данного типа при данном фрикционном материале; минимальные габаритные размеры и масса.
Критерии оценки эффективности торможения и