Теоретическая часть
- введение. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов СПО
- основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья
- основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями
- самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки
- психофизиологические основы учебного и производственного труда.
-средства физической культуры в регулировании работоспособности
- физическая культура в профессиональной деятельности специалиста
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов
Тема | Вид самостоятельной работы | Форма отчета |
Раздел 1 – Легкая атлетика | Выполнения упражнения: Бег 30,60,100 м. Закрепление и совершенствование техники изучаемых двигательных действий в процессе самостоятельных занятий. Бег 800,1000 м. Бег 2000,3000 м. | Выполнение на практических занятиях |
Раздел 2 – Гимнастика | Закрепление и совершенствование строевых приемов в процессе самостоятельных занятий. Закрепление и совершенствование техники изучаемых двигательных действий в процессе самостоятельных занятий. | Выполнение на практических занятиях |
Раздел 3 – Спортивные игры | Совершенствование техники и тактики спортивных игр в процессе самостоятельных занятий. | Выполнение на практических занятиях |
Раздел 4 – Лыжная подготовка | Катание на лыжах в свободное время. Закрепление и совершенствование техники спусков и подъемов в процессе самостоятельных занятий. Закрепление и совершенствование техники поворотов и торможений в процессе самостоятельных занятий. | Выполнение на практических занятиях |
|
|
Раздел 1.Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студенто
Основные понятия
Физическая культура – часть общечеловеческой культуры, вся совокупность достижений общества в создании и рациональном использовании социальных средств, методов и условий направленного физического совершенствования человека.
Физическое воспитание – педагогически организованный процесс развития физических качеств, обучение двигательным действиям и формирования специальных знаний.
Спорт – составная часть физической культуры, основанная на использовании соревновательной деятельности и подготовки к ней, со стремлением занимающихся к достижению максимального результата.
Физическое развитие – процесс изменения естественных морфо-функциональных свойств организма человека в течение индивидуальной жизни.
Физическое совершенство – процесс физического образования и воспитания,
выражающий высокую степень физической подготовленности к жизни, труду и защите
|
|
Родины.
Физическая и функциональная подготовленность – результат физической подготовки, достигнутый в овладении двигательными навыками и в развитии и в развитии физических качеств с одновременным повышением уровня деятельности его функциональных систем: опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной,
нервной и других системах.
Двигательная активность – естественная и специально организованная
двигательная деятельность человека, обеспечивающая жизнедеятельность
человеческого организма.
Профессиональная направленность физического воспитания – это использование средств физической культуры для подготовки к высокопроизводительному труду, обеспечению высокой работоспособности человека.
Физическая культура- часть общечеловеческой культуры
Физическая культура – составляет важную часть культуры общества – всю совокупность его достижений в его создании и рациональном использовании специальных средств, методов и условий направленного физического совершенства
человека.
В самом содержании физической культуры можно с некоторой успеваемостью выделить две основные стороны:
- все то ценное, что создает и использует общество к качестве специальных средств, методов и условий их применения, позволяющих оптимизировать физическое развитие и обеспечить определенный уровень физической подготовленности людей (функционально обеспечивающая сторона физической культуры);
- позитивные результаты использования этих средств, методов и условий (результативная сторона физической культуры).
Наряду со своей ролью в физическом совершенствовании человека физическая культура может оказывать существенное влияние и на его духовный мир – мир эмоций, эстетических вкусов, этических и мировоззренческих представлений.
Однако какие именно взгляды, убеждения и принципы поведения формируются при этом – зависит в первую очередь от идейной направленности физкультурного
движения, от того, какие социальные силы его организуют и направляют.
Физическая культура – продукт развития определенных исторических условий.
Состояние и уровень развития физической культуры на том или ином этапе зависит от ряда условий:
- географической среды;
- условий труда, быта, условий жизни и уровня развития производительных сил;
- экономических и социальных факторов.
Показателями состояния физической культуры в обществе являются:
- массовость;
- степень использования средств физической культуры в сфере образования и воспитания;
- уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей;
- уровень спортивных достижений;
- наличие и уровень квалификации профессиональных и общественных физкультурных кадров;
- пропаганда физической культуры и спорта;
- степень и характер использования СМИ, в сфере задач, стоящих перед физической культурой;
- состояние науки и наличие развитой системы физического воспитания.
В истории человеческого общества не существовало времен, народов, которые не имели бы в самой элементарной форме физического воспитания.
Первыми и самыми древними средствами физической культуры были естественные движения человека, связанные с его жизнедеятельностью. Первоначально формой организации физического воспитания была игра, игровые движения. Игра и физические упражнения способствовали развитию мышления, сообразительности и смекалки.
В рабовладельческом обществе физическая культура приобрела классовый характер и военную направленность. Она использовалась для подавления недовольства эксплуатируемых масс внутри государства и ведения захватнических воин.
Впервые созданы системы физического воспитания и специальные учебные заведения. Появилась профессия преподавателя физического воспитания. Занятия физическими упражнениями расценивались наравне с занятиями поэзией, музыкой.
|
|
Участниками древнегреческих Олимпийских игр были: Гиппократ (медик), Сократ (философ), Софокл (драматург) и др.
В период капитализма физическая культура была поставлена на службу укрепления основ своего политического господства правящим классом. Особенностью развития физической культуры в период капитализма является то, что господствующий класс вынужден заниматься вопросами физического воспитания народных масс.
Это, прежде всего, объяснялось интенсификацией труда, а также постоянными войнами за колонии, рынки сбыта, которые требовали создания массовых армий хорошо физически подготовленных для ведения войн. В период утверждения капитализма зарождается спортивно-гимнастическое движение, возникают кружки и секции по отдельным видам спорта.
На современном этапе главная социальная функция физического воспитания состоит в формировании физических совершенных, социально активных морально стойких здоровых людей.