Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»

Тема: «Животный мир морей и океанов. Профессия - рыбак»

Пересказ рассказа Е. Пермяка  «Первая рыбка»

Связная речь: Учить пересказывать литературный текст с использованием выразительных средств автора.

Грамматика: Обратить внимание детей на разнообразные грамматические формы встречающиеся в литературном произведении, на то, как меняется смысл слова при употреблении разных суффиксов.

 

 


«Первая рыбка»

Юра жил в большой дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было. Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

- Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна и навариста, что ершище жирнее сома.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он всё равно радовался. Радовался тому, что в большой семейной ухе и его маленькая рыбка.

Вопросы:

Куда поехала Юрина семья? (Юрина семья поехала рыбу ловить).

Как об этом можно сказать по другому? (на рыбалку, рыбу ловить).

Какими словами назван Юрин улов? (ёрш. Большущий ершище, крохотный ершишка). Почему одну и туже рыбу в рассказе называют по-разному?

Вывод: Когда шутили, то хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и слова такие подбирали. Ёрш на просто большой, а большущий, не просто ёрш, а ершище. А Юра понял шутку, понял, что на самом деле всё по – другому. Вот и слова употребил с противоположным значением: не большущий ершище, а крохотный ершишка.

В рассказе говорится: крохотный ершика. Как можно сказать по – другому?

Подберите, к слову, крохотный - слова близкие, похожие по смыслу.

Какое слово будет противоположным по смыслу маленький?

 

 

 

Лексико – грамматический строй

1. Выучить (любое)

Сидит котик на крылечке, Ловит котик рыбку в речке, Как хотел бы рыбку съесть, Да боится в воду лезть! Николенька-гусачок, По бережку скачет, Белу рыбку ловит, Бабушку кормит. Бабушка старенька, Бабушка добренька, Рыбушку любит, А внучка голубит, гладит по головке, Шьет ему обновки. Ночью темень. Ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь? Лисий след ведёт к норе, След собачий - к конуре. Белкин след ведёт к дуплу, Мышкин - к дырочке в полу. Жаль, что в речке, на воде, Нет следов твоих нигде. Только темень, только тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь?                                  И. Токмакова

2. «Расскажи, где живут рыбы»

   Рыбы живут в реках. Это речные рыбы.

Рыбы живут в озере. Это озерные рыбы.

Речные и озерные рыбы – пресноводные.

Рыбы живут в море. Это морские рыбы.

Рыбы живут в аквариуме. Это аквариумные рыбы.

3. «Четвёртый лишний»

Акула, кит, дельфин, ерш
Плавники, шерсть, чешуя, жабры
Лужа, море, река, аквариум

4.   «Весёлый счёт»

1 2 5 Много
Морской обитатель      
Маленькая рыбка      
Большой кит      

5.   Скороговорка: Удит рыбу удочкой, умница наш Юрочка. (проговаривать 2-3 р)                

6. Знать виды рыб, уметь называть.

   Знакомим детей с пословицами и поговорками: (объясните детям смысл этих пословиц)

        Берег – цель всякого плаванья. Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше.

   

    Элементы грамоты

1. Звуки и буквы: Ц. Ч. Повторить слова с этим звуком. Дифференциация звуков [Ц – Ч]

«Ч-чхи!» - чихаю я с утра. Пить лекарство мне пора. Если вылечу простуду, К вечеру чихать не буду. Ч-ч-хи! Мой котёнок очень ловко Ночью мышь поймал в кладовке. Цепко сцапал: цап-царап! Мышь не вырвалась из лап. Цап!

 

2. Повторить: Все звуки, которые поизносим с преградой – называются согласными звуками. Согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими. Звук [ц] - согласный глухой, всегда твёрдый, обозначается синим цветом. Звук [ч] – согласный глухой, всегда мягкий, обозначается зелёным цветом.

3. Вырежи из полоски зелёного цвета, сложи и наклей букву ч, из синей – ц в тетради.

4. Придумай по три слова со звуками [ц], [ч] в начале, середине, конце слова. Запишите слова в таблицах (2 таблицы)

5. Наклейте картинки в названиях которых слышим эти звуки (в начале, середине, конце слова)

Прочитайте детям: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Н. Носов «Карасик», Е. Пермяк «Первая рыбка», Б. Заходер «Кит о кот», Л.Н. Толстой «Акула», Х.К. Андерсен «Русалочка», Р.н. сказка «По щучьему велению»

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: