Содержание учебной дисциплины

Теоретическая часть

- введение. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов СПО

- основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья

- основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями

- самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки

- психофизиологические основы учебного и производственного труда.

-средства физической культуры в регулировании работоспособности

- физическая культура в профессиональной деятельности специалиста

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов

Тема Вид самостоятельной работы Форма отчета
Раздел 1 – Легкая атлетика Выполнения упражнения: Бег 30,60,100 м. Закрепление и совершенствование техники изучаемых двигательных действий в процессе самостоятельных занятий. Бег 800,1000 м. Бег 2000,3000 м. Выполнение на практических занятиях
Раздел 2 – Гимнастика Закрепление и совершенствование строевых приемов в процессе самостоятельных занятий. Закрепление и совершенствование техники изучаемых двигательных действий в процессе самостоятельных занятий. Выполнение на практических занятиях
Раздел 3 – Спортивные игры Совершенствование техники и тактики спортивных игр в процессе самостоятельных занятий. Выполнение на практических занятиях
Раздел 4 – Лыжная подготовка Катание на лыжах в свободное время. Закрепление и совершенствование техники спусков и подъемов в процессе самостоятельных занятий. Закрепление и совершенствование техники поворотов и торможений в процессе самостоятельных занятий. Выполнение на практических занятиях

 

Раздел 1.Физическая культура в общекультурной  и профессиональной подготовке студенто

Основные понятия

Физическая культура – часть общечеловеческой культуры, вся совокупность достижений общества в создании и рациональном использовании социальных средств, методов и условий направленного физического совершенствования человека.

Физическое воспитание – педагогически организованный процесс развития физических качеств, обучение двигательным действиям и формирования специальных знаний.

Спорт – составная часть физической культуры, основанная на использовании соревновательной деятельности и подготовки к ней, со стремлением занимающихся к достижению максимального результата.

Физическое развитие – процесс изменения естественных морфо-функциональных свойств организма человека в течение индивидуальной жизни.

Физическое совершенство – процесс физического образования и воспитания,

выражающий высокую степень физической подготовленности к жизни, труду и защите

Родины.

Физическая и функциональная подготовленность – результат физической подготовки, достигнутый в овладении двигательными навыками и в развитии и в развитии физических качеств с одновременным повышением уровня деятельности его функциональных систем: опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной,

нервной и других системах.

Двигательная активность – естественная и специально организованная

двигательная деятельность человека, обеспечивающая жизнедеятельность

человеческого организма.

Профессиональная направленность физического воспитания – это использование средств физической культуры для подготовки к высокопроизводительному труду, обеспечению высокой работоспособности человека.

 

Физическая культура- часть общечеловеческой культуры

Физическая культура – составляет важную часть культуры общества – всю совокупность его достижений в его создании и рациональном использовании специальных средств, методов и условий направленного физического совершенства

человека.

В самом содержании физической культуры можно с некоторой успеваемостью выделить две основные стороны:

- все то ценное, что создает и использует общество к качестве специальных средств, методов и условий их применения, позволяющих оптимизировать физическое развитие и обеспечить определенный уровень физической подготовленности людей (функционально обеспечивающая сторона физической культуры);

- позитивные результаты использования этих средств, методов и условий (результативная сторона физической культуры).

Наряду со своей ролью в физическом совершенствовании человека физическая культура может оказывать существенное влияние и на его духовный мир – мир эмоций, эстетических вкусов, этических и мировоззренческих представлений.

Однако какие именно взгляды, убеждения и принципы поведения формируются при этом – зависит в первую очередь от идейной направленности физкультурного

движения, от того, какие социальные силы его организуют и направляют.

Физическая культура – продукт развития определенных исторических условий.

Состояние и уровень развития физической культуры на том или ином этапе зависит от ряда условий:

- географической среды;

- условий труда, быта, условий жизни и уровня развития производительных сил;

- экономических и социальных факторов.

Показателями состояния физической культуры в обществе являются:

- массовость;

- степень использования средств физической культуры в сфере образования и воспитания;

- уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей;

- уровень спортивных достижений;

- наличие и уровень квалификации профессиональных и общественных физкультурных кадров;

- пропаганда физической культуры и спорта;

- степень и характер использования СМИ, в сфере задач, стоящих перед физической культурой;

- состояние науки и наличие развитой системы физического воспитания.

В истории человеческого общества не существовало времен, народов, которые не имели бы в самой элементарной форме физического воспитания.

Первыми и самыми древними средствами физической культуры были естественные движения человека, связанные с его жизнедеятельностью. Первоначально формой организации физического воспитания была игра, игровые движения. Игра и физические упражнения способствовали развитию мышления, сообразительности и смекалки.

В рабовладельческом обществе физическая культура приобрела классовый характер и военную направленность. Она использовалась для подавления недовольства эксплуатируемых масс внутри государства и ведения захватнических воин.

Впервые созданы системы физического воспитания и специальные учебные заведения. Появилась профессия преподавателя физического воспитания. Занятия физическими упражнениями расценивались наравне с занятиями поэзией, музыкой.

Участниками древнегреческих Олимпийских игр были: Гиппократ (медик), Сократ (философ), Софокл (драматург) и др.

В период капитализма физическая культура была поставлена на службу укрепления основ своего политического господства правящим классом. Особенностью развития физической культуры в период капитализма является то, что господствующий класс вынужден заниматься вопросами физического воспитания народных масс.

Это, прежде всего, объяснялось интенсификацией труда, а также постоянными войнами за колонии, рынки сбыта, которые требовали создания массовых армий хорошо физически подготовленных для ведения войн. В период утверждения капитализма зарождается спортивно-гимнастическое движение, возникают кружки и секции по отдельным видам спорта.

На современном этапе главная социальная функция физического воспитания состоит в формировании физических совершенных, социально активных морально стойких здоровых людей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: