А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Савельич

Савельич — слуга в доме Гринёвых. Через его образ показана трагическая судьба крепостных людей. Какими бы ни были их хозяева — крепостные всегда оставались зависимыми, бесправными, унижаемыми людьми.

Многими чертами привлекает Савельич читателей: он добр, трудолюбив, предан, глубоко привязан к своему воспитаннику, готов даже жертвовать собой ради его спасения (например, когда он практически спас от смерти Петра, напомнив Пугачёву о подаренном заячьем тулупе).Он относится к Петру искренне, по-отечески.

Многие положительные черты характера в Петре воспитаны именно Савельичем. Этот герой всегда стремится, чтобы Пётр жил по совести, пытается отгородить его от неприятностей.

Несмотря на своё подневольное положение, Савельич сохраняет чувство достоинства. Он был глубоко обижен барской спесью Петра, когда тот приказал ему выдать деньги, чтобы отдать долг Зуличу. Пётр называет его «хрычом», говорит: «Я твой господин, а ты мой слуга».

Узнав о дуэли Петра со Швабриным, Савельич пытается спасти его. «Бог видит, бежал я заслонить тебя своей грудью от шпаги Алексея Иваныча». И что же? Поблагодарил за это его Петруша? Нет. Даже обвинил в доносе родителям (хотя донёс Швабрин). И в письме старший Гринёв во всём обвинил в дуэли именно Савельича, причём сделал это в довольно грубой форме: «Я тебя, старого пса! пошлю свиней пасти за утайку правды и потворство к молодому человеку». Во всём и всегда виноват слуга.

Важен момент, что когда Гринёв узнал правду о доносе Швабрина, то он не стал писать отцу письмо с объяснением. Это сделал сам Савельич. В письме мы видим, как слуга пытается защитить своё достоинство: «… а я, не старый пес, а верный ваш слуга, господских приказаний слушаюсь и усердно вам всегда служил и дожил до седых волос…».

Конечно, Пётр иногда стыдится за своё поведение по отношению к Савельичу. Но в общем — он относится к нему так, как было принято в то время. Это был просто слуга. Не случайно современник А.С.Пушкина В.Ф.Одоевский писал: «Савельич чудо! Лицо самое трагическое, т. е. которого больше всего жаль…»

Таким образом, Савельич занимает особое место в повести. Через его образ автор пытался показать уродливость существования крепостного права, бесправное положение народа, в то же время — лучшие черты простых людей.

А.П.Чехов «Вишнёвый сад. ФирсФирс - верный слуга, один из второстепенный героев пьесы «Вишнёвый сад» А.П.Чехова. Он очень стар, ему уже 87 лет. «…Жизнь‑то прошла, словно и не жил»,- говорит он.
Долгие годы служит он в доме Раневской и Гаева, ещё их отцу служил. В 1861 году, когда отменили крепостное право, он отказался от свободы: «Тогда я не согласился на волю, остался при господах…». Он даже жалеет то время, когда было крепостноеправо, называя его отмену «несчастьем»: «…А еще бы. Мужики при господах, господа при мужиках, а теперь все враздробь, не поймешь ничего…». В крепостном праве он видел надёжность.
Он искренне предан своим хозяевам, любит их, как родных. Как обрадовался Фирс, когда приехала Раневская: «Барыня моя приехала! Дождался! Теперь хоть и помереть». Он ухаживает за ней, за Гаевым, которому уже 51 год, а ведь Фирс так стар.Фирс понимает важность своего места в доме: «Без меня тут кто подаст, кто распорядится?» Как же хозяева отплатил Фирсу? Да они просто забыли в конце пьесы о нём. Фирс заболел. Хотели положить его в больницу — не положили. Все уехали, а Фирса забыли. Оставили умирать одного в запертом доме, в котором он столько лет прослужил. «…Фирс (подходит к двери, трогает за ручку). Заперто. Уехали… (Садится на диван.) Про меня забыли… Ничего… я тут посижу…»
Роль Фирса в пьесе велика. Он словно противопоставлен своим хозяевам, ему свойственны черты, которых нет у них: трудолюбие, основательность, преданность, хозяйственность. А ещё через отношение к Фирсу ярче видны черты характера Раневской и Гаева: их эгоизм, бездушие, безразличие, бесхозяйственность и другие.
В пьесе есть и другие слуги.

Шарлотта Ивановна -гувернантка Раневской. Это одинокая женщина. Рано умерли её родители- циркачи. На воспитание к себе её взяла немецкая дама. Повзрослев, пошла работать в гувернантки. Ничего не известно о героине. Да и сама она не знает, сколько ей лет, кто её родители. Она весёлая, смешит всех тем, что говорит голосами других людей и показывает фокусы. А один из героев- Симеон-Пищик — даже так горит о ней:. «…Вы подумайте! Очаровательнейшая Шарлотта Ивановна.» Эта героиня не огрубела, как Яша, не стала высокомерной, как Дуняша. Это женщина, которую очень жаль, которая, в сущности, порядочная, добрая. «Это лучшая роль, остальные мне не нравятся»,- так писал А.Ч.Чехов.

Дуняша – горничная Раневской, похожа на свою хозяйку. Пытается казаться утончённой, деликатной, благородной, подражает во всём хозяйке. Она причисляет себя к барышням, мечтает о любви, о принце. «Меня еще девочкой взяли к господам, я теперь отвыкла от простой жизни, и вот руки белые-белые, как у барышни. Нежная стала, такая деликатная, благородная, всего боюсь…» Она так далека от реальности, потеряла связь с народной почвой, да и к хозяевам ей не примкнуть.

Яша - лакей. Его брала с собой в Париж Раневская. Он приехал на родину изменившимся человеком, по – другому одевающимся, умеющим красиво говорить. «Вы образованный, можете обо всем рассуждать», – говорит о нём влюблённая в него Даша.
Он пренебрежительно относится к народу, называя его «безнравственным», даже Россия для него — «необразованная». Этот лакей привык заботиться только о своём желудке, избалован хозяевами шампанским и разносолами. Он груп, груб, душевно чёрств. Так он говорит Фирсу: «Надоел ты, дед. Хоть бы ты поскорее подох». А к матери, которая приехала из деревни повидаться, даже не вышел. Он никого не любит, кроме себя. Даше, влюблённой в него, он говорит: «Ежели девушка кого любит, то она, значит, безнравственная». А безнравственный-то именно он. На примере лакея Яши автор показал, как могут дворянские привычки передаться слугам, уродуя их души.

Таким образом, каждый из слуг имеет своё значение в пьесе, дополняя и раскрывая образы главных героев.






Смысл жизни.

Сны

Сны героев в произведениях писателей играют важную роль.

С какой же целью авторы вводят в своё повествование сны героев?

o Сны помогают понять истоки характера героя, среду, в которой он воспитывался, становился личностью (сны Обломова, Катерины Кабановой).

o Сны предвещают героям какие-то события (сон Святослава, сны Татьяны, сон Петра Гринёва и др.)

o В снах воплощаются мечты героев, их видение будущего (сны Веры Павловны)

o Через сон героя автор пытается выразить свои мысли о происходящем (сон путешественника из произведения А.Радищева)

o Сны помогают лучше понять героев, их мысли, чувства, цели, жизненные ценности.

o Именно сны часто помогают героям понять себя, переосмыслить свои жизненные идеалы, начать новую жизнь (Иван Бездомный).

Таким образом, сны в произведениях являются важной частью не только композиции, но и всего содержания, помогая автору ярче и глубже отразить идеи и проблемы, создать наиболее ярко образы героев.

Произведения по теме:

o «Слово о полку Игореве». Сон Святослава

o А.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». Глава «Спасская Полесть». Сон путешественника

o В.А Жуковский «Светлана»

o А.С.Пушкин.«Евгений Онегин». Сон Татьяны

o А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Сон Гринёва

o И.А.Гончаров «Обломов». Сон Обломова

o Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание».Сны Раскольникова

o Н.Г.Чернышевский «Что делать?». Сны Вера Павловны

o А.Н.Островского «Гроза», рассказ о своих снах Катерины

o М.А Булгаков. «Мастер и Маргарита».Сон Ивана Бездомного

o В.Быков «Пойти и не вернуться». Сны Зоськи Норейко

Сны героев
1.А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» Произведение носит резко сатирический характер, в нём автор показал несправедливость царской власти, ужасное положение народа, что подчёркивает эпиграф: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Особое место занимает глава «Спасская Полесть», в которой в аллегорической форме — в форме сна путешественника — автор показывает, какое беззаконие творится в России. Царю, которого все восхваляют вокруг, вдруг открылась правда. Её высказала женщина Прямовзора, она себя назвала Истиной. Оказывается, что все царские одеяния замараны кровью и омочены слезами, во взглядах его приближённых «хищность, зависть, коварство и ненависть», министры, военачальники не занимаются исполнением своих обязанностей, а развлекаются, утопая в роскоши. Автор так критиковал несправедливое правление Екатерины 2, приносящее столько несчастий и бед простому народу. Таким образом, в данном произведении приём сна необходим был автору для более резкого, критического обличения царской власти.  
2.А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» Татьяна, героиня романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», — одна из любимых героинь читателей. Простота, нежность, эмоциональность, близость к народу, родной природе — всё это притягивает к ней. Большую роль играет в романе сон героины во время святочных гаданий. Татьяна верила в сны, сразу поняла, что ей приснился вещий сон. Избушка с уродцами, медведь, которого так испугалась Татьяна, появление Ольги и Ленского, которые мешают счастью Татьяны с Онегиным, гибель от рук Онегина, Евгений, спасающий героиню от чудищ,- всё предвещало страшную трагедию. Так и произошло: гибель Ленского, невозможность счастья Татьяны с Онегиным. Значение сна в данном произведении в том, что с его помощью автор полнее раскрывает народность героини, но в то же время словно предсказывает, что произойдёт в дальнейшей судьбе Татьяны. м
3.И.А.Гончаров. «Обломов» Важную композиционную роль играет в романе сон Обломова. Он помогает понять, каковы истоки формирования характера героя, что привело его к тому состоянию, в котором он оказался — состоянию ничегонеделания, нежелания двигаться вред, изменять что-либо в своей жизни. Обломовка, в которой прошло детство героя и которую он видит во сне,-это идеал жизни для Обломова. Тишина, покой, внимание окружающих, их любовь и нежность, отсутствие каких-либо переживаний. Словно время замерло, остановилось на этом прекрасном мгновенье. Как в детстве его отгораживали ото всех забот, так и в самостоятельной жизни он тоже живёт в своём маленьком мирке, не желая вырваться из него. Это поняла Пшеницына, создав ему в реальности такую же «Обломовку», что вполне устраивало Илью. «Вглядываясь, вдумываясь в свой быт и все более и более обживаясь в нем, он, наконец, решил, что ему некуда больше идти, нечего искать, что идеал его жизни осуществился», — думает герой. Таким образом, сон помогает понять, как герой просто боялся реальной жизни, не мог принять её такой, какую ему предлагали Штольц и Ольга. Изолированность, желание жить спокойно, не думать о проблемах — всё это идёт именно из детства. К такой жизни герой и пришёл в конце романа.
Общее Все данные произведения объединяет то, что в них сны героев играют важную композиционную роль, помогают авторам в раскрытии проблем произведений. В зависимости от тематики и проблем в каждом конкретном случае сны имеют своё значение. В произведении А.Радищева сон является средством обличения действительности. А в романах А.С.Пушкина и И.А.Гончарова они помогают т ярче раскрыть характеры героев, понять их поступки.

Творчество

Тема творчества
1.Н.В.Гоголь. «Портрет» Главный герой повести – Чартков. В начале произведения он бедный художник. Но однажды в купленной картине Чартков нашёл клад — много денег. Герой сменил квартиру на дорогую, у него появились богатые клиенты, которым он рисовал их портреты, но без души и желания, лишь ради денег, угождая желаниям тех, кого рисовал. Творчество, талант легко могут пропасть, если целью жизни становятся деньги. Так произошло и с Чартковым. Как он был поражён картинами своего давнего товарища – В! Тот рисовал талантливо, не растерял способность к творчеству. Чартков пробует писать так же, но уже ничего у него не получается. Сумасшествие и гибель — страшный конец жизни человека, предавшего себя, растратившего свой талант, в сущности, по пустякам, променяв его на низменные желания. Деятель искусства должен всего себя отдавать творчеству, не увлекаться лёгкими деньгами, не идти на поводу у толпы. Такой вывод делают читатели после прочтения повести.
2. Н.А.Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо?» В поэме много ярких, положительных героев. Среди них — Гриша Добросклонов. Он появляется почти в самом конце поэмы — в главе «Пир на весь мир». Гриша посвятил себя борьбе за счастье народа. Он сочиняет песни, выражает в них свою любовь к родине, народу, веру в светлое будущее. Эти песни знают и любят крестьяне, поют их. Гриша может вести за собой, своими пенями вселяет уверенность в крестьян в необходимости лучшей, справедливой жизни. Так в его песне «Русь» прославляется народ, «золотом» называется сердце народное. Призыв к борьбе, уверенность в победе народа слышится в этой песне. Рать подымается — Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая! Н.А.Некрасов, как истинный поэт, знал, какова сила стихотворного слова. В поэме он показал, как песня может поднять на борьбу, объединить народ, сплотить его. Он создал образ народного поэта, которому верят крестьяне и за которым идут.
3.М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита» Тема творчества, истинного искусства является одной из ведущих в романе М.Булгакова. Автор показал несколько героев, связанных с литературным творчеством. У каждого из них свой путь в литературе. Сатирически показан Михаил Александрович Берлиоз, председатель МОССОЛИТА. Это ограниченный человек, имеющий неширокий кругозор, а ведь ему доверено руководство литературным объединением Москвы. Да и все члены этой организации недалёкие и бездарные люди. Главное для них — получение привилегий, обеды в элитном ресторане, набивание своих желудков. Такие люди неспособны создать истинные произведения искусства. Понял это, после знакомства с Мастером, поэт Бездомный. Понял, как далеки от творчества были его произведения. Мастер — вот истинный писатель, создающий произведение, которому суждено пережить автора. «Рукописи не горят», то есть истинная литература не подвластна ни времени, ни тем более той власти, во времена которой она создаётся. Мастер, не понятый современниками, обрёл покой и свободу с любимой лишь благодаря высшим силам. И, к сожалению, не на земле. Трудно писать и говорить истину, гонения, непонимание ждут такого писателя, как это случилось с Мастером. Но нужно идти до конца по пути Правды, если посвятил себя литературному творчеству. АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Общее Все данные произведения объединяет мысль о высоком назначении искусства. Люди, занимающиеся творчеством, должны осознавать свою миссию, понимать, что их произведения переживут время. Истинное искусство не терпит лжи, предательства. Оно далеко от наживы, карьеризма. В основе его должна быть только Правда, тогда такие творения поведут людей за собой, помогут им понять себя, осознать, что происходит вокруг, поднимут на борьбу за свободу и справедливость.

 

Фантастика

Тема фантастики
1.Н.В.Гоголь. «Нос» В повести автор использует приём фантастического изображения действительности с целью усиления его сатирической направленности. Н.В.Гоголь показывает нравы своих современников, осуждает те нравственные ценности, которые они сделали главными в своей жизни. Н.В.Гоголь показывает самостоятельную жизнь Носа коллежского асессора майора Ковалёва. Он занимает более высокое социальное положение, Нос — статский советник. Автор высмеивает то, как люди оценивают человека не по его личным качествам, а по тому социальному статусу, который он имеет в обществе. Даже неодушевлённый предмет Нос ценится выше, чем герой – Ковалёв, над которым все только смеются. Внешне сюжет повести юмористический. Читатели следят за тем, как Ковалёв пытается вернуть Нос на место, как ему с большим трудом всё же это удалось сделать. Но за внешним юмором таится глубокая сатира. Герой словно наказан за то, что он эгоист и карьерист, всеми правдами и неправдами стремящийся подняться по служебной лестнице. Может, именно поэтому с ним и случилось такое. О жизненных ценностях, об отношении к людям, о порядках в обществе — о многом заставляет задуматься автор читателей. Какими нужно быть людьми, какие нравственные приоритеты избрать для себя в жизни — это решает каждый сам.
2.А.Н.Толстой. «Гиперболоид инженера Гарина» Произведение стало одним из первых среди научно-фантастических в русской литературе. Значительное усиление роли науки, научных исследований привело к появлению проблемы ответственности учёных за свои изобретения. Очень страшно, если одно из них, обладающее страшной разрушительной силой, окажется в руках человека эгоистичного, самовлюблённого, стремящего к власти. Именно так и произошло с героем в романа «Гиперболоид инженера Гарина». Гарин, создавший оружие со смертоносным лучом, одержим манией мирового господства. Автор подчёркивает мысль, что общество должно контролировать подобные изобретения, не позволять авторам вести эксперименты, приводящее к гибели людей, к разрушению. Герои — Василий Шельга, сотрудник уголовного розыска, и совсем юный Иван Гусев- противостоят Гарину, не дают осуществлению его смертоносных планов. Таким образом, приём фантастики позволяет А.Толстому поднять многие актуальные проблемы времени: роль науки в обществе, нравственные ценности, противостояние злу и др. Данный приём ярче высвечивает эти проблемы, показывает угрозу, которую таит деятельность, направленная на уничтожение людей. Анализ произведения.
3.М.Булгаков. «Роковые яйца»   Автор, используя фантастический сюжет, предостерегает общество от тех негативных последствиях, которые может принести власть, установившая в России. Написано произведение в 1924 году, своих героев автор помещает на несколько лет вперёд — в 1928 год. Сюжет произведения заключается в том, что учёный В.Персиков совершает великое открытие: он создаёт луч, который может во много раз ускорять развитие живых существ, способен, например, увеличить рост кур, а значит, решить продовольственную проблему. Цель учёного благая. Однако данное изобретение попало в руки несведущих, малообразованных людей, главное для которых — это выполнение плана. Среди них директор совхоза «Красный луч» Рокк, который, по приказу властей, забирает изобретение, хотя исследования ещё не закончились. В результате произошла трагедия: из-за халатности луч был направлен на яйца крокодилов, удавов, змей и прочей «нечисти», расплодившейся, достигшей огромных размеров и двинувшейся на Москву. Лишь неожиданный для лета мороз спас ситуацию: все гады погибли. О многом заставляет задуматься автор данного произведения: и о роли науки, судьбе учёного в начинающем складываться тоталитарном государстве, и о командной системе власти — о том, как надо жить, какое нужно стоить общество. Использование фантастики помогло А.Толстому до предела обнажить проблемы времени, привлечь к ним внимание современников. Анализ произведения
Общее Фантастическое изображение действительности использовалось в произведениях русской литературы для более яркого изображения характеров, ситуаций, высвечивания острых проблем. Фантастические приёмы в данных произведениях гротескно обнажали стороны действительности, помогали авторам достичь яркого, образного раскрытия тем, проблем. В одних произведениях фантастика соседствует с юмором, в других- с резкой сатирой. Цель одна: предостеречь людей от неправильных поступков, действий, принципов, заставить задуматься над настоящим, не совершать ошибок.

Хамелеонство

Тема хамелеонства
1.А.С.Грибоедов «Горе от ума». Изображая фамусовское общество, автор показывает, что всем его членам свойственно подхалимство, образно говоря, хамелеонство. Каждый из них стремится подстроиться под то общество, в котором живёт, играть нужную роль, хотя в иной обстановке их истинная сущность совершенно иная. Таков Алексей Молчалин. Услужливый, внешне приветливый, он чётко идёт к намеченной цели — стать богатым, иметь высокий чин, породниться с Фамусовым, стать «своим» в высшем обществе. Он умело играет свои роли: с Фамусовым он подобострастный, преданный, услужливый, с Чацким держится несколько высокомерно, пробует даже того поучать, с Софьей — ласковый, нежный, внимательный, а с Лизой — развязный, бестактный. Как хамелеон, он приспосабливается к любой обстановке, зная, как нужно себя вести в том или ном случае. Он скрывает свои мысли, взгляды, понимая, что нужно «думать», как все в фамусовском обществе или вообще молчать. «В мои лета не должно сметь // Свое суждение иметь». Молчалин прекрасно усвоил уроки отца: Во-первых, угождать всем людям без изъятья - Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была. Очень современен образ Молчалина, о многом задумываешься, читая пьесу. Как надо прожить жизнь: оставаясь личностью, самосовершенствуясь, или ища более лёгкие пути, например, хамелеонство в поведении? Здесь каждый делает свой выбор.
2.М.Е.Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы» Тема хамелеонства раскрывается в произведении на примере Иудушки Головлева — Порфирия Владимировича. Как только не называли его в семье: Иудушка, кровопивушка, откровенный мальчик. И все эти определения подходили к нему. Он умело играл свои роли: любящего сына, внимательного брата, — а на самом деле за маской скрывался безжалостный, эгоистичный человек, не имеющий понятия о чести, совести, семейной привязанности. Он вёл себя так, что было трудно понять, каковы его намерения и мысли. А когда всё же это понимание приходило, ужасались близкие. Вспомним хотя бы сцену, как поразилась мать Иудушки — Арина Петровна, когда вдруг узнала, что в их имении всё, даже крыжовник, является предметом отчётности. Как изменился герой, когда стал хозяином поместья! Это настоящий тиран, унижающий не только слуг, но и близких. Ни добра, ни жалости не знал этот человек. Мальчик с ласковым взглядом в детстве превратился в чудовище, продолжающее внешне так ласково всех называть (маменька, сыновей — Петенька и Володенька). Ничем и никому не помог этот герой. Главное для него — своя выгода. Страшно, когда понимаешь, что есть на свет такие люди, внешне приветливые, а в душе грубые и бессердечные.
3.А.П.Чехов «Хамелеон» Тема хамелеонства — основная в данном рассказе А.П.Чехова. Полицейский надзиратель Очумелов — типичный образ человека, одной из основных черт которого является подхалимство, приспособленчество. Автор сатирически высмеивает поведение героя, его «хамелеонство» в зависимости от ситуации. Очумелов то надевает, то снимает шинель, так как быстро меняется обстановка, а ему необходимо время для обдумывания своих действий. Не объективный подход к ситуации, не помощь Хрюкину, который требует защиты, а желание угодить преобладает в его поступках. Раз собака принадлежит брату генерала, значит, сам Хрюкин виноват, а Очумелов только заискивающе говорит о своей радости по поводу приезда важного человека. Вежливость и почтительность по отношению к людям, стоящим выше его по положению, приказной тон в разговоре со своим подчинённым — городовым Елдыриным, грубость в отношении к тем, кто значительно ниже его по положению (вспомним, как Хрюкина он называет «свиньёй», «болваном») — вот что свойственно поведению надзирателя. Ужасно, когда люди, обладающие властью, являются бесчестными, подхалимами, действуют не в силу закона, а в силу сложившихся обстоятельств. Хамелеонство – отвратительное социальное явление. И А.П.Чехов силой слова вёл борьбу с ним.
Общее Хамелеонство – это подхалимство, стремление угодить вышестоящим чиновникам, лицемерие, умение не показывать своего истинного лица, своих целей и намерений. Это социальное явление, которое характерно любому обществу, поэтому так актуально звучат вышеперечисленные произведения. Всех героев объединяет желание добиться богатства, стать элитой, хозяевами жизни, стремление угодить тем, у кого власть и богатство. Для них нет ничего святого. Это низкие, подлые люди, ценящие людей только по социальному положению. Для них нет понятия чести, достоинства, уважения людей. Каждый из героев идёт своим путем, имеет свою судьбу, но их объединяет именно хамелеонство в поведении. Сатирически высмеивая подобных типов, авторы стремились пробудить лучшие качества в человеке, словно призывали не уподобляться молчалиным, головлёвым, очумеловым, жить по законам нравственности, иметь своё лицо, чёткую жизненную позицию, а не быть хамелеонами и приспособленцами.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: