Хуан де Вильянуэва. Прадо. 1785—1830 гг. Мадрид

29

ЖИВОПИСЬ

До второй половины XVI в. Испания была художественной провинцией, её живопись известна в основном по работам слабых подражателей мастерам эпохи Возрождения. Боль­шинство испанских художников настороженно (а порой и неприяз­ненно) воспринимали античное на­следие, считая его чуждой языче­ской культурой, которая ничему не может научить христианского мастера. Деятельность испанских живописцев жёстко контролиро­валась инквизицией (например, запрещалось писать обнажённое женское тело, в изображениях Бого­матери и святых женщин нельзя бы­ло показывать их ноги). Тем не менее почти все великие мастера Ис­пании творили именно в конце XVI — XVII вв. Не случайно этот пе­риод называют золотым веком ис­панской живописи.

ЭЛЬ ГРЕКО

(1541-1614)

Эль Греко — испанское прозвище художника Доменико Теотокопули, грека по происхождению. Он ро­дился на острове Крит в Средизем­ном море, который принадлежал Венецианской республике. Это ска­залось на формировании его как живописца: он испытал влияние и византийских иконописцев, и мас­теров итальянского Возрождения. Эль Греко несколько лет провёл в Венеции и Риме. Под влиянием Ти­циана, главы венецианской школы, он овладел техникой работы с цве­том, правилами построения пер­спективы.

Около 1577 г. Эль Греко покинул Рим и уехал в Испанию. Официаль­ного признания художник здесь не получил: представленная ко дво­ру картина «Мученичество Святого Маврикия» не понравилась королю Филиппу II. Потерпев неудачу при дворе в Мадриде, Эль Греко посе­лился в Толедо — бывшей столице Испании.

Монументальное полотно «По­гребение графа Оргаса» (1586— 1587 гг.) написано для церкви Сан-Томе в Толедо. Согласно местному преданию, в 1312 г. во время похо­рон графа Оргаса — богатого, но очень скромного и набожного горо­жанина, пожертвовавшего своё со­стояние храму Сан-Томе, — про­изошло чудо: с небес спустились святые Августин и Стефан и сами по­хоронили умершего.

Композиция картины традиционна для того времени: в нижней части, на земле, совершается погре­бение, а в верхней, на небесах, ду­ша графа Оргаса предстаёт перед Христом, Богоматерью и святыми. Здесь в полной мере проявилось да­рование художника: и удивительная

Эль Греко.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: